Проект "Строчная буква "г" письмо 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Обучение письму по теме "Письмо строчной буквы "г". актуальность проекта состоит в том, чтобы построить грамотное и эффективное управление деятельностью учащихся и учебно-воспитательным процессом в целом. Первоклассники познакомятся с написанием строчной буквы  "г",   научатся выполнять соединения этой буквы с другими буквами в словах и предложениях, они научатся составлять предложения, используя в них слова с прописной буквой "г".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_strochnaya_bukva_g_1_klass_pismo_po_ilyuhinoy_v.a.docx354.73 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБОУ «Мещеринская СОШ №1 с УИОП» Ступинского муниципального района Московской области.

ПРОЕКТ  УРОКА

«Написание строчной буквы «г».

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК  (ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ)

КЛАСС: 1А

ТЕМА: Письмо строчной  буквы г.

ПРОГРАММА: Школа России

                     «Обучение грамоте» автор  программы: В.А. Илюхина

ПРОПИСЬ №3  « азбука»  часть 1  Горецкий В. Г.,В. А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.

  Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений для 1 кл., четырехлетней нач. школы в 4 ч. Ч.3 /- 11-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.

                                                      РАБОТА

                                                                           Кравчук Ларисы                

        Николаевны

                                                  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                           

 2012г.

Конспект  урока  «Написание строчной буквы «г».

Этапы урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат  со стороны учеников

  1. Организационный момент.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

- С добрым утром начат день

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать

 - Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота залог успеха. 

Приветствие, установление зрительного и эмоционального контакта с классом,  положительный психологический настрой на урок.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:

положительное отношение к учению.

Правильная посадка за столом.

  1. Актуализация знаний.

Задача этапа: проверить знания  учащихся, стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

- Отгадайте загадку:

 Живёт он в домике лесном

 Весёлый, добрый, умный …

У: гном

Приложение: Слайд 2

(учитель показывает гнома)

- Правильно, знакомьтесь это гном, произнесите это слово ещё раз. Какой вы услышали первый звук в этом слове?

У: Услышали звук [г]

- Какой это звук?

У: Этот звук согласный, звонкий, твердый, парный.

- Молодцы, а какой буквой обозначается этот звук?

У: Он обозначается буквой г.

- Назовите слова, которые начинаются со строчной  буквы г.

У: Гриб, гири, гуси,  Галя, Гена, гагары и др.

Приложение: Слайд 4

(на слайде записаны слова: санки, ягодка, горка)

- Прочитайте слова, определите в каких словах имеется звук [г].

Форма организации деятельности – фронтальная, т. к. здесь необходима работа со всем классом.

Развитие логического мышления

Классификация

Репродуктивный метод

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Мотивация учебной деятельности.

Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

- Молодцы ребята, а знаете ли вы, как зовут гнома? Его зовет – Глеб. Какой первый звук в имени Глеб?

У: Звук [г]

- Какой буквой мы обозначим этот звук?

У: Этот звук обозначается прописной буквой г.

- Можем ли мы   написать его имя?

У: Нет.

- Почему?

У: Мы не можем написать имя гнома, мы еще не знаем, как пишется прописная буква Г.
- Сегодня на уроке мы вместе с гномом Глебом будем учиться писать строчную  букву г, слова и предложения с ней.

Операционный компонент учебной деятельности. Целеполагание.

Проблемная ситуация

Частично-поисковый метод

Регулятивные УУД:

уметь определять учебную задачу с помощью учителя.

Познавательные УУД:    Постановка и решение проблемы

4. Формирование новых знаний.

Задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемом,  добиться от них осознания.  

Приложение:                                                                                    

(Учитель демонстрирует таблицу четырех форм букв Г: малой и большой печатных, строчной и прописной  письменной.

- Посмотрите на доску.                                                                     Сравните большую печатную и прописную письменную буквы «Г». Как вы думаете, чем они похожи? Чем отличаются? 

У: (могут дать разные ответы)

- Покажите, какую букву мы будем  писать?

Гном Глеб просит научить его тоже писать эту букву.

- Откроем прописи стр.3., найдите в тетради строчную  букву г.

Работа с тетрадью.

Приложение:

(учитель показывает строчную букву Г на интерактивной доске)

- Посмотрите на интерактивную  доску, как мы будем прописывать строчная  буква г.

У: Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, бугорком уходим вправо – вверх, разворачиваем ручку, по наклонной опускаемся вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины рабочей строки.

- При написании, каких букв мы использовали данные элементы?

(У: При написании букв п, т, р .)

