Методическая разработка "Дружите с правилами дорожного движения"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Я как учитель провожу целенаправленную работу по ознакомлению и закреплению знаний с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Правила усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

«Дружите с правилами дорожного движения»

Номинация: Лучший педагог по безопасности дорожного движения для школьников

Автор-составитель:

Голубко Ольга Владимировна

учитель начальных классов,

МБОУ «Балайская СОШ»

2023 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………..……...5

Заключение…………………………………………………………………………...6

Приложение 1……………………………………………………………………...…7

Приложение 2……………………………………………………………………….10

Введение

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями дорожно - транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Для повышения у детей младшего школьного возраста познавательной активности и интереса к изучению ПДД нами предлагается использовать на занятиях возможности искусственного интеллекта. Использование информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе в школе является на сегодняшний момент одним из ведущих направлений, позволяющих усовершенствовать учебные программы и методические пособия, улучшить усвоение знаний учащихся, сделать занятия более увлекательными и насыщенными.

В настоящее время в стране ведется большая работа по обучению детей в системе образовательных учреждений правилам дорожного движения (ПДД). Проводятся конкурсы, соревнования типа «Колесо безопасности», олимпиады. Существует необходимость создания и усовершенствование новых учебных программ и пособий. Тем не менее, детский травматизм на улицах и дорогах заметно не снижается. Среди других аспектов этой проблемы есть и зависящие от нас: родителей и педагогов, работников служб спасения.

Стоит отметить, что большая часть пострадавших в ДТП − это младшие школьники. И многие из них попадают в аварию из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности в дорожной ситуации, отсутствия необходимых знаний ПДД, отсутствия внимательности и дисциплинированности на дороге.

Чаще всего дети оказывались под колесами автомашин по собственной неосторожности: неожиданно выходя из – за стоящего транспорта или переходя проезжую часть в неположенном для перехода месте. Достаточно много детей как «пешеходов - водителей» травмируется и гибнет, катаясь на мопедах, велосипедах, роликах, скутерах.  

Гибель человека в ДТП - это всегда трагедия, и это трагедия вдвойне, если в ДТП погибает ребенок. Винить ребенка в аварии нельзя, в гибели ребенка в большинстве ситуаций виноваты взрослые - родители, педагоги, водители. Дети не всегда внимательны и осторожны при переходе улиц, дорог. Не думая об опасности, они могут выскочить на проезжую часть и оказаться прямо перед катастрофой. Никогда не стоит забывать об этом и быть особенно внимательными и ответственными при работе с детьми по ПДД. Помните: дети чаще всего попадают в ДТП и от нас во многом зависит их безопасность и здоровье.

Обучение младших школьников основам ПДД играет большую роль. Процесс усвоения знаний состоит не в механическом заучивании ПДД, а в формировании познавательного интереса, направленного на понимание опасности дорожной ситуации, последствий неправильного поведения на дороге, обучении навыкам безопасного поведения, воспитании таких личностных качеств, как внимательность, дисциплинированность, наблюдательность, аккуратность, осторожность, бдительность, самостоятельность и т.д. Педагог старается закреплять у детей знания ПДД на уровне поведения. Для этого проводятся внеклассные занятия по изучению ПДД, экскурсии, викторины, классные часы, конкурсы, игры и т.д. Родители детей также принимают активное участие в мероприятиях, посвященных изучению ПДД. Также в изучении ПДД результативным является интегрированный подход, где осуществляется тесная взаимосвязь различных школьных предметов (окружающий мир, математика, русский язык, литература).
        Поэтому мной была выбрана столь актуальная проблема детского дорожно – транспортного травматизма в нашем поселке и составлена методическая разработка по теме: «Дружите с правилами дорожного движения».

Целевая аудитория - 2-4 классы.                                

Основная часть

 Цель работы: организовать досуг детей и
закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности и изготовления светоотражающих элементов;

 Задачи:

 1. Обобщить и повторить основные правила ПДД.

 2. Разъяснить необходимость использования световозвращающих

элементов.

 3.Помочь школьникам понять принцип действия световозвращающих элементов.

4. Каждому ученику стать обладателем уникального

световозвращающего брелока, сделанного своими руками.

Область применения: уроки по изучению ПДД, внеклассные занятия.

Ожидаемый результат:

  • повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  • привлечь внимание детей к правилам дорожного движения.

Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей и педагогов.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения.

Заключение

Предложенный мною опыт работы – попытка показать на практике, систему деятельности по обучению школьников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы над опытом, ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагога, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Я убедилась, что такая система работы, дает положительные результаты по обучению детей правилам дорожного движения.

