Статьи
статья по теме
Статьи, опубликованные в Сборниках педагогических чтений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaluzhnaya_kraevedcheskaya_microsoft_word_3.doc | 39.5 КБ |
pedchteniya_2008_chistomicrosoft_word_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Залужная Е.И.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 163
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младшего школьника.
Как показал анализ знаний обучающихся о своей малой родине, они очень поверхностны, ограничивались только названием города, региона. А как можно любить, заботиться, гордиться, защищать то, с чем не знаком и что не представляет для человека особой ценности?
Вот почему основной целью как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности стало создание условий для формирования гражданской позиции младших школьников в процессе знакомства с родным городом.
Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Для реализации поставленной цели мне было необходимо:
- Сформировать систему знаний о своем крае (географические, социальные, исторические, культурные).
- Пробудить эмоциональный интерес к окружающему миру.
- Включить обучающихся в практическую деятельность по применению полученных знаний (умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками).
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят
деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности обучающихся через различные формы работы:
- Экскурсии в городской Краеведческий музей, музей Природы, обзорные по городу, его памятным местам и достопримечательностям.
Здесь происходило приобщение обучающихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививалась любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города.
Чем раньше музей входит в жизнь детей, тем больше места он занимает в дальнейшем, стимулируя культурные потребности и запросы, формируя вкусы. При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках в школе, в углублении знаний, получаемых в процессе того или иного учебного курса с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края.
- Ежемесячные музейные уроки в соответствии с Программой МУК Объединенным музеем писателей Урала.
- Факультатив «Литература Урала». Этот предмет призван познакомить детей с географией, историей и традициями Урала, поэтами и писателями нашего края и их творчеством, поднять интерес к литературе в целом.
- Работа над групповым проектом «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра».
- Встречи с интересными людьми, которые внесли огромный вклад в развитие города, страны, в том числе и с ветеранами ВОВ.
- Участие в городской интеллектуальной игре-конкурсе «Путешествие по Екатеринбургу-2010».
- Участие в экологических конкурсах.
- Изучение декоративно-прикладного искусства: обычаев, традиций, праздников своего народа через уроки гуманитарного цикла, проведение праздников: «Праздник урожая», «Рождественская елка», «Масленица».
- Посещение театров города: ТЮЗ, Кукольного, Драматического, Театра оперы и балета.
- Проведение тематических родительских собраний «Воспитываем элементы гражданственности», «Учим детей знать, любить и беречь свой город».
Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания является наблюдаемый мной личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношения к миру.
В результате проведенной мной работы обучающиеся почерпнули интересные сведения из истории города, «познакомились» с его основателями и простыми горожанами. В ходе посещения музейных уроков получили наглядную информацию об истории края, где сами становились активными участниками эпохи 18-20 веков, разыгрывая сценки, мини-спектакли, были на рождественском балу в костюмах 19 века.
Показателями успешности воспитательной деятельности является и заметно выросшая активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию.
Ребята не только делились впечатлениями со сверстниками, родителями, другими педагогами, просматривали сделанные ими фотографии, но и оформляли стенгазеты «Страницы истории родного края» и фотовыставки «Мои впечатления об увиденном», выставки рисунков «Мой любимый город». Сами придумали и продолжили игры на переменках с тематическими наборами открыток с видами города: «Узнай по фотографии», «Собери картинку», включая в эту деятельность ребят из других классов.
На уроках русского языка обучающиеся писали сочинения: «Мой любимый двор», «Город мечты», «Что меня больше всего удивило в музее?» На уроке технологии предложили создать проект-макет школьного двора. Читая произведения уральских писателей были удивлены и горды тем, что это их земляки. Через переживание книг обучающиеся постигали ценностный смысл таких понятий как «родительский дом», «семейный круг», «мир родной природы». В результате участия в школьном туре интеллектуального конкурса «Суперчитатель- 2010» команда заняла 1 место, а в конкурсе чтецов «С чего начинается Родина?» - 2 место.
Как я уже говорила, до работы над проектом «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра» дети обладали скудными знаниями об истории края и не проявляли интереса к изучению его истории, культуре. Высокий уровень знаний показывали лишь 5% обучающихся, средний – 15%, низкий – 80%. По окончанию работы над проектом, которая продолжалась 2,5 года, повторное анкетирование показало следующие результаты: высокий уровень знаний – 52%, средний – 36%, низкий – 12%. Эта работа, результатом которой стала также устная презентация и выпуск журнала в трех частях «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра», (который используется как обучающимися, так и учителями школы для подготовки к урокам), пробудила интерес к дальнейшему изучению истории края не только у обучающихся, она увлекла и их родителей. А победное третье место в городской интеллектуальной игре-конкурсе «Путешествие по Екатеринбургу-2010» придало уверенности в своих силах, укрепило чувство собственного достоинства, гордости за достижения родного края.
