урок окружаещего мира.4 класс. Устройство государственной власти
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
4 класс Окружающий мир Система Л.В.Занкова
Тема: Устройство государственной власти.
Цель: формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России; разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти.
Оборудование: сюжетные картинки, карта федеративного деления России, Конституция РФ, карточки для кластера с надписями Государство, Президент, Законодательная власть, Государственная Дума, Совет Федераций, Исполнительная власть, Судебная власть, карточки-схемы для самостоятельной работы учащихся, учебник «Окружающий мир, 4 класс» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о современном обществе, о человеке.
Показываю картинку, где человек один.
Учитель: Один человек. Какие ассоциации? Какие слова возникают в вашей памяти?
Ответы детей: одиночество, тоска, беспомощность.
Учитель: Скажите, может ли человек жить один?
Ответ детей: конечно, нет. Он не будет развиваться.
Для того, чтобы человек развивался, необходимы люди.
Показываю картинку, где много людей.
Учитель: Когда много людей, какие ассоциации у вас возникают? Какие слова вспоминаются?
Ответы детей: город, страны, государство, народ, общество.
Учитель: Итак, государство. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано определение: государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В понятии государства – три элемента: население (народ), территория и власть.
Начинаю выкладывать кластер. На доске появляется карточка со словом ГОСУДАРСТВО.
Учитель: Как называется наше государство? Давайте вспомним все названия нашего государства.
Ответы детей: Русь, Россия, Российская империя, Советская Россия, Союз Советских Социалистических республик, в данное время - Российская Федерация.
Учитель: Государство и народ, можно смело сказать, понятия неразделимые.
Народ, люди (картинки). У каждого человека свой характер, свои потребности, свои желания и пожелания, часто несовпадающие с желаниями других. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы всем в государстве было хорошо? Как отрегулировать отношения между людьми? Ваши предложения.
Ответы детей: нужно договориться.
Учитель: Правильно: договориться, но если договариваться просто на словах, любой человек в любую минуту может отказаться от своих слов. Значит, договор необходимо зафиксировать. А фиксированный договор – это закон. Законы пишутся в государстве.
В любом государстве есть Основной закон, который называется Конституция.
Давайте прочитаем, что говорится о Конституции в нашем учебнике на стр.93.
Дети читают.
Учитель: Перед вами лежит Основной закон государства – Конституция.
Обратимся и прочитаем Ст.1 Конституции.
Дети читают о государстве: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демос – народ, кратос – власть. Демократия – народная власть.
Учитель: Итак, Ст. 3 Конституции гласит: источник власти – народ, т.е. все люди.
Надо ли, чтобы все сразу управляли? Почему?
Ответы детей: будет хаос в стране. Нужно выбрать тех, кто может управлять справедливо, умных, которым доверяет весь народ.
Учитель: Сначала выбирают того, кто представляет государство в мире. Назовите кто это?
Ответ детей: Это президент.
Учитель: Кто президент нашего государства?
Ответ детей: Путин Владимир Владимирович
Добавляю в кластер карточку с надписью: глава государства, президент.
Учитель: Функции президента представлены в Статьях с 80 по 93 Конституции РФ.
Но один человек, хотя и президент и выбран народом, не может издавать и утверждать законы. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: он может издать закон и не выполнить, или издать закон, выгодный для него лично.
Учитель: Для этого существует законодательная власть. Ее так же выбирает народ.
Выкладываю на кластер карточку с надписью: законодательная власть.
Учитель: Законодательная ветвь состоит из двух палат. В нижнюю палату, Государственную Думу, избираемую народом, входят представители партий (450 человек)
Какие партии вам известны?
Ответы детей: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д.
Учитель: Представителей партий называют депутатами. Это и есть Государственная Дума.
Выкладываю в кластер карточку с надписью: Государственная Дума
Учитель: депутаты ГД обсуждают законы и принимают их. Любой закон читается 3 раза. После каждого чтения происходит обсуждение документа и голосование. Когда документ со всеми изменениями принимается большинством голосов – говорят «закон принят в третьем чтении». После этого он передается в следующую верхнюю палату – Совет Федерации.
