Современные тенденции воспитания
статья по теме
Современные тенденции воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tendencii_vospitaniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
«Современные тенденции воспитания»
Руднева Валентина Тимофеевна
учитель начальных классов
В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.
Сегодня в обществе искусственно обостряется проблема старшего поколения и молодежи, происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушения исторических знаний вообще. В период смятения духа в обществе происходит отказ от отечественной культуры в угоду западной, которая упорно насаждает разврат, убийство, агрессию.
Под возросшим влиянием западного прагматизма деформируются и цели образования. Последствия информационного бума проявляются в том, что молодое поколение стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход.
В практике обучения проявляется тенденция к технологизации педагогического процесса, повальному тестированию школьников, что приносит ущерб использованию теории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.
Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной программой приватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех учащихся, которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей
Повышение комфортности семьи, ее изолированность формируют у детей направленность на себя, эгоизм. С изолированностью семьи утрачивается авторитет старшего поколения в воспитании. Семья не справляется сегодня с функциями экономическими, демографическими и педагогическими. В современных условиях жизни общества педагогический и социальный портреты учащегося складываются неблагополучно.
Воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом. Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системы показали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг.
Под влиянием идеологии тоталитарного государства в педагогике прочно утвердились авторитарные системы воспитания с подходом к человеку как объекту воспитания. Школа долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен», а не «ты можешь».
Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретает дегуманизированный характер.
Однако в этих условиях гуманистическая педагогика не придается забвению. Сегодня школа ведет отчаянную борьбу за выживание. Большинство педагогов понимают, что выживание это связано с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает, что надо разрушать существующую систему до основания. Школа избрала путь обновления и развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнению большинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечественной школы, ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливает богатое прошлое истории своей педагогической мысли.
С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.
Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.
Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.
Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.
Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.
Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;
формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм;
педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка;
гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку.
Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.
История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитать свободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики как современной идеологии воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация "Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью"
Публикация " Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью" включена в сборник "Воспитание и социализация учащихся 5 - 9 классов" (материалы городской научно - практиче...
Презентация "Современные тенденции воспитания в школе"
Перечень основных тенденций развития воспитания в современной школе....
Методическая разработка "Современные тенденции оценивания в начальной школе"
Методическая разработка "Современные тенденции оценивания в начальной школе"...
Современные тенденции развития теории и практики в непосредственном взаимодействии дошкольного учреждения и начальной школы по вопросам реализации новых образовательных стандартов
В презентации представлен материал по преемственности....
Программа XI Всероссийского симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с ОВЗ» г. Чита - тема выступления: «Сопровождение детей с РАС. УМК «Личный букварь».
Программа XI Всероссийского симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с ОВЗ» г.Чита...
Статья "Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью"
Коррекционная педагогика...
Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»
Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»...