Возросла активность и результативность обучающихся в участии в различных конкурсах. Участвуя и побеждая в экологических конкурсах («Мы - за здоровый город» 2011г. – 1 место; выставка областного экологического форума «ЮНЭКО - 2011» - 1 место»; «В лабиринтах природы-2009» - 1 место; «В лабиринтах природы-2012» - 2 место) обучающиеся приходили к мысли, что любить и охранять природу, значит любить Родину. Приходили к пониманию, что от каждого из них зависит будущее малой родины и страны в целом, и наступало осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что обучающиеся и в дальнейшем с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышая их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Считаю поставленные передо мной задачи реализованными.
Предварительный просмотр:
Залужная Елена Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МОУ СОШ № 163
г. Екатеринбург
Формирование гражданской позиции у младших школьников в процессе знакомства с родным городом.
Первой задачей в плане воспитательной работы с первоклассниками я поставила воспитание любви к родному городу, к своей Родине, гражданское и правовое воспитание.
Наряду с другими воспитательными задачами считаю эту наиболее важной.
Во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Во-вторых, детям 6-7 лет совершенно чужды такие понятия, как патриотизм, толерантное отношение к людям разных национальностей. А ведь известно, что именно в этом возрасте, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.
В-третьих, любой край, где бы человек не жил, неповторим. Наш город имеет богатую историю, которую должны знать дети. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной, ведь любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В основе моей работы лежат два направления: работа с детьми и работа с родителями.
Работа с детьми включает в себя:
- Экскурсии – живые впечатления. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину. Для ознакомления с ближайшим окружением я выбрала целевые прогулки. Старалась сделать каждую прогулку яркой, эмоциональной, запоминающейся. Путешествия наши начинались с экскурсии по зданию школы, ее территории. Дети предлагали самые разнообразные варианты обустройства игровых площадок и меры по поддержанию порядка в самой школе. Темы целевых прогулок были самые разные, но цель одна – воспитание у первоклассников активной гражданской позиции. Из экскурсий по городу особенно запомнились и понравились детям – обзорная по городу, Краеведческий музей и музей природы. Дети почерпнули интересные сведения из истории города, «познакомились» с его основателями и простыми горожанами. После каждой экскурсии ученики делились впечатлениями, просматривая сделанные ими фотографии, оформляя фотовыставки и выставки рисунков, выпускали газеты.
- Путешествия и игры на уроках. Используя межпредметные связи, включала в материал уроков задания, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, исходя из опыта детей и полученных ими знаний. На уроках русского языка, например, дети писали мини-сочинения на темы: «Мой любимый двор», «Я сломанная качель», «Город мечты», «Что меня больше всего удивило в музее?» На переменках дети полюбили играть с открытками (тематические наборы с видами города, музейными экспонатами) в игру «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Собери картинку».
- Ведение факультатива «Литература Урала». Этот предмет призван познакомить детей с географией, историей и традициями Урала, поэтами и писателями нашего края и их творчеством. Через чтение и переживание книг ребенок постигает ценностный смысл таких понятий как «родительский дом», «семейный круг», «мир родной природы», затаенную в них нравственную и эстетическую значимость для человека во все периоды его жизни.
Работа с родителями.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Анкетирование родителей подтвердило, что многие из них не владеют теми знаниями, которые необходимо передавать своим детям, например, об истории возникновения, символике города и др., а следовательно, и среди них нужно вести просветительскую работу. На родительских собраниях я проводила беседы на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», «Учим детей знать, любить и беречь свой город». Привлекла родителей к созданию фото-галереи «Екатеринбург в разные времена года». Вместе с детьми мы устраивали походы выходного дня на природу. Организовывали субботники по уборке класса и благоустройству школьного двора. Совместные домашние задания по созданию семейного герба и девиза, написанию творческих работ - все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними, доставило радость, также совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе.
В следующем году мной запланирована проектная деятельность в этом направлении (совместно с родителями) по теме: «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра», результатом которой будет презентация устного журнала.
Воспитание не дает сиюминутных результатов. Я надеюсь, что мои ученики будут вспоминать свои яркие впечатления детства, с гордостью рассказывать о своем городе, помнить о родителях и друзьях. Ведь, если дети любят свою малую родину – город, то они будут любить и свою страну. Воспитание гражданских чувств, гордости за свою родину, понимания неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, ее всестороннем развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...