Трудовое воспитание
методическая разработка на тему
Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно зажечь в
нём жажду серьёзного труда, без
которой жизнь не может быть
ни достойной ни счастливой».
К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно зажечь в
нём жажду серьёзного труда, без
которой жизнь не может быть
ни достойной ни счастливой».
К.Д.Ушинский
«Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был осново для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Макаренко А.С.
Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при самостоятельном планировании предстоящей работы. Моя работа направлена на повышение уровня мотивации учения, познавательной активности учащихся с нарушениями развития, воспитание у них культуры труда, усвоение ими необходимого объёма знаний.
Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Цель моей работы: Через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
1. воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;
2. через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
- уважение к представителям разных профессий;
- бережное отношение к своему и чужому имуществу;
- навыки работы в коллективе (ответственность,
дисциплинированность, целеустремлённость,
толерантность);
3. создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни семьи.
В своей работе знакомлю детей с трудом взрослых, воспитываю у них эмоционально-положительное отношение к трудящемуся человеку. В результате углубляется представление детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.
То есть составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям.
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.
Также в процессе обучения использую занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы: Посадка и уборка картофеля, Полное лукошко грибов, Карнавал профессий и др.
Для развития трудовой активности также использую экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.
План работы по трудовому воспитанию младших школьников (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд)
7-8 лет | 9-10 лет | 11-12 лет | ||
1 квартал | самообслуживание | - приучать содержать в чистоте учебные принадлежности, соблюдать порядок в портфеле; - учить чистить одежду с по- мощью щётки; - знакомить с последовательностью помывки тела при купании; - закреплять умение накрывать на стол перед едой; - приучать проводить уборку посуды, столов после приёма пищи | - приучать следить за внешним видом, приводить в порядок причёску; - учить пользоваться ножницами при стрижке ногтей; - закреплять умение чистить одежду; - учить пользоваться средствами по уходу за обувью; - закреплять умение последовательно мыть тело при купании; -учить накрывать праздничный стол; - учить проводить уборку посуды, столов; - формировать умение мыть чайную посуду. | - продолжать приучать следить за внешним видом в течение дня; - приучать самостоятельно стричь ногти на руках, ногах; - приучать самостоятельно, по мере необходимости, пользоваться щёткой для одежды, обуви, содержать одежду, обувь в порядке; - приучать самостоятельно купаться; - знакомить с разнообразием посуды; - знакомить с различными способами накрывания праздничного стола; - закреплять умение мыть чайную, столовую посуду; - приучать самостоятельно собирать бельё для купания; - учить стирать носовые платки, плавки. |
Сетка занятий по теме «Мамина школа»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | «Смена белья» цель: пополнять знания о гигиеническом значении смены белья, отрабатывать самостоятельные навыки по его замене. | «Уход за мебелью» цель: пополнять знания о необходимости ухода за мебелью, формировать самостоятельные навыки за её уходом. | «Уборка с пылесосом» цель: знакомить с работой бытовых приборов, развивать умение пользоваться ими. | «Готовим комнату к празднику» цель: учить делать помещение нарядным, праздничным. |
октябрь | «Уход за посудой» цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за посудой, формировать самостоятельные навыки. | «Где живёт посуда» цель: дать понятие о кухне, как месте хранения посуды. | «Волшебные салфетки» цель: знакомить с разными способами украшения стола салфетками. | «Ждём гостей» цель: учить празднично сервировать стол, знакомить с разнообразием столовых приборов. |
ноябрь | «Уход за обувью» цель: пополнять знания о разнообразии и значении обуви, способами ухода за ней. | «Помогаю обуви сам» цель: знакомить с простыми методами первичного ремонта обуви. | «Покупаю сам» цель: формировать культуру посещения магазина, умение делать отбор продуктов по заранее подготовленному плану. | «Мы гостей встречаем чаем» цель: учить самостоятельно готовить чай, накрывать чайный стол. |