Моделирование прописной буквы Г

- Смоделируйте в парах строчную букву «г».

(на 3-х  партах лежат различные элементы букв,  вырезанные из бумаги,  дети выбирают необходимые для буквы Г).

- Молодцы, получилось очень красиво. Добавьте  только один элемент, какая  букву получилась?

У: Получим букву «р»  или «п»

- Чем отличаются эти прописные буквы?

У: У прописной буквы «р» прямая длинная линия, а у прописной буквы «п»- прямая наклонная линия, у  «г»-  только крышечка с закруглением.

- Молодцы, а сейчас мы вместе с гномом посмотрим на  эту букву  в тетради,  найдите на стр. 3 элементы   букву  «г», сели все правильно, обведите три  буквы  г.

Приложение: плакат

(Демонстрируется правильная посадка при письме, дети говорят хором:

Я тетрадочку открою,

уголочком положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу!

Самостоятельная работа.

-Проверим, что  получилось у вас и вашего соседа. Молодцы, получилось у всех.

 Этап выявления места и причины затруднения.

Знакомство с новой буквой.

Анализ составляющих элементов буквы Г, их пространственного расположения, сравнение.

Развитие логического мышления на основе приема анализа и сравнения

Моделирование буквы Г.  

Работа в парах

Письмо двигательных элементов.

Работа в прописи.

 Самостоятельная работа.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Познавательные УУД:

(знаково-символические)  научится сравнению буквы Г с другими буквами, моделированию буквы «Г», выполнят логические заданий с буквами, научатся анализу объектов с целью выделения в них существенных признаков

ПознавательныеУУД

 Умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации

Регулятивные УУД: 

умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества, работать с соседом по парте, 

выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом

Учить правильной посадке за столом

5. Подготовка руки к письму.

Задача этапа: развивать мелкую моторику руки.

- А сейчас мы с вами поучимся писать прописную букву «г». Но сначала проведем физкультминутку. Улыбнулись друг другу.

  «Разминка для пальчиков »

1. Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

2. Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

3. Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

4. Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули. 

Использование здоровьесберегающих технологий.

Воспитания здорового образа жизни

Личностные УУД:

повышается эмоциональный настрой.

 Профилактика утомляемости кисти руки и пальцев

6. Формирование зрительно- двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Задача этапа: на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

- Молодцы, ребята, сели все правильно, а сейчас мы хором проговорим написании буквы г. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, бугорком уходим вправо – вверх, разворачиваем ручку, по наклонной опускаемся вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины рабочей строки.

(Объяснение учителем образца написания строчной буквы г.)

Приложение:  презентация

- Давайте вместе запишем эту букву.

(Демонстрируется правильная посадка при письме)

- А сейчас мы будем учиться писать  букву в тетради. Положите тетради с наклоном и прописать до конца строки.

- Поменяйтесь тетрадями, выберите самую  красивую букву у соседа, подчеркните её, в своём письме будем ориентироваться на эту красавицу букву  «г».

Аналитический этап

Технология начертания заглавной буквы «Е» под счет.

Упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради

Использование здоровьесберегающих технологий (правильная посадка за столом).

Мотивационный компонент учебной деятельности

Познавательные УУД:

(знаково-символические) ученик научится письму буквы по алгоритму, по счет и самостоятельно, сформируется  зрительно-двигательный образ буквы в памяти учащихся.

Регулятивные УУД:

осуществлять взаимопроверку.

7. Этап первичного закрепления

Задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Приложение:

(На доске появляется картинка  с записью гагары )  

- Прочитайте слово, давайте разберем его.

У: Количество гласных- 3, количество слогов -3, ударение на 2 слог, прописная буква Г, это имя собственное.

-Назовите 1 слог (га), 2-слог (га), 3-слог (ры)

- Каким соединением их запишем?

У: га,га – соединение в середине рабочей строки ломаным секретиком, ры– соединение в середине рабочей строки- секретиком.

- впишите в слово изучаемую букву г.

-разобрать виды соединения буквы г с другими буквами.

 - прочитайте две пары слов и проанализируем их ( объясняю детям, что при добавлении буквы ы согласный звук слышится отчетливее и для того, чтобы проверить слово, их до изменить (один-много). Дети записывают слова парами. Устно можно разобрать и другие слова: столб-столбы, пирог-пироги и т.д.). Обязательно осуществляется их разбор. Безударные гласные подчеркиваются простым карандашом.

Самостоятельная работа.

