Программа по внеурочной деятельности" Я и другие люди"
рабочая программа (2 класс) по теме

Ефимова Татьяна Анатольевна

     При разработке программы я  опиралась на статью Е. И. Барышниковой, методиста МОУ ДОВ «РМК Центрального района г. Тулы» «Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания»; авторскую программу «Наследники» Байдуковой О. Л., учителя МОУ «СОШ №22», г. Тюмень.

      Актуальность выбора курса «Я и другие люди» определена следующими факторами: на основе проведения диагностики выявлено, что у большинства первоклассников нашей школы низкий уровень воспитанности; дети не могут управлять своим поведением, находить общий язык, многие агрессивны по отношению друг к другу, не умеют уступать, проявлять сострадание, сочувствие к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №»

Рассмотрено:                                                                                 «Утверждаю»

на заседании МО                                                                            Директор школы

Протокол №____                                                                           _______________

от «___»________2011г.                                                               от «___»______2011 г.

Программа

по внеурочной деятельности

Я и другие люди

Направление: духовно-нравственное

Возраст: 7,5 — 8 лет

                                             

                Составили:

                                                   

                                                   Гуляева Л. И. МОУ «СОШ №15»

                                                              г. Благодарный, Благодарненский район;

                                                    Заикина А. Н., МОУ «СОШ №11»

                                                               с. Алексеевское, Благодарненский район;

                                                   Ефимова Т. А., МОУ «СОШ №4»,

                                                                с. Сотниковское, Благодарненский район;

                                                Чернова И. В. МОУ «СОШ№2»

                                                              с. Александрия, Благодарненский район;

                                                   Кузькина С. В. МОУ «СОШ№1»

                                                              г. Благодарный. Благодарненский район.

г. Ставрополь

2011 г.

Пояснительная записка

      Актуальность.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания

        Ребенку школьного возраста, именно в начальной школе, необходимо донести модель поведения в обществе, что является основой духовно-нравственного воспитания, так как его недостатки трудно восполнить в последующие годы.

     Появление курса «Я и другие люди» связано с тем, что в настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности, потому что:

- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, в том числе и СМИ;

- во-вторых, прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

      Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.

     Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению  друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

     При разработке программы мы опирались на статью Е. И. Барышниковой, методиста МОУ ДОВ «РМК Центрального района г. Тулы» «Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания»; авторскую программу «Наследники» Байдуковой О. Л., учителя МОУ «СОШ №22», г. Тюмень.

      Актуальность выбора курса «Я и другие люди» определена следующими факторами: на основе проведения диагностики выявлено, что у большинства первоклассников нашей школы низкий уровень воспитанности; дети не могут управлять своим поведением, находить общий язык, многие агрессивны по отношению друг к другу, не умеют уступать, проявлять сострадание, сочувствие к окружающим.

      Главная цель: создание условий для развития компетентной личности, способной к нравственному самоопределению на основе общечеловеческих ценностей (истины, добра, красоты).

      Задачи:

  - формирование представления о духовности и нравственности;

  - умение ориентироваться в существующем потоке информации;

  - оценивать поступки и поведение других людей, делать нравственный выбор;

  - формирование ценностного отношения к обществу, понимания смысла  человеческого существования и ценности существования других людей;

   - создание сплочённого коллектива;

   - первые шаги становления в социуме.

Этапы реализации программы

1 этап

Проектировочный

Цель:

формулирование цели и задач программы, проектирование педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание духовно-нравственных качеств в рамках занятий программы, создание методической базы.

2 этап

Теоретико-практический

Цель:

Знакомство с понятиями «духовность», «нравственность»; формирование нравственных качеств посредством разных форм организации практических занятий.

3 этап

Диагностический

Цель:

Выявление уровня воспитанности учащихся, сформированности нравственных качеств, коммуникативных способностей.

    Курс «Я и другие люди» представляет собой систему духовно-нравственных теоретико-практических занятий для детей в возрасте 7,5 – 8 лет, так как дети в данном возрасте наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

    Набор в группу осуществляется по результатам анкетирования родителей.