Вернемся снова к ст.1. Конституции. Обратите внимание на слово «федеративная». Это подчеркивает наше территориальное устройство. Большая территория состоит из субъектов – то есть частей. Согласно Ст.5 Конституции РФ, край область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Обращаю внимание детей на карту федеративного деления России.
Сколько в нашем государстве федеральных субъектов? (88 субъектов) Каждый федеральный субъект выбирает своего представителя, чтобы он достойно представлял интересы федерации.
Так появляется Верхняя палата: Совет Федерации.
Выкладываю в кластер карточку с надписью: Совет Федерации.
Учитель: Скажите, какими качествами должен обладать каждый депутат и в Государственной Думе и Совете Федерации?
Ответы детей: справедливость, надежность, рассудительность, ответственность, чувство долга.
Учитель: При утверждении закона в Совете Федерации, он передается Президенту. Президент издает Указ о введении закона в действие, который публикуется. Мало написать и принять закон – важно его исполнять!!!
Выкладываю в кластер карточку с надписью: исполнительная власть.
Учитель: Этим занимается правительство, которое состоит из министров. Но есть люди, которые с неохотой исполняют принятый закон и нарушают права других. Поэтому существует еще одна необходимая судебная власть.
Добавляю в кластер: судебная власть.
Предлагаю детям отдохнуть.
Физминутка: Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,.
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
Снова обращаю внимание детей на доску.
Учитель: Итак, перед вами схема устройства государственной власти:
|
Скажите, почему не может только Государственная Дума или, например, только Совет Федерации, и издавать, и утверждать, и исполнять законы?
Ответы детей: тогда депутаты Государственной Думы будут отражать в законах интересы только своей партии, а депутаты Совета Федерации будут отражать в законах интересы только своей федерации.
Учитель: А зачем вообще нужны законы в государстве?
Ответы-рассуждения детей: законы знать необходимо, чтобы быть знать свои права и обязанности. Это поможет и в учебе и в работе в будущем.
Учитель: Для чего нам нужно знать устройство государственной власти?
Ответы-рассуждения детей: чтобы правильно сделать свой выбор. Чтобы было справедливое, достойное правительство, защищающее интересы своего народа и его безопасность.
Учитель: Наполеон Бонапарт говорил, что у каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл, т.е. каждый солдат может стать маршалом. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Может быть, кто-то и станет из вас президентом страны или президентом компании, главное быть: …
Ответы детей: нужно быть честным и справедливым.
Учитель: Я предлагаю сейчас представить себя представителями народа, т.е. стать источником власти. Кто и какую роль будет играть – подскажет карточка. Итак, у каждого из вас лежит карточка. Прочитайте, в какой группе вы должны будете работать и объединитесь.
Расставляю на парты карточки с надписями: президент, Совет федераций, Государственная Дума, исполнительная власть, судебная власть. Дети рассаживаются, согласно записи в карточке.
Игра: Как создаются и принимаются законы? Руководит игрой учитель.
Учитель: В Государственную Думу поступает законодательная инициатива: Предлагаем принять закон об обязательной утилизации мусора.
Народ: На основании ст. 42 Конституции каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Тема огромного скопления мусора, загрязнения улиц, городов в настоящее время очень актуальна. Кучи мусора – это источник различных инфекционных заболеваний, источник загрязнения атмосферы. Не надо повторять, что это вредит здоровью всем людям. Необходимо срочно принять ряд эффективных мер по решению этой проблемы.
Учитель: Заявление поступает в Государственную Думу. Дума составляет проект закона.
1. | Организовывать субботники с участием школьников и всех жителей городов и сел. |
2. | Использовать контейнерные площадки для раздельного сбора мусора. |
3. | Обязательная сортировка мусора. |
4. | Использовать все возможности для переработки отходов на самом предприятии. |
5. | На каждом предприятии использовать новейшие технологии по утилизации отходов. |
6. | Строительство заводов по переработке мусора. |
7. | Разработать ряд мер по предупреждению возникновения несанкционированных свалок мусора. |
Начинается обсуждение.
Выступления детей-депутатов: * Строительство заводов очень дорого.
* Как на деле будет происходить эта самая
сортировка мусора?
- Несанкционированные свалки – где мы столько
охранников наберем!
Дети пишут свои предложения. Высказывают свои мнения, утверждают после третьего чтения.
