Разработка урока по правилам дорожного движения. 1кл
методическая разработка (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_vosstanovlen_vosstanovlen.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 г. Макарьева Макарьевского
муниципального района
Костромской области области
Пояснительная запискаАктуальность. Соблюдение правил дорожной безопасности – одно из необходимых условий, обеспечивающих здоровье человека. Еще в детском саду взрослые внушают детям, что дорожная грамота не менее важная наука, чем все остальные. Нужно с раннего детства усвоить это и всегда быть внимательным и осторожным на дорогах.
Знать и выполнять правила поведения на улице должны все: и водители, и пешеходы, и взрослые, и дети. Задача школы – научить всех без исключения детей правильно ходить по улице, строго выполнять ее законы и правила. Поэтому изучение данной темы является актуальной.
Цели урока:
- повторить правила дорожного движения,
- прививать юным пешеходам твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах,
- расширить знания детей об истории возникновения дорог,
- развивать внимательность, наблюдательность, память,
- воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
- твердое усвоение детьми правил поведения на улицах и дорогах,
- умение применять полученные знания на практике,
- стремление заботиться о своем здоровье.
Тема урока: Ты и улица.
Цели урока:
- повторить правила дорожного движения,
- прививать юным пешеходам твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах,
- расширить знания детей об истории возникновения дорог,
- развивать внимательность, наблюдательность, память,
- воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Оборудование:
- серия рисунков к рассказу «История дороги»,
- круги из картона красного, желтого, зеленого цвета и мяч для физкультминутки,
- раскраски,
- кроссворд,
- комплект игры «Мы идем по улице» на каждую парту,
- выставка рисунков учащихся,
- сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке,
- экран,
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- презентация «Ты и улица»,
- буклеты.
Место проведения: компьютерный класс.
Помощник учителя: ученик 5класса, исполняющий роль Кота.
Ход урока:
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сообщение темы и задач урока.
Слайд 1.
- Ребята! Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусов. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Вы, конечно, уже знакомы с правилами уличного движения, правилами безопасного поведения на дорогах.
Слайд 2.
Сегодня мы с вами еще раз повторим все, что вы об этом знаете, познакомимся с историей возникновения дорог, а также проверим, умеете ли вы правильно ходить по улице, строго выполнять ее законы и правила.
Слайд 3.
- Отгадайте загадку, которая подскажет вам, какую тему мы с вами будем сегодня изучать.
Загадка
Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога.)
Слайд 4.
Девиз нашего урока:
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые –
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна.
- Рассказ учителя «История дороги».
Слайд 5.
В давние времена, когда человек передвигался только пешком, правил движения не существовало. Но уже тогда появились первые дороги. Это были простые тропинки. Наши предки тогда жили среди непроходимых лесов. Для жилья они вырубали заросли и строили там дома. Одним из названий такого расчищенного места было «дор». Между поселениями люди прокладывали тропинки и называли их «путиками». Путик соединял один дор с другим. Затем путик стали называть «дорогой». (Рис. 1).
Слайд 6.
Необходимость в быстром и удобном передвижении, перевозка товаров и грузов привели к возникновению более широких дорог. С изобретением колеса движение по дорогам стало интенсивнее. Все люди разделились на три основные категории участников дорожного движения: пешеходов, водителей и пассажиров. Чтобы предотвращать аварии и наезды, для всех участников движения были изданы правила, которые каждому нужно было соблюдать. (Рис. 2).
Слайд 7.
Постепенно на дорогах появились разметка, дорожные знаки, светофоры, вышел управлять движением и милиционер – регулировщик. Страшно представить, что было бы сегодня на дорогах, если бы не было на проезжей части этих дорожных спасителей. (Рис. 3).
- Блиц – опрос «Внимание, пешеход!»
- А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила дорожного движения. Постарайтесь быстро и правильно ответить на мои вопросы.
- Какие правила должен знать пешеход?
- Для чего нужно знать правила дорожного движения?
- Как нужно переходить улицу?
- Где можно играть детям?
- Где можно ездить на велосипеде?
