Проект исследование "Путешествие буквы"
проект (3 класс) по теме

Сидоренко Ирина Иосифовна

В данной работе раскрываются этапы  происхождения алфавита. Эту работу можно использовать во внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_bukvy.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»

694403, Тымовский район, с. Кировское,

ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44

rikovskoe@yandex.ru

             

                          Путешествие буквы

                                                                    Автор: Мареев Иван

                                                                    Класс: 3

                                                                   Учитель: Сидоренко И.И.

                                               Кировское

                                               2013

                                                                                      «Без букв и грамматики

                                                                                       не учатся и математике»

 

   Мы живём в мире надписей. Если представить себе, что все надписи и всё написанное вдруг исчезнет – сколько трудностей возникнет в нашей жизни! А ведь было, наверное, такое время, когда люди не умели ни читать, ни писать. В это трудно поверить. Мне захотелось узнать, а как же появились первые буквы? Кто их придумал?  Как люди сообщали друг другу события?  

Цель исследования: Узнать, как появилась  буквы, и кто придумал алфавит.

Задачи исследования: Проанализировать научную литературу по теме и выяснить:

 - когда и где появились первые буквы;

- кто их придумал;

- кто придумал русскую азбуку.

Методы исследования: сбор информации  и  её анализ

Планируемый результат: изготовление книжки-раскладушки

Результаты исследования

      Из научной литературы я узнал,  что сначала люди рисовали то, что хотели передать и запомнить. Эту древнейшую письменность называли «пиктографией» - рисуночным письмом. Учёные пытаются разгадать древнейшие рисунки и узнать, что же хотел рассказать древний человек.  Точно понять рисунки древних мы не можем, потому что не знаем, что обозначает тот или иной знак.  Постепенно рисунки превратились в значки, каждый  обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются «иероглифы» Их придумали жители  древней страны Шумер, которая находилась между реками Тигр и Евфрат. Жители просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», а такой «бык». Об открытии шумеров узнали другие народы. В Египте, Китае и других странах появились свои знаки для слов. Итак , 5000 лет назад появилось письмо. Но овладеть таким письмом было очень трудно - ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.  Я узнал, что и в наше время в Китае и Японии используют такую систему письма.

Прошло ещё 2000 лет и, постепенно, из иероглифов произошла  слоговая азбука:  в ней каждый  знак – это слог. А потом, народы, жившие на берегу Средиземного моря (семиты или финикийцы), придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит. Представляете, он состоял всего из 22 букв, и все они были согласные. Писали финикийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.  К счастью буквы тоже любили путешествовать. Прошло 200лет.  Греки, познакомившись с письмом финикийцев, добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. В греческом алфавите было уже 24 буквы, он стал ещё совершеннее. Так появился первый в мире древний алфавит.  Греки же придумали и само название алфавит  - от первых букв Альфа и Бета. Греческий алфавит лёг в основу  латинского, а тот в свою очередь послужил основой алфавитов всех западноевропейских языков. Алфавит  продолжал путешествовать по земле и попал к жителям древней Италии – Рима, Византии.

История русской письменности началась в 862г, когда в столице Византийской империи появились посланцы от князя Ростислава – правителя славянского государства. Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу 3 и патриарху Фотию с просьбой прислать к ним просветителей, которые могли бы составить славянскую азбуку и перевести  на их родной язык Святое Послание и молитвы. Так как  богослужение велось по латыни, а славяне не знали этого языка.

   В конце 9-го начале 10-го века  византийский император отправил к нашим предкам славных учёных – братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл в 863 году на основе греческого алфавита придумал славянскую азбуку, названную в его честь кириллицей.  И было в ней 43 буквы, у каждой своё название – «аз», «буки», «веди», …»люди», … «покой» …  «мыслите» …

   Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслите - аз – мыслите – аз» Что получилось? Оказывается – «мама». Трудно было азбуку учить! Много веков пользовались кириллицей наши предки.  

 Есть сведения в литературе, что была ещё более древняя азбука, изобретённая славянским просветителем Кириллом (Константином Философом)  в 9 веке. Называлась она «Глаголица» от славянского глаголь – слово, речь. Создана она была  для записи церковных текстов на славянском языке. Но эта азбука оказалась мёртвой из неё не «выросла»  ни одна из современных  систем письма. А вот « кириллица» явилась основой многих современных славянских алфавитов и не только славянских.

    Пришёл 1708 год. Пётр 1 в своих реформах не обошёл и азбуку. Он упростил написание некоторых букв и ввёл так называемый «гражданский шрифт». Россия развивалась, стала передовым государством, понадобилось много грамотных людей, а для обучения много книг, учебников. А тут такая медлительная старая азбука – 43 буквы. Некоторые их них обозначали звуки, которых вообще не было в русском языке. Пришлось отказываться от некоторых лишних букв, а остальные упростить  в написании. «Гражданская азбука» или «гражданица»  была освобождена от  таких букв «юс малый и юс большой », «кси», «пси», «омега», «ижица», «зело».

  И всё-таки правописание оставалось сложным. Сохранялись эти сложности русской грамматики  до 1918 года, когда была проведена очередная реформа. Число букв сократили до 33, упростили их названия «а», «бэ», «вэ» … Осваивать грамоту стало легче.

   Так в русской азбуке буквы славянского алфавита изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились. Вот и закончилось наше путешествие.

Заключение

  Так что, садясь за уроки, не забывайте мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

   

Список литературы

  1.  Журнал «Миша» Рубрика «Как ? Зачем? Почему?» Н. Юрина «Путешествие буквы»
  2. Журнал «Мурзилка»  «Аз и Буки» П.Федоренко (статья)
  3. Интернет ресурсы
  4. Откуда азбука пошла Е.Перехвальская  Издательство «Малыш»
  5.  Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Строчная буква "г" письмо 1 класс

Обучение письму по теме "Письмо строчной буквы "г". актуальность проекта состоит в том, чтобы построить грамотное и эффективное управление деятельностью учащихся и учебно-воспитательным процессом в це...

проект Весёлая буква

Знакомство детей с историей создания русской азбуки....

Проект "Волшебные буквы"

Наши работы выставлены в Музее образования города Москвы, зал Букваря....

Проект "Гласные буквы".

Проекты детьми  выполнены с интересом....

Проект "Живая буква"

Выполнили ученики первого класса под руководством учителя...

исследовательский проект ПРОПАВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

проект-исследование на конкурс ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ...

Проект "Город БУКВ"

Цель проекта:создать свою личную «Азбуку», которую интересно изучать.Задачи:1) Представить выбранную букву в интересной форме.2) Учиться искать информацию про буквы (загадки, пословицы, ст...