Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой друг компьютер"
рабочая программа по информатике (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа для 1-4 классов по информатике. Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру;

Форма обучения – очная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_moy_drug-kompyuter_.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

учащихся начальной школы:

«Информашка»

Составитель:

учитель начальных классов

Коптенкова Л.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 -4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительная образовательная программа «Информашка» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер»:

  • формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  • формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру;

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин)
  5. Работа за компьютером (10 мин).
  6. Релаксация (1 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин.).

Форма обучения – очная.

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;
  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  • понятия алгоритма, исполнителя;
  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;
  • решать логические задачи;
  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. 

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Информашка» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Учебно-тематический план
1-й год

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

7

4

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

1.2

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

1

0,5

0,5

1.3

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

1.4

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

1.5

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

2

1

1

2

Формальное описание предметов

9

 6

2.1

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

2

2.4

Понятие множества

1

1

 

2.5

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

16

 8

 8

3.1

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

3.2

Логика и конструирование

2

1

1

3.3

Симметрия

2

1

1

3.4

Пропедевтика отрицания

2

1

1

3.5

2

1

1

3.6

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

3.7

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

3.8

Решение логических задач

2

1

1

4

Повторение

1

0,5

0,5


Учебно-тематический план

2-й год

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Компьютерная грамотность

13

5,5

7,5

1.1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

0,5

0,5

1.2

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

1

1

1.3

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

1.4

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

1.5

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

2

1.6

Буфер обмена. Работа с группой объектов.

2

1

1

2

Логика и информация. Информация.

10

 4

2.1

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

2.3

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

2.4

Логические концовки

2

1

1

2.5

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

3

Алгоритмы и исполнители

11

 5

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

6

2

4

4

Повторение

2

1

1

Итого

36

15,5

20,5


Содержание программы:


Первый год обучения (33 ч)

Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (7 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (16 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания
Решение логических задач
Повторение (1 ч)

Второй год обучения (36 ч)

Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Повторение (2 ч)

Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

Работа с презентацией, подготовленной учителем

2-3

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"

4

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером

5-6

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

Работа с программой «Клавиатурный тренажер»

7-9

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

Работа в среде графического редактора Paint

Формальное описание предметов

9

 6

10

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

Пакет «Winter», программ «Кто с нами»

11-12

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»

13-14

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

2

Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»

15

Понятие множества

1

1

 

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

16-18

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

Введение в логику

16

 8

 8

19-20

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание»

21-22

Логика и конструирование

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»

23-24

Симметрия

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье»

25-26

Использование аналогии в обучении

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу

27-28

Пропедевтика отрицания

2

1

1

29-30

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма

31-32

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания

33-34

Решение логических задач

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений

Повторение

2

1

1

35-36

Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер»

2

1

1

Выполнение тестовых заданий, творческая работа

Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Компьютерная грамотность

13

5,5

7,5

1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

0,5

0,5

Повторение

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

2-3

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

1

1

Дублирование учителя, работа за компьютером

4-5

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

Дублирование учителя, работа за компьютером

6-8

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

Дублирование учителя, работа за компьютером

9-11

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

2

Выполнение работы

12-13

Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом.

2

1

1

Творческая работа в графическом редакторе Paint

Логика и информация. Информация.

10

 4

14-15

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

16

Способы передачи и получения информации

1

 

Работа с информацией

17-18

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Криптограммы»

19-20

Логические концовки

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика»

21-23

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Логика»

Алгоритмы и исполнители

11

 5

24-25

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»

26-27

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

Пакет «Роботландия» «Черный ящик»

28

Способы записи алгоритмов

1

1

 

Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов

29-34

Работа в алгоритмической среде

6

2

4

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»

Повторение

2

1

1

35-36

Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер»

2

1

1

Выполнение тестовых заданий

Учебно-методические материалы

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  • авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
  • С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 
  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 
  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 
  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  • Сборник «Задачи для развития логики».
  • Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
  • Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Оснащение учебного процесса:

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Т.П.Первин  “Зимние вечера”

Пакет «Роботландия»

«Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом» 

CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютер и мы"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного Стандартаначального общего образования второго поколения, фундаментального ядра содержания общего образования,треб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"

Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...