- Послушайте внимательно стихотворение и при необходимости хором добавьте или слово «запрещается», или слово «разрешается».
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Запрещается! (хором)
Быть примерным пешеходом
Разрешается! (хором)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно,
Запрещается! (хором)
Уступить старушке место -
Разрешается! (хором)
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете –
Запрещается! (хором)
При зеленом даже детям
Разрешается! (хором)
Что, запомнили, друзья,
Правила движения?
(хором) Помним мы от А до Я
Азбуку движения!
В класс вбегает Кот (ученик 5класса, переодетый в костюм кота).
Учитель: Кто ты?
Кот: Я ученик светофорных наук.
Учитель: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
Учитель: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как? На четырех лапах.
Учитель: Ребята, правильно ли ответил Кот?
Дети: Нет!
Учитель: А как надо?
Слайд №8.
Ученик: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Учитель: Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот: Надо обойти автобус. А еще проще – пролезть между колесами.
Учитель: Ребята, поможем Коту, он совсем запутался.
Дети: Надо подождать, пока автобус отойдет. А если рядом обозначен переход, надо переходить только по нему.
Учитель: А теперь, Кот, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что. В шахматы нельзя!
Учитель: А почему?
Кот: Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как!
Учитель: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет!
Слайд №9.
Ученик: Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой – не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Кот: Спасибо, ребята, вы многое знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Буду теперь всегда их соблюдать.
(Кот уходит).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Ловкий пешеход»
Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – не пересек улицу – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.
- Чтение и анализ сказки.
Слайд 10.
-Послушайте внимательно сказку и подготовьте ответ на вопрос: «Почему путешествие героев этой сказки закончилось хорошо?»
Чтение сказки учителем.
Приложение №4.
Ответы детей на вопрос, поставленный учителем перед чтением сказки.
Эту сказку сочинила ученица 1класса Первомайской средней школы нашего района Юля Фомина.
- Беседа «Мы идем в школу».
Слайд №11.
Ранним утром в нашу школу
С ранцем книжек за спиной
Мы шагаем, не боимся,
Мы идем по мостовой.
Мы серьезный и послушный,
И внимательный народ.
Мы дорогу переходим
Только там, где обозначен
(только так – и не иначе!)
Белой краской на асфальте
Полосатый переход.
Вы стали учениками, и теперь каждый день вы идете в школу. Расскажите, как выглядит ваш путь.
(Дети рассказывают о своем пути).
Вы обратили внимание, что многим из вас приходится переходить проезжую часть улицы? Так называется та часть дороги, по которой ездит транспорт. В нашем городе много пешеходов и много транспорта. Пешеходы – хозяева на тротуарах, транспорт – на дорогах. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу. Водителей учат в специальной автошколе, где они изучают правила дорожного движения и дорожные знаки. А вот пешеходы начинают изучать правила движения по улицам с помощью своих родителей и в школе.
Приложение №5.
Выставка рисунков учащихся.
К уроку вы подготовили выставку своих работ на тему «Ты и улица». Расскажите, что вы изобразили на рисунках, какие правила поведения на дороге вспомнили, выполняя работу (ответы учащихся).
- Игра «Мы идем по улице».
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Мы идем по улице».
Выходить на улицу не придется. Усаживайтесь поудобнее и слушайте правила игры.
Приложение №6.
Выдать по комплекту игры на каждую парту (работа в парах).
Играем вдвоем (как сидят за партой).
Идти надо из дома в школу или, наоборот, из школы домой (навстречу друг другу).
Бросайте кубик по очереди. Сколько на нем выпадет точек, на столько делений и вы передвигайте свои фишки (пуговички).
Если остановитесь на красных кружочках, то путь закрыт – пропускаете 2 хода; на желтых – внимание, пропускаете 1 ход; на зеленых – путь открыт, еще раз бросайте кубик. Попали на треугольник с цифрой 1 – строительная площадка. Здесь опасно ходить – 3 хода назад.
На кружке с цифрой 2 – смотришь на строительные работы. Здесь стоять можно. Но ты задержался. Пропускаешь 1 ход.