декабрь | «Уход за волосами» цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за волосами, прививать навыки по уходу за ними. | «Уход за ногтями» цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за ногтями, дать понятие «маникюр». | «Уход за ушами» цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за ушами, использовании украшений. | «Праздничная причёска» цель: знакомить с просты- ми методами украшения причёски. |
январь | Новогодние праздники | Новогодние праздники | «Дом для продуктов» цель: познакомить с предназначением холодильника, способа- ми ухода за ним. | «Бутербродный стол» цель: дать понятии о бутерброде, учить делать их самостоятельно. |
февраль | «Ремонт одежды» цель: учить подбирать пуговицы с ориентировкой на цвет одежды, пришивать их. | «Ремонт одежды» цель: знакомить со штопкой, как приёмом ремонта одежды. | «Ремонт одежды» цель: продолжать учить штопать. | «Ремонт одежды» цель: учить подбирать и ставить заплатку. |
март | «Праздничный букет» цель: знакомить с разнообразием украшения стола букетом цветов. | «Уход за комнатными цветами» цель: активизировать и пополнять навыки по уходу за комнатными цветами. | «Цветы на столе» цель: учить делать «цветы» из овощей (свекла, лук и т.д.) для украшения блюд. | «Весна салатная» цель: учить готовить простой салат с использованием овощей, зелени. |
апрель | «Порядок в ванной» цель: знакомить с оборудованием ванны, их назначением, учить поддерживать в ней по- рядок. | «Купаюсь сам» цель: закреплять умение последовательно мыть тело, знакомить с разнообразием и назначением средств по уходу за телом. | «Порядок в шкафу» цель: продолжать знакомить со способами укладки разных видов одежды в шкафу. | «Хранение зимних вещей» цель: учить правильно готовить зимние вещи к хранению. |
май | «Летняя обувь» цель: знакомство с разнообразием и назначением летней обуви, активизация знаний по уходу за ней. | «Одежда для лета» цель: знакомить с разнообразии- ем летней одежды, её назначении ем, способами ухода. | «Собираю дорожную сумку» цель: учить делать отбор вещей, необходимых для отпуска, учить правильно их укладывать в сумку. |
Труд в природе (сетка занятий)
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | «Сбор природного материала» цель: познакомить с правилами сбора природного материала, его разнообразием. | «Участие в сборе урожая» цель: учить трудиться сообща, осознавать значимость сбора урожая в жизни людей. | «Приведение в порядок земельной площади огорода» цель: знакомить с правила- ми перекопки почвы, агротехническим приёмом «прополка», развивать умение владеть лопатой. | «Перенос поздних цветоносов в «комнатный ого- род» цель: знакомство с особенностями осенней жизни растений, овладение агротехническим приемом «пересадка». |
октябрь | «Приведение в порядок земельной площади в цветнике» цель: закреплять умение копать землю, овладение агротехническим приёмом «об- резка». | «Подготовка почвы для уголка природы» цель: дать знания о выращивании растений зимой в комнатных условиях, о пара- метрах плодородной почвы, высадка зелени для птиц, воспитание заботы о «братьях наших меньших». | «Осеннее одеяло» цель: учить укрывать пристволье деревьев осенней листвой, дать понятие о значении этого для зимовки растений, | «Уж небо осенью дышало» цель: закреплять умение замечать и обозначать погоду, знакомство с поговорками об осени и приметами. |
ноябрь | «Оформление книжки «Осень». Цель: учить художественно оформлять свои наблюдения за природой: рисунками, иллюстрациями; учить видеть красоту природы. | «Изготовление кормушек для птиц из бросового материала» цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, знакомить с приёмами изготовления кормушек для птиц. | «Изготовление кормушек для птиц» цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, продолжать знакомить со способами изготовления кормушек для птиц. | «Экскурсия в школьный парк» цель: знакомить с особенностями поведения зимующих птиц, развешивание кормушек на территории парка. |
декабрь | «Высадка комнатного огорода» цель: показать приемы и последовательность выращивания витаминной зелени для обитателей живого уголка. | «Оформление участка для прогулок снежными постройками»(3 недели) цель: развивать и закреплять навыки работы в коллективе: ответственность, дисциплинированность, толерантность, стремление к достижению цели, трудолюбие | «Оформление участка снежными постройками» | «Оформление участка снежными постройками» |
