Ролево-игровой проект «Нижегородская ярмарка».
проект по теме
Проект разработан для младших школьников 3-4 классов и может быть организован во внеурочной деятельности. Цель проекта: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной позиции, формирование на основе историических и культурных традиций города и области гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nizhegorodskaya_yarmarka.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролево-игровой проект «Нижегородская ярмарка»
3 класс
Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной позиции. Формирование на основе исторических и культурных традиций города и области гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
Задачи: Систематизировать знания учащихся по темам: «История родного города», «Устное народное творчество», учить самостоятельно подбирать материал по заданной теме, познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору.
1 этап. Погружение в проблему.
- Что мы знаем о Нижнем Новгороде? Кто жил на этом месте 100 лет назад? 200? Чем занимались наши предки-нижегородцы? Во что играли дети? Как одевались? Какие песни пели? Какие сказки любили? В каких существ верили?
2 этап. Сбор информации.
1.Экскурсии по городу, в Кремль.
2. Посещение музеев (Краеведческий, Быта народов Поволжья, художественных промыслов, Радиотехники, районного музея)
3. Конкурс рисунков «Мой любимый город»
4. Викторина «Знаю ли я свой город?»
3 этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
Нам хотелось бы больше узнать об истории нашего города. Особенно поиграть в игры, в которые играли наши сверстники 100 лет назад.
4 этап: Реализация плана действий (проекта)
План работы в группе:
1. Выбрать тему исследования. Заполнить таблицу.
Наши вопросы | Состав группы | Гипотеза | Задачи |
2. Наметить пути решения задач.
3. Распределить роли в группе
- Осуществлять контроль по работе в группе (сбор информации, обработка, ведение дневников работы)
- Оформить презентацию, используя материалы сети Интернет, схемы, фото, рисунки, личный опыт и наблюдения.
- Подготовить выступление – защиту (сообщение, инсценировку, исполнение песни, викторину и др.)
5 этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
- Группа «Игроки» Найти русские народные игры, в которые играли наши предки (5-6 игр, правила каждой оформить на альбомном листе. 1 человек готовит сообщение об истории игр).
- Группа «Дизайнеры одежды». Поиск информации по теме «О чём рассказывает нам народный костюм?» (найти материал о русском народном костюме)
- Группа «Сказочники» Мифические существа древних славян (водяной, домовой и др. Нарисовать, немножко рассказать о каждом).
- Группа «Музыканты» Русские народные песни (разучить 2-3, в том числе частушки, исполнение с инсценировкой)
- Группа «Затейники». Русские народные загадки и скороговорки (найти старинные русские загадки и скороговорки, оформить в виде 2-х ромашек).
- Группа «Художники». Найти информацию о нижегородских народных промыслах. Подготовить презентацию-викторину «Русские народные промыслы».
6 этап: Презентация проекта
Праздник для детей и родителей «Нижегородская ярмарка»
Оборудование:
Класс украшен в русском стиле (вышивка, кружева, разноцветные платки , “бусы из бубликов”, матрешки, предметы народных промыслов: хохломы и др. На доске прикреплены ромашки с загадками и скороговорками. У детей стилизованные костюмы).
1. Вступительная часть.
Появляются ведущие Хозяин с Хозяюшкой, оба в русских народных костюмах.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Х-ка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.
Х-ин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.
Кому - правда, кому – сказка, кому – песенка.
Х-ка:
Удобно ли вам гости дорогие.
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнём наш праздник «Русская ярмарка»!
В истории культуре деревень, сел и городов всей Руси не было более яркого, зрелищного действа, чем ярмарка. Это не просто праздник торговли, это еще и праздник мира, народной мудрости, мастерства и изобилия.
А чтоб у вас было хорошее настроение к нам на праздник пришли гости с веселыми частушками. (Дети исполняют частушки)
Выступление группы «Музыканты»
Девочка:
Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Мальчик:
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад -
Сапоги мои лежат.
Девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
Мальчик:
На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочка:
По деревне я шла
И Ванюшу видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
Мальчик:
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Девочка:
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
2. Мифические существа древних славян.
Выступление группы «Сказочники».
Игра «Водяной»
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!
Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной" при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
3. Русский народный фольклор.