-Разобрать самостоятельно пару слов груз-грузы. Поменяйтесь тетрадями п проверьте друг у друга правильно ли вы разобрали слова.

 А сейчас давайте отдохнем.

Синтетический этап

 Познавательные УУД: логические:

- установление причинно-следственных связей установить связь между: местом ударения в слове и значением слова; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными,

Регулятивные УУД:

осуществлять самопроверку.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества, работать с соседом по парте, 

выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом

8. Физкультминутка

Задача этапа: уменьшить утомления и снизить отрицательное влияния однообразной позы.

                Мы отлично потрудились

                И немного утомились

                Приготовьтесь, все ребятки!

                (Хлопки в ладоши)

                Танцевальная зарядка!

                (Прыжки вместе)

                Мы хлопаем в ладоши

                (Хлопки в ладоши)

                Дружно, веселее.

                Наши ножки постучали

                (Топаем ногами)

                Дружно, веселее.

                По коленочкам ударим

                Тише, тише, тише

                Наши ручки поднимайтесь

                Выше, выше, выше.

                Наши ручки закружились,

                Ниже опустились,

                Завертелись, завертелись

                И остановились.

Использование здоровьесберегающих технологий

Изменение вида деятельности детей – релаксация, мышечное расслабление.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Личностные УУД:

повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Психологическая и физическая разрядка.

9. Этап включения в систему знаний и повторения.

Задача этапа: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Приложение: слайд 5

(задания по развитию речи)

-Что изображено на слайде?

 

У: Схема текста

- Сколько в этом тексте предложений?

У: Предложений 3

-Рассмотрите иллюстрацию.

 

Кто здесь нарисован? (Дети)

-Как зовут этих детей? (Гена, Галя).

-Где были дети? (В лесу)

-Что делали Галя и Гена?( собирали грибы)

-Что нашла Галя?( гриб)

- Составьте текст, пользуясь схемой.

У: Дети были в лесу. Галя и Гена собирали грибы. Галя нашла гриб.

- Молодцы!

У: Мы  запишем предложение в пропись. (Дети собирали грибы.) Но сначала давайте разберем.

У: Сколько слов в предложении?

У: В нем 3 слова.

- Почему слова Галя и Гена  записаны с заглавной буквы.

У: Это имена детей. (имена  собственные)

-  Найдите опасные места в словах, подчеркните.

У: Дети собирали грибы.

- Расскажите своему соседу, что вы знаете о предложении.

- Запишем это предложение с комментарием.

Работа в прописи.

(учитель демонстрирует лучшую работу)

Восстановление деформированного предложения:

Приложение: слайд 6

загадку, Глеб, загадал)

1 группа – работает самостоятельно: у доски  подчеркнуть опасные места в предложении.

2 группа – работают с помощью моделей слов: (схема предложения и звукобуквенный анализ слов)

3 группа – работает с учителем.

Проверка

Приложение : слайд 6

У: разобрать поговорку: « В гору  бегом, а с  горы кувырком»

Записать поговорку в пропись.  

Фронтальная работа.

Речевое развитие

Наглядный метод

Дифференцированная работа

Познавательные УУД:

 Учащиеся анализируют схему текста и составляют рассказ, используя данный рисунок,  научится сравнению текста со схемой

Предметные умения:

научатся создавать  небольшие тексты по рисунку, правильно оформлять предложения, а также замечать орфограммы

Коммуникативные УУД:

Учатся слушать и понимать речь других, развивать речь, используя комментированное письмо

  1. Рефлексия. 

Задача этапа: научить производить рефлексию собственной деятельности.

- Ребята, заканчивается наш урок. Чему мы должны были научиться?

У: Писать строчную  букву г, слова и предложения с ней.

- Посмотрите в свою тетрадь, все ли у тебя получилось, а у твоего соседа? (правильность написания букв)

 - А теперь оцените свою работу на уроке смайликами.

            - я очень старался;

            - я старался, но делал небольшие ошибки;

         

            - мне хотелось бы работать лучше.

- Мне и гному Гоше тоже сегодня урок понравился, все работали хорошо, спасибо за урок!

Организация рефлексии учебной деятельности.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности

                       

Приложение к уроку.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд. - М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения)
  2. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2008 год.
  3.  Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Жиренко О. Е., Обухова Л. А.. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс.-4-е изд., исп. и доп. –М.: ВАКО, 2008.
  5. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Подласный И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  7. http://nsportal.ru/
  8. www.http://festival.1septembep.pu/
  9. http://www.ug.ru/method_article/260


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...