И.Ф. Панькин "Легенда о матерях"
книга на тему

Микитас Татьяна Ивановна

Легенда о матерях. Материал для проведения праздника 8 Марта или Дня Матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legendaomateryah.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Федорович Панькин

ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много  сказочного  узнал  о

  нашей жизни. Но знаешь ли  ты,  откуда  у  моряков  взялась  сила?  Не

  знаешь? Тогда послушай.

   

  Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди.  Как  их

  звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот  и  охотились

  на диких зверей. Осенью,  когда  заканчивались  полевые  работы,  люди

  выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники:  пели,  плясали

  у огромных костров, проводили  игры,  которые  заканчивались  метанием

  стрел - стрел счастья.

      Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса,

  если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем  -  в  сторону

  поля.

      Смотреть на эти игры  выходил  из  морской  пучины  царь  морей  и

  океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие,  белые,

  как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело  сине-зелёное,  под

  цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

      - Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из  них

  ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

      Говорил он так потому, что был уверен: никто не  посмеет  испытать

  своё счастье на море.

      Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону  моря

  и все, как один, пустили стрелы туда.

      В какую ярость пришёл Нептун!

      - Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

      Женщины,  глядя  на  своих  сыновей,  задумались:   царь   морской

  действительно может похоронить их детей в море.

      Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были  женщины

  - сильные, красивые, никогда не стареющие.

      Думали, думали женщины и решили отдать  всю  свою  силу  сыновьям.

  Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря.  Чтобы  не

  подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но  юноши  устояли,

  не согнулись и не  побежали  назад.  Зато  матери  после  этого  стали

  слабыми.

      Ты видел,  мой  мальчик,  слабых  женщин?  Если  ещё  когда-нибудь

  встретишь, то не смейся над ними; эти женщины  всю  свою  силу  отдали

  таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

      Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала,  он

  дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

      - Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но

  в море я порву им руки!

      Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может,  у

  него крепкие жилы из манильских трав.

      Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери  морского  царя.

  Они, как и отец, были некрасивы.

      Вышли дочери Нептуна и сказали:

      - Женщины, отдайте нам свою красоту; за это  мы  достанем  со  дна

  моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для  ваших  сыновей,

  и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

      Женщины сразу согласились и  отдали  дочерям  морского  царя  свою

  красоту.

      Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь  некрасивую  женщину,

  не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала  своей  красотой  ради

  детей.

      Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался  он,

  выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

      Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это  они  просятся

  домой, но жестокий отец не пускает их обратно и  даже  не  смотрит  на

  них.

      Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не  могут,  потому

  что чайки носят красоту их матерей.

      Юноши, почувствовав крепость в руках  и  силу  в  плечах,  наконец

  вышли  в  море.  Вышли  они  и  пропали.  Ждут-пождут  матери   -   не

  возвращаются сыновья.

      Появился опять перед женщинами Нептун и  громко-громко  засмеялся.

  От его смеха даже волны заходили по морю.

      - Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун.  -  Они  ведь

  блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

      И опять он закатился в страшном смехе.

      Тогда женщины воскликнули:

      - Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй

  ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к  родным

  берегам.

      Только сказали женщины так,  в  небе  сразу  ярко-ярко  заблистали

  звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

      Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им

  всё лучшее, что имели.

Тема:                                    Иван Панькин.

Легенда о матерях.

Цель:        1. Расширить представление о таком жанре как легенда, познакомить детей с новой легендой, обучить умелому использованию пословиц.

                 2. Продолжить работу над осмыслением особенностей текста, формировать умение читать выразительно, целыми словами, развивать умение формулировать свои мысли.

                 3. Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери.

Оборудование: название центров, аудиокассета, декорации, пословицы, задания для центров, листы белой бумаги.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. А. Глебов. Легенда о камне.

Диф. Зад.  1). Рисунок к легенде и рассказ к нему.