Выступление группы «Затейники»
Хозяин: Ой, посмотрите, пока мы были на ярмарке, выросли чудо-ромашки. Это цветы не простые, это ромашка скороговорка и ромашка-загадка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку или отгадать загадку.
(Дети по очереди читают скороговорки и загадки отгадывают.)
Хозяйка:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд.
Выбирай подряд.
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Выступление группы «Игроки»
Игра «Золотые ворота»
Хозяин:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись, народ!
Хозяйка:
Открываются ворота,
Выходи, кому охота!
А кому неохота,
Тоже выходи!
3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.
Правила:
1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
4. Во избежание травматизма : не забывайте, что у людей головы не чугунные. Опускайте руки аккуратно.
5. Русские народные песни.
Х-ка:
Любое веселье не обходилось без русской народной песни. А какие русские народные песни вы знаете? (Выступает группа «Музыканты»).
Игра «Ручеёк».
6. Русские народные костюмы.
Компьютерная презентация. Выступает группа «Дизайнеры»
Игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "Заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
7. Викторина «Русские народные промыслы» (С компьютерной презентацией выступает группа «Художники»).
Хозяйка:
Велика Россия наша, и талантлив наш народ,
О Руси родной умельца на весь мир молва идёт!
Отгадайте, о каком народном промысле идёт речь?
А) Алый маковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть?
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская … (матрёшка)
Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась более ста лет назад. Ее придумал художник С.В.Малютин. он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но эта кукла была японцем. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек, яблоками положил на щеки румянец. И назвали красавицу старинным русским именем Матреша.
Б) Расписные коньки, разноцветные индюки.
Барышни румяные и гусары бравые.
Играй вдоволь, да смотри, только нас не урони! (дымковская)
В) Деревянные игрушки, да игрушки не простые –
Мы всегда в движении, мы всегда в работе
А как нам это удаётся? Играя, вы поймёте! (богородская)
Г) Золотым и алым цветом эта чаша расцвела
Солнцем, ягодами, летом вдруг наполнилась она.
Угадаешь, что за чудо? Это чудо…(хохлома).
Д) По розанам и купавам скачет конь вороной
И серебряною сбруей он звенит над землёй.
Вот так удаль молодецкая! Эта роспись…(Городецкая)
Е) Распустились синие цветы, развернулись синие листочки
Не в саду, не лесочке, не в поле, а на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель. Что это за роспись? Это …(гжель)
8. Подведение итогов.
Х- ка:
Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.
Х-ин:
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
7 этап: Рефлексия.
Заполни таблицу:
Знаю | Интересуюсь | Узнал | Научился | Самооценка |
(1 столбик ребёнок заполняет на этапе «Погружения в проблему», 2 столбик на этапе «Реализации плана действий», 3, 4 и 5 столбик на этапе «Рефлексия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Новогодняя ярмарка"
Проект направлен ина расширение знаний учащихся по устному наровному творчеству, на развитие их творческих спобностей.Включает в себя: знакомство с устным народным творчеством, сочинение и оформление ...
Праздник - проект "Русская ярмарка"
Досуг с детьми младшего школьного возраста организован в стиле русских народных традиций. Данное мероприятие позволяет импровизировать старинную ярмарку со скоморохами - зазывалами, выступлениями вожа...
Презентация на тему: "История Нижегородской ярмарки".
Данная презентация подготовлена для занятий в кружке "Мой край - моя Родина" и содержит фотоинформационный материал об истории создания Нижегородской ярмарки. История Нижегородской ярмарки своими корн...
Ролево-игровой проект по английскому языку "At the cafe"
Для учащихся предлагается ролево-игровой проект "At the Cafe", который может быть итоговым при изучении темы "Еда" (Food). Данный проект поможет детям проявить свою творческую акти...
Мастер-класс Нижегородская ярмарка
Мастер класс на конкурс "Классный руководитель года 2021" посвященный празднованию 800-летию Нижнего Новгорода на тему: "Нижегородская ярмарка"...
Проект "Нижегородская ярмарка"
Проект для обучающихся 3 класса....
"Путешествие по Нижегородской ярмарке»
Внеклассное мероприятие " Путешествие по Нижегородской ярмарке"...