Учитель: после третьего чтения, утвердив большинством голосов, Закон поступает в Совет Федерации. Представители Федераций обсуждают, вносят свои изменения (высказывания детей), утверждают и передают Президенту. Президент высказывает свое мнение и издает Указ о введении закона в действие. Указ поступает для публикации в органы печати и информации, а так же в исполнительную власть, к министрам, где назначаются ответственные за исполнение Указа.
Ответы детей-«министров»: Мы следим, чтобы образовательные учреждения строго выполняли Указ, а также заводы, фабрики и другие предприятия.
Учитель: Но будьте внимательны: судебная власть не спит. Она внимательно следит за четким исполнением Указа.
Ответы детей - «судебная власть»: нарушающим данный указ применять наказания от выговора, штрафов до привлечения виновных к уголовной ответственности.
Учитель: Теперь вы можете сказать: на что опирается власть государства?
Ответы детей: власть государства опирается на законы.
Учитель: Как вы считаете: почему установлена такая сложная процедура принятия законов?
Дети рассуждают.
Учитель: Предлагаю обратиться к нашему постоянному помощнику – учебнику. Какой будет его ответ?
Дети читают страницу учебника 93.
Учитель: Мы с вами выяснили, как устроена государственная власть. Ответили на ряд вопросов. Вы – молодцы! Давайте еще раз вспомним нашу физминутку. Помните, какие там слова: вместе дружная страна. Если мы все будем соблюдать все законы, не нарушать их, жить дружно, то государство будет только процветать, а, значит, и нам, народу, будет жить в таком государстве отлично.
Обратите внимание на пословицы.
Пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Почему так говорят? Ваше мнение.
Подводим итоги. Вы запомнили устройство государственной власти? Что ж проверим! Заполните, пожалуйста, таблицу: SHAPE \* MERGEFORMAT Спасибо. Урок окончен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона : Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти . В понятии государства – три элемента: население (народ), территория и власть.
ГОСУДАРСТВО * Как называется наше государство? * Вспомните все названия нашего государства . Русь, Россия, Российская империя , Советская Россия, Союз Советских Социалистических республик, в данное время - Российская Федерация .
Народ, люди. У каждого человека свой характер, свои потребности, свои желания и пожелания, часто несовпадающие с желаниями других. Что нужно сделать, чтобы всем в государстве было хорошо? Как отрегулировать отношения между людьми?
Нужно договориться!
Основной закон государства – Конституция. Ст.1 Конституции: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демос – народ, кратос – власть. Демократия – народная власть. Ст . 3 Конституции : источник власти – народ, т.е. все люди.
ГОСУДАРСТВО Президент Законодательная власть Государственная Дума Совет Федерации Исполнительная власть Министерства Судебная власть
Физминутка Я, ты, он, она Вместе - целая страна,. Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я". Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных. Грустных и весёлых В городах и сёлах.
ГОСУДАРСТВО Президент Законодательная власть Государственная Дума Совет Федерации Исполнительная власть Министерства Судебная власть
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» А.В.Суворов У каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл. Наполеон
Игра: Как создаются и принимаются законы? В Государственную Думу поступает законодательная инициатива: Предлагаем принять закон об обязательной утилизации мусора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружаещего мира в 1-ом классе
Урок по теме "Насекомые" в технологии деятельностного метода....
урок окружаещего мира
Золотое кольцо России...
Устройство государственной власти. Символы России. Проверочная работа.
Проверочная работа (кроссворд и тест) по даннной теме. Система Л.В.Занкова. 4 класс...
урок окружаещего мира "Полезные ископаемые. Алмазы"
Презентация к одному из уроков по теме Полезные ископаемые....
Презентация к уроку окружаещего мира 1 класс "Откуда берётся мусор"
Презентация к уроку "Откуда берётся мусор". 1 класс, полностью соответствует материалу учебника "Окружающий мир" А. Плешакова.Цели: •узнать об источниках бытового мусора и способах ...
Тест по окружающему миру по теме: «Устройство государственной власти. Символы и праздники России»
Тест предназначен для проведения оценки качества достижения обучающимися начальной школы результатов обучения по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный и семейный бюджет"
Познакомить учащихся с государствееным и семейным бюджетом...