январь | «Размещение кормушек на территории детского дома» цель: продолжать учить заботиться о зимующих птицах, расширять знания о повадках зимующих птиц. | «Экскурсия в живой уголок ДДТ» цель: передача выращенной зелени для обитателей живого уголка, воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших». | «Помощь дворнику в уборке территории от снега» цель: воспитывать уважение к труду других людей, осознание его пользы и значимости для окружающих, закреплять умение пользоваться инвентарём, учить видеть результат труда, радоваться достигнутому результату. | «Посещение экологического кабинета» цель: продолжать знакомить с особенностями зимнего ухода за ними, закреплять агротехнические приёмы полива, рыхления, опрыскивания, очищения от пыли. |
март февраль | «Идёт зима - аукает» цель: закреплять умения замечать и обозначать зимние явления погоды, знакомить с поговорками о зиме, зимними приметами. «Уход за цветущими растениями» цель: познакомить с особенностями весеннего ухода за растениями, знакомить с агротехническим приёмом «подкормка» растений. | «Посещение экологического уголка, знакомство с царством рыб» цель: продолжать знакомить с разнообразием аквариумных рыб, циклом работ по смене воды в аквариуме, орудиями труда, их названием и назначением, подчеркнуть ответственность этой работы для жизни рыб. «Высадка зелени в комнатном огороде для подкормки зимующих птиц» цель: закреплять чувство заботы по отношению к зимующим птицам, чувство ответственности за них. | «Оформление книжки «Зима» цель: продолжать учить художественно оформлять свои наблюдения за природой, учить видеть красоту зимней природы, систематизировать знания об особенностях жизни природы зимой. «Посещение школьного парка» цель: наблюдение за деревьями, отметить их разнообразие и значение их в жизни людей, участие в природоохранной работе. | «Высадка лука в комнатный огород» цель: продолжать знакомить со способами высадки луковиц для получения зелени, используемой для витаминизации пищи, закреплять агротехнические навыки, осуществление систематического ухода за посадками. «Обход птичьих кормушек» цель: отметить изменения в жизни птиц с приходом весны, провести подкормку выращенной зеленью. |
апрель | «Посещение живого уголка в ДДТ» цель: отметить весенние изменения в жизни обитателей живого уголка, особенности ухода за ними весной. | «Знакомство с разнообразием посевного материала» (семена, клубни, луковицы) цель: учить сравнивать и готовить посадочный материал к высадке на рассаду. | «Высадка рассады» цель: закреплять агротехнические приёмы работы с землёй при высадке посевного материала. | «Участие в экологическом празднике «День земли» цель: закреплять знания об экологии, понятии своего участия в деле защиты нашей планеты от загрязнения. |
май | «Участие в уборке территории, оформление клумбы» цель: закреплять приёмов работы лопатой, метлой, граблями, знакомить со способами утилизации мусора. | «Весна - красна» цель: продолжить работу с весенним календарём, закреплять умение замечать и обозначать погоду, знакомить с поговорками и пословицами о весне. | «Оформление книжки «Весна» цель: продолжать учить художественно оформлять наблюдения в природе иллюстрациями, рисунками, видеть красоту природы весной. | «Овладение способами высадки рассады в грунт теплицы» цель: закреплять знания о цикле развития растений, значении растениеводства в жизни людей, ответственного отношения к этой работе. |
Сетка занятий и экскурсий по ознакомлению с профессиями.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | экскурсии | |
сентябрь | «Учитель» цель: подчеркнуть значимость и необходимость работы учи- теля, воспитывать уважение и благодарность к его труду. | «Нефтяник» цель: познакомить с работой бурильщика, техникой добычи нефти. | «Шахтёр» цель: рассказать о работе шахтёра, пользе и тяготах его труда, воспитывать и интерес к его труду. | «Лесник» цель: познакомить с работой лесника, охранными мероприятиями по защите природы, животных. | «В школу» цель: развивать интерес к работе учителя, знакомить с классными помещения- ми, правилами посещения школы, работой учителя. |
октябрь | «Архитектор» цель: рассказать о необходимости работы архитектора для создания красоты и безопасно- го градостроительства. | «Механизатор» цель: расширять и уточнять знания детей о труде в сельском хозяйстве, значимости этого труда в жизни людей. | «Полевод» цель: расширять и систематизировать знания о работниках сельского хозяйства. | «Животновод» цель: расширять представления детей о труде в сельском хозяйстве. | «На площадь» цель: знакомство с планом посёлка, отметить особенности расположения промышленных и жилых зон. |
