Использование поговорок на уроках в начальной школе и их значение в общем развитии учащихся
статья на тему
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А.М.Горького, «формирует весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа». В пословицах отразились, писал К.Д. Ушинский , «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений в жизни». Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и о семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге, о грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovicy.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатиева Татьяна Петровна
Пословицы и поговорки
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А.М.Горького, «формирует весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа». В пословицах отразились, писал К.Д. Ушинский , «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений в жизни». Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и о семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге, о грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут – по лесу ищут» - это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, хорошенько поброди по лесу. Одновременно с этим пословица несёт с собой и переносный смысл – она приложена ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.
Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству с ними младших школьников: сначала дети отдают себе отчёт в прямом смысле пословицы, а затем усваивают её переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.
Чаще детям младшего школьного возраста предлагают для ознакомления пословицы, поговорки встречаются в единичных случаях. Однако они не редки в речи самих детей. И хотя нет никакой необходимости первоклассникам объяснять, в чем разница между этими малыми фольклорными жанрами, учителю об этом нужно знать.
Пословица по содержанию характеризуется, тем, что заключает в себе определённую мысль, законченное суждение. Поэтому её композиция чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
Поговорка – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи.
Образовательно – воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично – поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.
Выдающийся отечественный методист, литературовед и фольклорист профессор М.А.Рыбникова писала : «Искусство, говорящего, заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное – уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется ладностью и звучностью. И так, в работе над пословицами и поговорками с учащимися необходимы следующие условия:
Понимание учениками прямого и переносного смысла, заключенного в пословице
Владение известным запасом произведений данного жанра
Умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью
Выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Использование ИКТ, на уроках в начальной школе для развития у обучающихся компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем и...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении обра...
Мастер-класс«Использование кроссенса на уроках в начальной школе как метода развития логического и творческого мышления обучающихся»
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, требует от учителя научить своих учеников самостоятельно добывать знания, но как же этого доби...