Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnykh_sposobnosteydokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых классов.
Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.
Что же такое коммуникативность?
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями , а так же речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Система работы строится так, чтобы вызывать необходимость речевого общения и
потребность в нем. Обучение общению – это обучение речевой деятельности. Как мы обучаем любому виду деятельности? Например, плаванию — плавая, пользованиюкомпьютером — работая с ним. Вполне понятно, что общению нельзя обучиться, если не общаться друг с другом, с учителем.
Учиться общению общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.
Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
Умение организовать общение («Я умею»)
Первый урок, который я провожу в начале учебного года в 4 классе, это урок-путешествие на тему «Язык- самое удивительное, что есть на свете!» (В.А.Синицын. «Я начну, а ты продолжи». И начинаю я его с просьбы показать язык, чтобы проверить на месте ли он. Предлагаю подумать над вопросом: для чего нам язык? В ходе беседы выясняется, что не будь языка, мы бы не говорили, не узнали бы много интересного. И подвожу к мысли, что язык- это не только физический орган в полости рта, но и средство человеческого общения.
Далее «посещаем» Древнюю Вавилонию, читаем легенду «Вавилонская башня» и размышляем над содержанием легенды, еще раз убеждаясь, что язык-
средство общения, единения людей и великое чудо, данное природой, которое каждому необходимо беречь, изучать.
Потом знакомлю с цитатами великих людей о языке.
На следующем уроке говорим о культуре речи, о культуре общения. Знакомимся с правилами слушающего и говорящего.
Правила слушающего
Выслушай обращенное к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего.
Правила дя говорящего
Осторожно обращайся со словом. «Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть»
Урок – исследование – это одна из нетрадиционных форм, когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, учится работать в группе, вступает в коммуникацию со своими сверстниками. Так на уроках русского языка дети в группах исследуют словарное слово, опираясь на схему с точки зрения этимологии, лексикологии, словообразования, фразеологии и т. д.
Сообщая, что слово «ветер» появилось более 10 тыс. лет назад. ( В группах должны быть соответствующие словари)
Толкование
Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.
◊ Этимология
В древнерусском языке ветр, ветреный, ветрило означало парус, ветрити – веять.
Однокоренные слова
Ветерок, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный, заветренный, подветренный.
Синонимы: вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир.
Эпитеты
Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный.Фразеологизмы
Бросать слова на ветер – говорить не подумав.
Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить
Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.
Пословицы и поговорки
Ветер снег съедает.
Сообщаю ребятам, что слово- это живое существо, подобно человеку, способное радоваться, грустить, обижаться и т.д.
Слово может быть добрым и злым, т.е. отталкиваясь от лексического значения содержать или положительный, или отрицательный заряд.
Затем дети составляют мини-тексты.
Урок – соревнование, целью которого является активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элементов соревнования. На данном уроке дети вспоминают одно из важных правил: важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
Метод проектов, цель которого – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей. Метод проектов нацелен на осознание необходимости своей работы, применения ее в учебной деятельности, на приобретении умения работать с научной литературой, развивает навыки самостоятельности, коммуникативности, мыслительной деятельности. Отличительными чертами игровой технологии являются: эмоциональная приподнятость, состязательность, наличие прямых или косвенных правил. На уроках русского зыка создаю как можно больше игровых ситуаций
Литература.
1.Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78
2. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.
3. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 22-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"
Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...
Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».
Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образ...
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности»
Доклад на районном семинаре руководителей ШМО начальных классов....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА
Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».
Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников
Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...