Новизна данной программы определена Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Отличительными особенностями данного курса являются:

- привлечение родителей, социальных институтов, создание условий максимально приближённых к жизни;

- разнообразие форм  и видов внеурочной деятельности, позволяющих ребёнку овладеть теоретическими знаниями о нравственности и умениями руководствоваться ими в жизни;

- содержание курса предполагает переосмысление ребёнком своей жизненной позиции, в основе которой лежит нравственный выбор.

    Курс «Я и другие люди» представляет систему занятий духовно-нравственной направленности для детей в возрасте от 7,5 до 8 лет.

   

    Режим организации занятий

   

Занятия проводятся 1 час в неделю по 35 минут; 34 часа в год.

Ожидаемые результаты

Первый уровень – приобретение школьником знания норм общественного поведения, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; повышение компетентности детей и подростков в области нравственности

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, осознание приоритетности и общепризнанности в школьном коллективе ценностей гуманизма, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых  знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия на основе духовно-нравственных ценностей.

   Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится духовно-нравственной личностью. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретический

Практический

1.

Вводное занятие. Кто создал правила человеческого поведения?

1

1

2.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

1

1

3.

Мой характер и мои поступки

1

1

4.

Достоинства и недостатки

1

1

5.

Мир без улыбки. Какой он?

1

1

6.

Как сделать первый шаг к общению?

1

1

7.

Отзывчивость и доброта

1

1

8.

Спешите делать добро

1

1

9.

Правда и ложь – какие они?

1

1

10.

Верность слову

1

1

11.

Чему учат сказки

1

1

12.

Что значит быть откровенным

1

1

13.

Душевность и бездушность

1

1

14.

Кто такие эгоисты?

1

1

15.

О лени и лентяях

1

1

16.

Быть щедрым здорово!

1

1

17.

Смелость и трусость

1

1

18.

Что такое справедливость?

1

1

19.

Когда в моём присутствии обижают человека…

1

1

20.

Дружба – это…

1

1

21.

Как выбирать друзей?

1

1

22.

Зачем быть вежливым?

1

1

23.

Причины обид. Если все против меня…

1

1

24.

Как тебя зовут друзья?

1

1

25.

Составление «Словаря вежливых слов»

1

1

26.

Больше всего люблю тех людей, которые…

1

1

27.

Неразлучные друзья – взрослые и дети

1

1

28.

Если бы я был учителем…

1

1

29.

Хороший ли ты сын или дочь?

1

1

30.

Семейный альбом

1

1

31.

Подари радость близкому человеку

1

1

32.

Моей самой большой ошибкой было..

1

1

33.

Каким я хочу стать?

1

1

34.

Итоговое занятие. Тестирование

1

1

Итого

34

21

13

Содержание программы

  1. Знакомство с правилами человеческого поведения (4 часа)

Формы проведения занятий: анкетирование, тестирование,  беседы духовно-нравственного содержания, дискуссия, ролевая игра

Вводное занятие. История этикета. Положительные и отрицательные поступки. Особенности характера человека.

  1. Мимика и жесты  в общении людей (2 часа)

    Формы проведения занятий: беседы, психологические тренинги

Первые шаги к общению. Внешние проявления расположенности к человеку. Улыбка в жизни людей.

  1. Нравственные качества личности, определяющие повседневное поведение человека в обществе (13 часов)

Формы проведения занятий: познавательные беседы, викторины, детская благотворительность, целевая прогулка,  инсценирование, диспут, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Отзывчивость и доброта. Добрые поступки. Посещение дома престарелых. Понятие о честности и порядочности. Герои литературных произведений как собирательные образы положительных и отрицательных моделей поведения. Различение понятий «душевность» и «бездушность». Эгоисты и общество. Труд в жизни человека. О скупости и щедрости. Справедливость в современном мире. Равнодушие и сострадание.

  1. Я и мои друзья (6 часов)

Формы проведения: беседа, коллективная и групповая работа, практические занятия, комбинированные формы занятия, диспут.

