Проект исследование "Путешествие буквы"
проект (3 класс) по теме
В данной работе раскрываются этапы происхождения алфавита. Эту работу можно использовать во внеклассной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_bukvy.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
Путешествие буквы
Автор: Мареев Иван
Класс: 3
Учитель: Сидоренко И.И.
Кировское
2013
«Без букв и грамматики
не учатся и математике»
Мы живём в мире надписей. Если представить себе, что все надписи и всё написанное вдруг исчезнет – сколько трудностей возникнет в нашей жизни! А ведь было, наверное, такое время, когда люди не умели ни читать, ни писать. В это трудно поверить. Мне захотелось узнать, а как же появились первые буквы? Кто их придумал? Как люди сообщали друг другу события?
Цель исследования: Узнать, как появилась буквы, и кто придумал алфавит.
Задачи исследования: Проанализировать научную литературу по теме и выяснить:
- когда и где появились первые буквы;
- кто их придумал;
- кто придумал русскую азбуку.
Методы исследования: сбор информации и её анализ
Планируемый результат: изготовление книжки-раскладушки
Результаты исследования
Из научной литературы я узнал, что сначала люди рисовали то, что хотели передать и запомнить. Эту древнейшую письменность называли «пиктографией» - рисуночным письмом. Учёные пытаются разгадать древнейшие рисунки и узнать, что же хотел рассказать древний человек. Точно понять рисунки древних мы не можем, потому что не знаем, что обозначает тот или иной знак. Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются «иероглифы» Их придумали жители древней страны Шумер, которая находилась между реками Тигр и Евфрат. Жители просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», а такой «бык». Об открытии шумеров узнали другие народы. В Египте, Китае и других странах появились свои знаки для слов. Итак , 5000 лет назад появилось письмо. Но овладеть таким письмом было очень трудно - ведь требовалось держать в памяти сотни знаков. Я узнал, что и в наше время в Китае и Японии используют такую систему письма.
Прошло ещё 2000 лет и, постепенно, из иероглифов произошла слоговая азбука: в ней каждый знак – это слог. А потом, народы, жившие на берегу Средиземного моря (семиты или финикийцы), придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит. Представляете, он состоял всего из 22 букв, и все они были согласные. Писали финикийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах. К счастью буквы тоже любили путешествовать. Прошло 200лет. Греки, познакомившись с письмом финикийцев, добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. В греческом алфавите было уже 24 буквы, он стал ещё совершеннее. Так появился первый в мире древний алфавит. Греки же придумали и само название алфавит - от первых букв Альфа и Бета. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а тот в свою очередь послужил основой алфавитов всех западноевропейских языков. Алфавит продолжал путешествовать по земле и попал к жителям древней Италии – Рима, Византии.
История русской письменности началась в 862г, когда в столице Византийской империи появились посланцы от князя Ростислава – правителя славянского государства. Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу 3 и патриарху Фотию с просьбой прислать к ним просветителей, которые могли бы составить славянскую азбуку и перевести на их родной язык Святое Послание и молитвы. Так как богослужение велось по латыни, а славяне не знали этого языка.
В конце 9-го начале 10-го века византийский император отправил к нашим предкам славных учёных – братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл в 863 году на основе греческого алфавита придумал славянскую азбуку, названную в его честь кириллицей. И было в ней 43 буквы, у каждой своё название – «аз», «буки», «веди», …»люди», … «покой» … «мыслите» …
Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслите - аз – мыслите – аз» Что получилось? Оказывается – «мама». Трудно было азбуку учить! Много веков пользовались кириллицей наши предки.
Есть сведения в литературе, что была ещё более древняя азбука, изобретённая славянским просветителем Кириллом (Константином Философом) в 9 веке. Называлась она «Глаголица» от славянского глаголь – слово, речь. Создана она была для записи церковных текстов на славянском языке. Но эта азбука оказалась мёртвой из неё не «выросла» ни одна из современных систем письма. А вот « кириллица» явилась основой многих современных славянских алфавитов и не только славянских.
Пришёл 1708 год. Пётр 1 в своих реформах не обошёл и азбуку. Он упростил написание некоторых букв и ввёл так называемый «гражданский шрифт». Россия развивалась, стала передовым государством, понадобилось много грамотных людей, а для обучения много книг, учебников. А тут такая медлительная старая азбука – 43 буквы. Некоторые их них обозначали звуки, которых вообще не было в русском языке. Пришлось отказываться от некоторых лишних букв, а остальные упростить в написании. «Гражданская азбука» или «гражданица» была освобождена от таких букв «юс малый и юс большой », «кси», «пси», «омега», «ижица», «зело».
И всё-таки правописание оставалось сложным. Сохранялись эти сложности русской грамматики до 1918 года, когда была проведена очередная реформа. Число букв сократили до 33, упростили их названия «а», «бэ», «вэ» … Осваивать грамоту стало легче.
Так в русской азбуке буквы славянского алфавита изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились. Вот и закончилось наше путешествие.
Заключение
Так что, садясь за уроки, не забывайте мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.
Список литературы
- Журнал «Миша» Рубрика «Как ? Зачем? Почему?» Н. Юрина «Путешествие буквы»
- Журнал «Мурзилка» «Аз и Буки» П.Федоренко (статья)
- Интернет ресурсы
- Откуда азбука пошла Е.Перехвальская Издательство «Малыш»
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Строчная буква "г" письмо 1 класс
Обучение письму по теме "Письмо строчной буквы "г". актуальность проекта состоит в том, чтобы построить грамотное и эффективное управление деятельностью учащихся и учебно-воспитательным процессом в це...
проект Весёлая буква
Знакомство детей с историей создания русской азбуки....
Проект "Волшебные буквы"
Наши работы выставлены в Музее образования города Москвы, зал Букваря....
Проект "Гласные буквы".
Проекты детьми выполнены с интересом....
Проект "Живая буква"
Выполнили ученики первого класса под руководством учителя...
исследовательский проект ПРОПАВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
проект-исследование на конкурс ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ...
Проект "Город БУКВ"
Цель проекта:создать свою личную «Азбуку», которую интересно изучать.Задачи:1) Представить выбранную букву в интересной форме.2) Учиться искать информацию про буквы (загадки, пословицы, ст...