УРОК ПО ПРАВУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pravu.odt | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Путешествие в страну правовых знаний»
Цель: формирование правовой культуры учащихся, профилактика противоправного поведения.
Задачи:
-знакомство с понятиями «право» и «обязанность», Конвенцией о правах ребенка, основными правами детей;
-показать единство прав и обязанностей;
-формировать правовую культуру учащихся, нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению;
-способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки;
-воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну правовых знаний и узнаем о том, что такое право, какие права имеет ребенок и есть ли у него обязанности. В стране правовых знаний…
Вбегает Почемучка.
Почемучка: Каких знаний? Правовых? Там что, ходят только направо?
Учитель: Причем здесь направо, налево? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Почемучка: О чем, о чем? О каких таких правах? Права эти съедобные?
Учитель: Права – это правила, по которым живут все люди.
Почемучка: А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Учитель: Ошибаешься, ты пользуешься правом на жизнь, это право имеет каждый родившийся ребенок.
Почемучка: Да ну, я бы жила и без этого права.
Учитель: Не скажи, многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Почемучка, правильно поступали жители Спарты?
Почемучка: Ой, как страшно. Если бы я родилась в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болела!
Учитель: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. И самое главное право - это право на жизнь. И это право записано в Конвенции о правах ребенка.
Учитель показывает Конвенцию о правах ребенка.
Почемучка: Такая большая книга, а записано всего лишь одно право.
Учитель: Нет, ты ошибаешься. В Конвенции много статей, защищающих права ребенка.
Почемучка: Ребенка? Мне уже 7 лет, я - взрослая, мне о правах детей слушать неинтересно!
Учитель: Поспешила ты, Почемучка, назвать себя взрослой, ведь в Конвенции определен даже возраст, до которого человек называется ребенком, т.е. пока не исполнится 18 лет. До 18 лет всякое человеческое существо признается ребенком.
Почемучка: И зачем меня папа с мамой назвали Почемучкой? Не задавала бы никому лишних вопросов, была бы уже взрослой.
Учитель: А право иметь имя, фамилию также записано в Конвенции. И каждому ребенку после рождения дают имя.
Почемучка: Имя у всех детей одно – Почемучка.
Учитель: Нет имена у всех разные. Смотри сколько ребят в классе. Практически у всех разные имена.
Давай проверим.
Дани – в ладоши похлопайте.
Ксюши – ножками потопайте.
Наташа, Настя, Аня, Алёна, Вася, Федя, Люба – дружно помяукайте.
Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
- Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Учитель: Почемучка, человек никогда не бывает один. Его всегда окружают родные, друзья. Ребята, вы со школы возвращаетесь домой, а кто вас там ждет?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, папа, мама, бабушка, дедушка, сестры или братья. Одним словом, семья. А семья - это семья «я». Конечно, не в каждой семье бывает так много человек, но главное, ребенок живет не один. И это есть право жить и воспитываться в семье.
О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал поэт Марк Шварц.
Если вы родители –
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители –
Прощатели,
Любители,
Если-
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители –
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители –
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То – знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
Учитель: в первую очередь отвечают за ребенка родители. В нашей школе заботятся о вас много людей: директор, учителя, воспитатели, повара, медик…
Психотренинг «Я уважаю твое право…»
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке». (Игра идет по кругу.)
Вы учитесь в школе, то есть пользуются своим правом на образование. У ребят есть своя школьная семья – это класс. Учащиеся в классе соблюдают установленные нормы школьной жизни. Знаете ли вы эти правила. Ребята, я сейчас буду произносить фразу, если вы с ней согласны, хлопните в ладоши, а если нет – молчите.
Игра «В школу ходят, чтобы…»
-в школу ходят, чтоб учиться;
-в школу ходят, чтоб лениться;
-в школу ходят полежать;
-в школу ходят, чтоб читать;
-в школу ходят, чтоб стараться;
-в школу ходят, чтобы драться;
-в школу ходят покричать;
-в школу ходят, чтоб скучать;
-чтоб пятерки получать.
А теперь закончите предложение (хором).
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Учитель: Ребята, в Конвенции записано и право ребенка на отдых. У нас идет урок, а для отдыха в школе есть переменка.
Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).
2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.
Учитель: Придерживаться правил надо не только в школе. Ребята, а как вы ведете себя по отношению к своим родителям, понимаете ли вы их в стремлении дать вам хорошее образование, вырастить вас здоровыми? Послушайте стихотворение В. Лунина «Когда я стану взрослым» и представьте себя на месте взрослого.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину,
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать.
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать, скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана…
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
Учитель: Ребята, разве взрослые ведут себя так, как говорится в стихотворении? Нарушают ли родители права ребенка, когда не разрешают бегать по лужам, скакать верхом на кошке? Как вы будете себя вести, когда вырастете?
А теперь назовите свой любимый цвет.
Дети называют.
Учитель: У каждого человека может быть свой любимый цвет, любимая одежда, игра, то есть человек по тому или иному вопросу имеет свое собственное мнение. Даже ребенок имеет право на собственное мнение. Но высказывать его необходимо так, чтобы не обидеть другого человека. Если хочешь, чтобы твои права уважали, надо уважать права других людей. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Психотренинг «Я уважаю твое право…»
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке». (Игра идет по кругу.)
Почемучка. Как много нового я сегодня узнала, как бы мне все вспомнить.
Учитель: Не расстраивайся, мы с детьми сейчас тебе поможем. Поиграем в игру. Ребята, я буду говорить предложение, а вы должны дать ответ «да» или «нет».
Права – это правила, по которым живут люди.
Права ребенка записаны в журнале «Смешарики»
Права ребенка записаны в Конвенции о правах ребенка.
Ребенок – это человек в возрасте до 13 лет.
Ребенок – это человек в возрасте до 18 лет.
Высокие дети имеют больше прав, чем низкие.
Все люди равны в своих правах.
В школу ходят, чтобы играть в прятки.
В школу ходят, чтобы учиться.
Если ребенок болеет, к врачам обращаться нельзя.
Если хочешь, можно обзывать друг друга и ругаться.
С одноклассниками надо дружить.
Учитель: Молодцы, ребята, вы все хорошо запомнили. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Золушка», а при просмотре подумайте, какие права Золушки нарушены.
Просмотр мультфильма.
Учитель: Нарушено ли право детей на приемлемый образ жизни, т.е. право иметь все необходимое для жизни, и право на отдых в мультфильме?
Ответы детей.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Теперь вы знаете о том, что у детей есть права, ведь
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок правовых знаний
Материалы для урока правовых знаний. Все о конвенции о правах ребенка. Очень подробно....
Классный час на темы: «День Знаний» «День правовых знаний»
В мероприятии участвовали:обучающиеся 4Б классародители обучающихся 4Б классагости...
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ" пУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"
«Путешествие в страну правовых знаний»Цель игры:знакомство детей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», формирование представления об основных правах человека.Оборудование:компьютер и мультимедийная уст...
Урок правовых знаний
Данное внеурочное занятие разработано в качестве классного часа, который призван помочь учащимся познакомиться с понятиями "права" и "обязанности"....
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.
Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....
Путешествие в страну правовых знаний.
Детям необходимо знать свои права и обязанности.На примере сказочных героев и бытовых ситуаций, дети в игровой форме получат первые правовые знания....