Клубный час "Имён таинственная власть".
план-конспект занятия по теме

От самого рождения, до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный как у Земли Луна спутник: наше имя. И подобно лунному свету, оно окутывает нас тайной. Что же такое имя, как оно даётся человеку - об этом наше занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klubnyy_chas._imyon_tainstvennaya_vlast.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час.  

Тема  «Имён  таинственная  власть».

Цели  занятия:  

  1. раскрыть  детям  понятие - имя;
  2. познакомить с  происхождением  русских  имён и  их  значением;
  3. рассказать  о  роли имени  в  жизни  человека;
  4. воспитывать  уважение  к  своему  имени, стремление  прославить  имя  добрыми  поступками;
  5. развивать  связную  речь  учащихся; память, внимание.

 План  занятия:

  1. Объявление  темы занятия.
  2. Что  такое  имя?
  3. Игра - "Какие  вы  знаете  имена."
  4. Появление  имён.
  5. Выбор  имени.
  6. Роль  имени  в  жизни  человека.
  7. Игры.
  8. Орг.  конец.

                                   

                                           

                                   Ход  занятия.

1.    Объявление  темы  занятия.

Загадка:

Что принадлежит только тебе,

А употребляется чаще другими, чем тобой?  /ИМЯ/

Тема нашего классного часа   «Имён таинственная власть».

2.     Имя – что  это  такое?

От самого рождения, до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный как у Земли Луна спутник: наше имя. И подобно лунному свету, оно окутывает нас тайной.

Идёт по жизни человек: радуется, печалится, хитрит, геройствует, злодействует, кается всякое бывает на долгом веку. Но вот окончен его земной век.  Тело истлевает в земле, или испепеляется в огне, душа  рассеивается во Вселенной.

А Имя?

Имя дремлет, как птица, в родовом гнезде, терпеливо дожидаясь избранника младенца. И только он появится на свет и птица- имя слетает в его колыбель, обнимает избранника крыльями на целую жизнь.

Что же такое имя?

Личное  имя -(в древн. рус. яз.)-рекло,  название, прозвище, прозвание, проименование. Это специальное слово, служащие для обозначения  отдельного человека и данное ему в индивид. порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а так же говорить о нём с другими.

3.   Игра « Какие  вы  знаете  имена».  / Девочки называют мужские имена, а мальчики - женские, повторяться нельзя. /

4.   Появление  имён.  

В русском языке очень много красивых имён.

А как давно появились имена у людей?

В первобытном обществе не было имён. Люди брали их из окружающей среды, А вот древнегреческий поэт Гомер, живший в 12 веке до нашей эры сказал:

«Между живущих людей безымянным никто не бывает вовс.,

В минуту рождения каждый и низкий, и знатный имя своё от родителей в сладостный дар получает...»

Значит уже в 12 веке до нашей эры у людей, живших в Древней Греции были имена. Кстати, очень многие современные имена пришли и в русский язык именно из Древней Греции.

Как же это произошло?

В Древней Руси много веков тому назад, когда наши предки поклонялись языческим богам. Каких вы знаете славянских богов? Никто из людей того времени над людскими именами не задумывался. Какое слово на ум взойдёт, тем и награждали человека. Часто это была примета, по которой можно было выделить его из семьи или родственников.

Что обозначали эти имена?

Вторник / второй ребёнок в семье. /

Чернавка / по цвету волос. /

Большак, Мал / по росту. /

Кудряш, Некраса.

Имя могло отражать черту характера и поведение человека:

Буян / драчливый /

Добр, Добрыня, Смеяна, Несмеяна.

Иногда детей называли по времени рождения:  Зим, Вешняк.

Давались имена, связанные с растительным и животным миром:

Медведь, Кот, Волк, Дуб, Камень и др.

Но вот пришла на Русь светлая Христова вера.

В каком году это произошло?  

Как называлась в то время русская земля?

Кто стоял во главе Киевской Руси?