ноябрь | «Воспитатель» цель: знакомить с работой воспитателя, воспитании качеств, необходимых в работе с детьми. | «Милиционер» цель: уточнять знания детей о работе милиционера, подводить к понятию о законопослушании. | «Студент» цель: подводить к понятию, что для получения профессии надо учиться, знания- это основа выбора в жизни, получения работы и благополучия. | «День матери» цель: воспитывать нравственные ориентиры, направленные на создание семьи, под- черкнуть, что труд матери важен и труден. | «В детский сад» цель: активизировать знания детей о работе воспитателя, обратить внимание на учебные помещения, оформление, территорию для прогулок. |
декабрь | «Лётчик» цель: дать представление о работе пилота, качествах и необходимости его работы. | «Судья» цель: продолжать знакомство с профессия- ми, подводящими к соблюдению законов и по- рядка в обществе. | «Артист» цель: знакомить с представителями творческих профессий, дать понятие «талант». | Подготовка к Новому году. | «В дом культуры» цель: знакомить с работниками, несущими культуру, искусство и радость населению посёлка, кружками, развивающими таланты. |
январь | Новогодние каникулы | Новогодние каникулы | «Корреспондент» цель: рассказать о работе людей, знакомящих всех с событиями в мире, значимости и трудности этой профессии. | «Водитель» цель: расширять знания о работе водителя, особенностях его тру- да, развивать интерес к технике. | Посещение новогодних мероприятий цель: обратить внимание на работу артистов певцов, чтецов, воспитывать умение ценить их работу, благодарить их за труд. |
февраль | «Работники ЖКХ» цель: знакомить с разнообразием и необходимостью профессий работников ЖКХ, с правилами вызова их при авариях и поломках. | «Библиотекарь» цель: расширять знания о работе библиотекаря. | «Военный» цель: знакомить с разнообразием военных профессий, воспитывать патриотизм, мужественность и любовь к Родине. | «Парикмахер» цель: знакомить с работой парикмахера, оформлением помещения, правилами общения с клиентами. | «В детскую библиотеку» цель: активизировать знания детей о работе библиотекаря, о значимости и пользе его тру- да, закрепить знания правил поведения в библиотеке. |
март | «Косметолог» цель: знакомить с профессией, помогающей стать людям красивее, с качествами, необходимы- ми для её получения. | «Повар» цель: расширять знания о работе повара, её значимости в жизни людей, ориентировку в подборе продуктов для приготовления разных блюд. | «Метеоролог» цель: рассказать о значимости работы метеоролога, закреплять умения наблюдать за погодой. | «Продавец» цель: знакомить с разнообразием магазинов, учить ориентируясь на причину посещения находить нужный магазин, соблюдать правила посешения и общения. | «На кухню детского дома» цель: пополнять знания о работе повара, знакомить с оборудованием кухни, дать представление о безопасности, о правилах работы на кухне. |
апрель | «Писатель» цель: продолжать знакомить с представителями творческих профессий, особенностями их труда. | «Врач, медсестра» цель: расширять знания о работе врача, значимости их работы для людей, знакомить с правилами обращения к медработникам. | «Эколог» цель: познакомить с профессией «эколог», формировать позицию стремления к охране окружающей среды. | «Пожарник» цель: расширять знания о профессии пожарного, качествах, необходимых для работы спасателем. Знакомить с правилами вызова пожарных. | «В пожарную часть» цель: знакомство с пожарной частью посёлка, активизация знаний о пожарной безопасности. |
май | «Почтальон» цель: расширять знания о работе почтальона, необходимости его труда, важности ответственного подхода к выполнению своей работы. | «Ярмарка профессий» цель: подвести итоги, выявить уровень знаний о профессиях, уровень первичных ориентирах в их выборе (образование, личностные качества). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание Тест для родителей.
Тест для родителей с целью выявления трудовых навыков младших школьников....
Трудовое воспитание. Работа в группах.
Вопросы по трудовому воспитанию младших школьников для обсуждения в группах....
Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".
Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, к труду, жизни (трудовое воспитание).
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания....
Работа с родителями по вопросам организации трудового воспитания, формированеи в семье трудовых обязанностей детей
доклад и презентация на тему трудового воспитания детей начальной школы...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...