Треугольник с цифрой 3 – перекресток дорог. Прежде чем перейти улицу, посмотри сначала налево; дойдя до середины, посмотри направо; убедившись в безопасности, переходи.
Кружок с цифрой 4. Поиграл с котенком, задержался – пропускаешь 1 ход.
Кружок с цифрой 5. Сошел с тротуара и идешь по дороге. Этого делать нельзя – 3 хода назад.
Кружок с цифрой 6. Помог перейти улицу малышу – 3 хода вперед.
Придет первым в школу или домой тот, кто не нарушил правил дорожного движения. Он и выиграл.
- Обобщение.
Слайд №12.
Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил.
Знаете, что сказал ребятам смелый человек, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб: «Смелость, упорство, мужество воспитываются в простых, подчас будничных делах, в спорте, а не лихачеством на дорогах. Нарушение же правил дорожного движения – это просто недисциплинированность. А недисциплинированные люди никогда не бывают смелыми. Надо воспитывать в себе волю, подавляя неразумное желание проехать на подножке, спрыгнуть с трамвая. Воля – это необходимое качество смелого человека».
Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело.
- Итог урока.
Какие правила поведения на улице вы запомнили?
(Ответы детей).
В школе мы постоянно будем узнавать что-то новое о правилах дорожного движения.
Заканчивая наш урок, я хочу подарить каждому из вас раскраску по правилам дорожного движения и буклет. Раскрашивая картинку, вы еще раз вспомните некоторые из правил безопасного поведения на дороге, а в буклете найдете интересный материал по правилам дорожного движения.
Раздать детям раскраски.
Приложения №7 и №8.
А еще предлагаю вам разгадать кроссворд по правилам дорожного движения.
Кроссворд выполнен на ватмане и вывешен в классе на стене.
Приложение №9.
- Домашнее задание.
-Попробуйте сочинить свою сказку про правила поведения на улице и дороге. Эти сказки мы послушаем и обсудим на следующем уроке по правилам дорожного движения.
- Рефлексия.
- Выберите один из трёх глазков светофора и покажите нам своё настроение и то, как вы сегодня усвоили правила поведения на улицах и дорогах.
(С помощью сигнальных карточек учащиеся оценивают урок).
Приложение №10.
Комплекты сигнальных карточек (у каждого).
Слайд №13.
Спасибо всем за работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Группа продленного дня. 1-2 классы / авт. – сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2007.
- Макарьевский вестник. Общественно-политическая газета Макарьевского района Костромской области. №81, 13.07.2010г.
- Путешествие на зеленый свет. Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста, 2010.
- Рублях В.Э. Правила дорожного движения: Кн. для учащихся первого класса. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1983.
- Уважайте светофор. Сборник. М., «Молодая гвардия», 1972.
2010г.
Мигутина Галина Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 г.Макарьева
Макарьевского муниципального района
Костромской области
«Ты и улица»
Разработка урока по правилам дорожного движения для учащихся
1 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по правилам дорожного движения.
Конспект урока математики 2 класс “Повторение пройденного материала,основанного на знании таблиц умножения и деления” Учитель второй квалификационной категории МБОУ «СОШ №7 ЗМР ...
Разработка мероприятия по правилам дорожного движения "Это должен каждый знать обязательно на пять"
День безопасности дорожного движения. Разработка мероприятия....
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения, 3 класс...
методическая разработка "Занятия по правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, привитие культуры и знания правил дорожного движения через игру и занимательные занятия в группе продлённого дня...
разработка мероприятия по правилам дорожного движение и мероприятия юным умникам и умницам
в школе часто надо проводить мероприятия для детей.не обязательно это должны быть занятия с большим количеством материала. я часто делаю краткие мероприятия,которые можно дополнить любым м...
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения
Цели конкурса: проверить наличие навыков соблюдения правил дорожной безопасности и степень усвоения теоретического и практического материала по безопасности движения;привлечь внимание учащихся к изуче...
Методическая разработка "Дружите с правилами дорожного движения"
Я как учитель провожу целенаправленную работу по ознакомлению и закреплению знаний с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Правила усвоенные ребенком, вп...