                  2). Подробный пересказ легенды.

                  3). Краткий пересказ.

                  4). Ты скульптор и создаёшь монумент из камня. Каким он тебе видится ?

   Доп. Вопросы:  -  К чему привели само мнение и гордыня орла?

  1. Почему это произведение называют легендой, а не рассказом или сказкой?

-  Главная мысль легенды

 

  1. Составление пословицы из разбросанных слов.

     Нет милее дружка,

     Как родимая матушка.

  1. Чтение пословицы всем классом (объяснение её смысла).
  2. Как вы думаете, ребята, кому будет посвящено произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке?
  1. Объяснение темы и задач урока.

     

     И. Панькин «Легенда о матерях».

   - Сегодня на уроке мы расширим представление о таком жанре как легенда, будем учиться умелому использованию пословиц, а также умению выразительно читать и правильно формулировать свои мысли.

    IV. Знакомство с новой легендой.

   а)  Словарь: Нептун – царь морей и океанов.

        вал –

                                                     по словарю Ожегова

        жилы -

        пучина – электр. словарь ( компьютер)

        

        б) Чтение подготовленными учениками с элементами театрализации. (под музыку моря и крики чаек)

  1. какой необходимый приём использует автор, чтобы расположить к себе читателя?

   V. Работа по смысловому содержанию.

  1. Какие люди жили на побережье Чёрного моря?
  2. Чем занимались они? Найдите в тексте и прочитайте.
  3. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? (зачитать описание: злобный, жестокий отец, насмешливый, ненавистный).
  4. Почему вы так думаете? Докажите.
  5. Работаем над выразительностью.
  6. Найдите в легенде описание женщин – матерей. Какие они?
  7. Как автор передаёт их безграничную любовь к своим детям?
  8. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?
  9. К чему призывает автор мальчика? Найдите и прочитайте.

VI. Физкультминутка.

VII. Работа в центрах.

Центр творчества:            - Сочинить небольшой рассказ или               стихотворение о своей маме.

Центр русского языка:    - Выписать определения из текста, которые относятся к женщинам – матерям.

  1. Перечислить личностные качества, которыми они обладали:
  1. Самопожертвование;
  2. любовь к свои детям;
  3. силы духа;
  4. находчивость;
  5. терпение;
  6. ум (смогли воспитать достойных сыновей).

Центр чтения:  - Подобрать пословицы к тексту, объяснить их смысл:

  1. Не место красит человека, а человек место.
  2. Смелость города берёт.
  3. Дитя плачет, а у матери сердце болит.
  4. При солнышке тепло – при матери добро.
  5. По одежде встречают, по уму провожают.

Научный центр: - Назвать что такое легенда (справка – электр. Словарь Ожегова).

  1. Сформулировать главную мысль этой легенды, которую хотел донести автор читателю.
  2. Придумать и записать свой вывод от имени центра.

VII. Презентация работ в центрах.

  1. Центр русского языка.
  2. Центр творчества.
  3. Центр чтения.
  4. Научный центр.

IX. Подведение итогов.    X. Домашнее задание.

  1. Пересказ легенды от имени женщин – матерей.  Инсценировка отрывка по выбору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....

Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»

      Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...

И.Панькин" Легенды о матерях"

Читаем книги о мамах. И.Панькин "Легенды о матерях".1 класс.Внеклассное чтение....

Кроссворд по литературному чтению. И. Панькин "Легенда о матерях"

Кроссворд по  литературному чтению. И. Панькин "Легенда о матерях" УМК Школа 21 века...

План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин "Легенда о матерях"

Данный урок является четвертым уроком литературного чтения УМК "Перспектива",  раздела «Мои самые дорогие и родные», по Календарно-тематическому планированию Урок 101. &laqu...

Урок литературного чтения во 2 классе И.Панькин "Легенды о матерях"

Открытый урок литературного чтения по УМК "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного метод.объединения. Использована проектная де...