Откуда пришла на Русь православная вера?

Вместе с ней пришли на Русь и имена древнегреческие, древнеримские, древнееврейские. Входили они в быт медленно. Людям было боязно расставаться со старинным укладом, поэтому   давали обычно языческие имена и православные. Князь Георгий, зовомый Большак.

Когда православие возобладало, младенцев стали нарекать по святцам.

Что это значит?

В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения младенца по церковному календарю.

«Коль ты родился в день Ефима, Так назван именем таким».

Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка.

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Ведь так много на Земле красивых имён.

Но некоторые мамы и папы стремятся дать своему ребёнку очень красивое, современное, модное имя, но не имеют о нём никакого представления.

Послушайте внимательно шуточное стихотворение С. Я. Маршака. « В  защиту  детей».

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: К выбору имени человек должен относиться очень осторожно.

Задумывались ли вы, что значит Ваше имя?

 Расскажите, что Вы знаете о своём имени?

5.   Роль  имени  в  жизни  человека.

Человек проносит имя через всю жизнь.

Его можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя липппь имени.

Имя, как говорится в загадке «в огне не горит, в воде не тонет».

Как вы понимаете выражения:

«Создать себе доброе имя»,   «Не позорить моего имени».

Каждого человека можно назвать не иначе, как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.

Человек проносит имя через всю жизнь.

Доброго уважаемого человека всегда называют по имени.

Как издавна называют людей, создавших себе доброе имя? / именитый, знаменитый, знатный. /

А такие великие люди, как Эзоп, Гомер, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти,

Рафаэль де Санчес остались в истории только по именам.

Имя у тебя одно, навсегда оно одно.

Жизнь длинна, и от того

Ты  побереги его.

В разных концах Земли принято клясться своим именем. Имя использовалось в качестве награды за высокие заслуги перед Родиной и её народом и используется сейчас.

Именами заслуженных людей называют города, улицы, парки, ордена и многое другое.

Приведите такие примеры?

Ордена: Святого Георгия, Святого Андрея Первозванного

Святого Александра Невского / иллюстрации /

Города: Владимир, Ярославль, Сергиев Пасад, Санкт - Петербург

Астероид: Марина / в честь поэтессы М. Цветаевой /

6.    Игры. 

а) «Как её зовут?»  Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева на право, так и справа налево.              / Анна /

б) «Как их зовут. Если от имени мальчика отнять букву, то получится имя девочки.                                                                   /  Коля – Оля /  

в)  «В каком имени  3О  Я?»

г) «В каком имени пол Я?»  

д) «Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных?»   / Ия /

е) «Какое русское имя женщины не заканчивается ни на А, ни на Я?»

ж) «Назовите женские имена, в которых бы встречалась буква Э?»

з) «Назовите название города, которое состоит из одного мужского и сто женских имён?»  / Севастополь /

7. Рефлексия.  

– Как вы чувствовали себя на занятии?  / нарисуйте смайлик /

8. Орг.  конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Власть и народ Российской империи"

Это урок знакомит учащихся с социально-политическими противоречиями, существовавшими в Российской империи6 неограниченностью самодержавной власти, ее бюрократическим произволом, использованием сил про...

Сочинение "Власть слова"

Сочинение на слова В. Солоухина "Словом можно убить, словом можно спасти"...

"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс

Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...

Устройство государственной власти. Символы России. Проверочная работа.

Проверочная работа (кроссворд и тест) по даннной теме. Система Л.В.Занкова. 4 класс...

Презентация к уроку по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" по теме : "Власть и народ Российской империи".

1. Тема урока: "Власть и народ Российской империи".2.Императрица- Екатерина 2.3.Почему во времена Россиийской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?4.Император: издавал законы...

За школьных хулиганов взялись власти, а что дальше?

Совсем недавно Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой, которая направлена на привлечение школьных хулиганов к дисциплинарной ответственности. Ведомство опубликовало проект п...