 

Понятие «дружба». Качества, которыми должен обладать друг. Вежливый человек рядом. Поведение в конфликтных ситуациях со сверстниками. Прозвища и клички. Словарь вежливых слов.

  1. Я и взрослые (3 часа)

         

          Формы проведения занятий: дискуссия, работа в парах, конкурсы рисунков, ролевая и деловая игра

          Образ взрослого человека в восприятии ребёнка. Отношения взрослых и детей.  

          Ученик в роли учителя.

  1. Я и моя семья (3 часа)

Формы проведения занятий: беседа, праздник совместно с родителями, работа над проектом

Представление об укладе семьи. Семейные отношения. Семейные традиции и праздники. Семейный альбом.

  1. Каким я хочу стать? (3 часа)

Итоговые занятия. Анализ проделанной работы. Диагностика.

 

Методическое обеспечение программы «Я и другие люди»

1. Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана)

2. Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)

3. Методика «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской)

4. Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

5. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана)

6. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой)

7. Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»

8. Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок)

9. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.

10. Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

11.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37

12.  Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154

13.  Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118

Список использованной и рекомендованной литературы

1. Архипова И. А. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г

2.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37

3. Потаповская О.М. «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» М.: Издательство "Планета 2000", 2002

4. Рахматуллина З.Я., Галяутдинова С.И. и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: Программа (проект). – Уфа, 2004. – 29 с.

5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.:2000.

Списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного с детьми знакомства, для обсуждения, для родителей

Книги для чтения

1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2. Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»

3. Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

4. Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»

5. Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

6. Барто А. Л. Стихи

7. Братья Гримм Сказки

8. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

9. Добронравов Н. «Если отец герой!»

10. Дудин М. «Берегите землю»

11. Гайдар А. П. Повести и рассказы

12. Драгунский В. Ю. Рассказы

13. Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»

14. Катаев В. П. «Сын полка»

15. Короленко В. Г. «Дети подземелья»

16. Крылов И. А. Басни

17. Маршак С. Я. Стихи

18. Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

19. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

20. Михалков С. В. Стихи

21. Мошковская Э. Э. Стихи

22. Носов Н. Н. Рассказы

23. Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»

24. Осеева В. А. Стихи

25. Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»

26. Перро Ш. «Золушка»

27. Пляцковский М. «Мама»

28. Пришвин М. М. «Ребята и утята»

29. Пушкин А. С. Сказки

30. Родари Дж. «Чиполлино»

31. Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»

32. Симонов К. М. «Родина»

33. Толстой Л. Н. Рассказы

34. Чуковский К. И. Сказки

35. Яковлев Ю. «Мама»

Мультфильмы

1. «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»

2. «Волшебник Изумрудного города»

3. «Бременские музыканты»

4. «День рождения ослика Иа»

5. «Гуси-лебеди»

6. «Лиса т журавль»

7. «Теремок»

8. «Волк и семеро козлят»

9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

10. «По щучьему веленью»

11. «Конек-Горбунок»

12. «Кот, петух и лиса»

13. «Морозко»

14. «Двенадцать месяцев»

15. «Витя Малеев в школе и дома»

16. «Антошка»

17. «Малыш и Карлсон»

18. «Крокодил Гена и Чебурашка»

19. «Дудочка и кувшинчик»

20. «Цветик семицветик»

Фильмы

1. «Тимур и его команда»

2. «Чук и Гек»

3. «Королевство кривых зеркал»

4. «Чучело»

5. «Приключения Электроника»

6. «Новогодние приключения Маши и Вити»

7. «Приключения желтого чемоданчика»

8. «Приключения Буратино»

9. «Золушка»

10. «Сказка о потерянном времени»

11. «Мэри Поппинс»

12. «Аленький цветочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди людей»

Рабочая  программа  внеурочной деятельности «Я среди людей» (социальное направление, кружок), 3 - 4 классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мой друг книга"

Данная рабочая программа «Мой друг- книга» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...

Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"

Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...