Воспитание в семье
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Особенности семейного воспитания.
Цели:
уточнение и корректировка представлений родителей о семейном воспитании как об одной из важнейших составляющих нравственного развития детей.
Задачи:
Дать памятки с советами по воспитанию детей; побудить задуматься о стиле воспитания в семье; познакомить с памяткой о правилах сотрудничества семьи и школы.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании.
Сначала мы с вами рассмотрим некоторые заповеди для родителей, затем я расскажу о результатах анонимного анкетирования ребят 3 –х классов, и в конце нашего разговора нам с вами предстоит проверить самих себя, правильно ли мы воспитываем своего ребёнка.
2. Ход собрания
Есть такая поговорка: «Родителей не выбирают». Да, действительно, дети не выбирают родителей, а принадлежат им фактом появления на свет. Но очень важно, чтобы папа и мама были приняты собственными детьми. Если в раннем детстве этого не происходило, то наступит время, и нить взаимопонимания оборвётся. Часто такое происходит в кризисные периоды развития ребёнка, например, в подростковом или юношеском возрасте. Родители должны уважать своих детей, но, уважая их, надо уважать и самих себя. Без этого не может быть истинных семейных отношений. Как установить такое равновесие? Чтобы мы стали для детей родителями не только по документам, но и на деле, в отношениях с детьми следует руководствоваться заповедями.
1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть
Природа создаёт детей очень сложно, перемешивая в наследственном наборе внешние качества и свойства, а также способности, склонности многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и прямо противоположные первым. Но каждого из них папа с мамой должны с любовью принимать. И только деятельная любовь родителей поможет детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.
2. Никогда не приказывайте по прихоти.
Не вмешиваться в жизнь сына или дочки столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить его по пустяками, бесконечными нотациями (по поводу разбитой чашки, испорченной одежды) – значит оглуплять ребёнка. Тогда он не сможет отличать шалость, ошибку от намеренного, серьёзного поступка. Нельзя воспитывать ребёнка в плохом настроении. Евгений Евтушенко объяснил необходимость выполнения этой заповеди в своём стихотворении:
Не надо говорить неправды детям,
Не надо их в неправде убеждать,
Не надо уверять их, что на свете
Лишь тишь, да гладь, да божья благодать.
Ошибок не прощайте их узнавшим,
Потом они повторятся стократ.
И нас потом воспитанники наши
За то, что мы прощали не простят.
3. Никогда не принимайте решения в одиночку.
Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно при достижении между папой и мамой единогласия. И отец и мать в равной степени обладают правом голоса. Когда дети достигли школьного возраста, следует и их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.
4.Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
Есть такая пословица «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Особенно вредны для подрастающего поколения шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители. Если ребёнок видит, что родители не умеют ладить между собой, в пылу ссоры нелицеприятные вещи, а то и бранные слова, то и сам ребёнок не научится культуре спора, уважительному отношению к другим людям, и, прежде всего к членам семьи.
5. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.
В наше время реклама осаждает нас повсюду. И дети, в свою очередь, соблазнившись рекламой, осаждают нас. Мы умиляемся, каждому достижению детей и покупаем им очередное лакомство или игрушку. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы в воспитании, т.к. учит отличать важное от мелочи, необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки – их надо зарабатывать. В результате такого воспитания, став уже взрослыми, дети тянут с родителей деньги на очередное веяние моды и прогресса. В.А. Сухомлинский обращал внимание родителей еще на одну важную сторону воспитания детей. Он указывал, что, как только ребёнок открыл глаза на мир, как только осознал себя, ему чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности становится социально ненадёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие – нежелание трудиться. В тех семьях, где единственный двигатель познания и освоения мира – детское желание, которое постепенно превращается в каприз- дети лишены настоящего счастья.
6. Во всём надо действовать собственным примером.
Личный пример, зовущий к подражанию,- это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добавить аккуратности и вкуса в одежде девочки, если мама неаккуратно и безвкусно одевается. Мальчики копируют привычки отца, девочки - манеры мамы. Если папа вечерами лежит на диване, сын не научится выполнять семейные обязанности. Если мама не следит за порядком в доме, дочь не научится вести хозяйство. Это очень точно иллюстрирует афоризм, напечатанный однажды в журнале «Крокодил»: «Родители тогда узнают о своих недостатках, когда видят их в своих детях».
7. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
Семья - это маленькая республика. Дети - члены этой республики, и все
дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не прислугой. В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки, которую должны выполнять дети. В ваших глазах и в глазах детей режим должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, почему такой порядок необходим. Объясните им, что это не прихоть мамы или бабушки, а что это облегчит работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда. А, главное, вся семья соберется вместе, все поделятся своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты покупаются.
Могучая сила воспитания состоит в том, что дети учатся смотреть на мир глазами отца, почитать мать, бабушку, женщину и вообще - человека. Искусство воспитания состоит в том, что эффективность воспитания создается взаимоотношениями, где тесно переплетаются любовь и добро, чувство долга и право на своё собственное мнение, труд и радость от сделанного.
Лев Николаевич Толстой так писал об условиях воспитания: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя.
Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. И потому все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание...».
9. Держите двери дома открытыми.
Нет смысла привязывать детей к дому верёвкой, ограждать их от опасностей и соблазнов окружающего мира. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Дети должны научиться общаться в разных социальных ролях: как покупатели, пациенты, клиенты и т. п. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем не просто. Без нотаций, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованы в обсуждении всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.
3. Результаты анкетирования детей.
Анкета «Твои контакты с родителями»
Результат анкетирования показал, что 83 % опрошенных детей считают, что их отношения со взрослыми благополучны.
Анкета «Семья и родители глазами детей»
Что значит семья для ребёнка? Вот как отвечали дети. Они очень любят свой дом и свою семью, им нравится домашняя атмосфера. Учебными делами больше интересуется мама, чем папа. Оба родителя интересуются отношениями с товарищами в классе. Но школу в основном посещают не часто, только по вызову. Школе и педколлективу все родители доверяют. Половина пап и мам довольны своей работой, своей профессией. А вторая половина работает из-за квартиры. Почти всех устраивает зарплата и совместный семейный бюджет. Больше всего дети любят праздновать дома Новый год, Дни рождения и Пасху. На вопрос «Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?» В основном ребята ответили, что в будущем их ждёт хорошая работа, хорошая зарплата, хорошая семья, ну и, конечно, богатство. Будущее обещает им быть светлым. На кого же они наедятся?
на самого себя на государство на родителей
А теперь вы узнаете, какой же вы родитель с вашей точки зрения.
4. Анкета для родителей.
Ответьте сами себе как можно искренне, и вы узнаете, правильно ли вы воспитываете своего ребёнка. Ответы останутся у вас.
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Таким образом, заглянув в мир ребенка, мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть:
- как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми
- рассмотрели под своим углом хорошо ребенку рядом с вами
- узнали много нового и важного
Задайте себе вопросы:
- какой тип воспитания преобладает в вашей семье?
- что вы можете изменить в воспитании своего ребенка?
Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Семья и родители глазами детей»
1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу? Есть ли в нем что-то, свойственное только твоей семье?
2. Уезжал ли ты из дома надолго? Если да, то, какие чувства испытывал?
3. Интересуются ли родители твоими учебными делами?
Всегда иногда нет оба больше отец больше мать
4. Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в
классе?
Всегда иногда нет оба больше отец больше мать
5. Посещают ли твои родители школу?
Часто редко только по вызову оба больше отец больше мать
6. Помогают ли твои родители школе, классному руководителю?
Да, в организации классных дел
Да, в проведении экскурсий, походов
Да, в проведении ремонта
Нет
7. Как, по-твоему, родители относятся к школе и педколлективу?
Доверяют не доверяют равнодушны
8. Довольны ли твои родители своей работой, своей профессией?
Да нет некуда деваться работают из-за квартиры
9. Устраивает ли твоих родителей их зарплата и совместный семейный бюджет?
10. Как ты считаешь, твоя семья
состоятельная средняя бедная
11. Какие праздники в своей семье ты любишь больше всего?
12. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?
13. Есть ли у тебя бабушка, дедушка, брат, сестра?
14. Каковы отношения с ними?
15. Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?
16. Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее?
светлым неясным мрачным
17. На кого ты надеешься?
на самого себя на государство на родителей
18. Как, по-твоему, будешь ли ты счастливым?
Спасибо за ответы!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Ответьте сами себе как можно искренне)
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета «Твои контакты с родителями»
да - 2 балла, иногда -1 балл, нет - 0 баллов
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
6. Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
7. Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?
9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
10. Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе с тобой и твоими гостями?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи и/или фильмы?
13. Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
14. Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
15. Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?
Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...