За период работы над опытом, не было выявлено ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушения правил движения нашими школьниками.

Таким образом, получила следующие результаты:

- повышение эффективности обучения школьников по ПДД;

- сформированы навыки безопасного поведения на дороге, они не только знают правила дорожного движения, согласно возрасту, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

Приложение 1

Конспект занятия по ПДД «Изготовление световозвращающих элементов»

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в темное время суток.

Задачи:

Обучающие:

- продолжить формирование знаний о безопасном поведении на дороге в зимнее время года;

- ввести понятие «светоотражатель» и «световозвращатель»;

- развивать умение находить светоотражатели на одежде и на транспортных средствах, отличать их от обычных брелоков и аппликаций, правильно прикреплять к одежде;

- раскрыть роль и значение светоотражающих элементов в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток.

Развивающие:

- развивать навык безопасного поведения при переходе дороги;

- развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях, осознание необходимости использовать светоотражатель на одежде.

Ход занятия:

Здравствуйте девчонки и мальчишки! Сегодня мы поговорим о том, что волнует всех детей и взрослых. Мы поговорим о безопасности. Все мы живем там, где много улиц и много машин. Вы уже знаете, как правильно вести себя на улице. Давайте вспомним простые правила пешехода:

- переходи улицу только по пешеходному переходу;

- прежде чем перейти улицу, сначала посмотри налево, а потом – направо, убедись в безопасности и переходи дорогу постоянно контролируя ситуацию;

- никогда не играй на проезжей части.

Молодцы!

- Вы, наверное, обращали внимание, что днем мы хорошо видим все дорожные знаки, а когда на улице стемнело, мы их можем увидеть только при свете фар, они от света вспыхивают.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

- Ребята, а скажите, как водитель может увидеть пешехода в темноте? (Ответы детей).

Это происходит от того, что на знаки нанесены мелкие стеклянные шарики. Первые светоотражающие элементы подсказала природа. Много лет назад один внимательный пешеход заметил, что кора берёзы отражает свет, даже лунный. Берёзы стали высаживать по обочинам дорог.

А сейчас послушайте загадку:

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонек.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку … (Светлячок)

- Ребята, вы видели светлячка? Какая у светлячка особенность? (Светиться в темноте).

- А может человек светиться в темноте? (Ответы детей).

Люди задумались над тем, как обезопасить пешеходов и придумали различные светоотражательные элементы. И теперь пешеходам в темноте помогают светоотражающие элементы на одежде, обуви, сумках и т.д. Такие элементы помогают не только пешеходам, но и многим людям, которые работают на улице ночью, в темноте.

Для того, чтобы быть заметнее для водителей, они носят специальную одежду. На этой одежде есть специальные рисунки, которые ярко светятся в лучах автомобильных фар. Такие рисунки есть на одежде полицейских, дорожников, всех людей, кто работает в темное время суток на улицах и дорогах. Это сделано для безопасности.

Для вас ребята бывают разные светоотражающие элементы, это могут быть и браслеты, и значки, и брелоки-подвески, термонаклейки. На одном пешеходе таких элементов должно быть 3-4 штуки сразу, так заметнее со всех сторон.

- Сегодня на занятии мы изготовим светоотражающие элементы для нашей безопасности.

Изготовление светоотражающих элементов:

а) Техника безопасности.

Перед тем как начать работу, вспомним технику безопасности.

б) Физминутка

Мы по улице шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где пешеходный переход! (шаги на месте)

Когда дорогу перешли

Можно прыгать – раз, два, три!

(прыжки под счёт)

- Тихо сели.

в) Возьмите светоотражающую ленту и шаблон. Обведите шаблон на матовой стороне. Кто выполнил работу, можно вырезать.

д) – Готовый светоотражающий элемент наклеиваем на одежду, а также на портфель. С помощью дырокола можно сделать отверстие, отрезать тесьму нужной длины, вставить в отверстие, края тесьмы связываем.

 - Ваш светоотражающий элемент готов!

Рефлексия:

- Что узнали на занятии?

- Покажите светоотражающий элемент, которые получились.

- Для чего они нам нужны?

На этом наше занятие закончилось, надеюсь, что вы будете ответственными участниками дорожного движения.

                                                 

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»

Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...

Методическая разработка по правилам дорожного движения

В разработке даны  конспекты занятий и сценарии по ПДД...

Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста «Правилам движения – наше уважение!»

По дорогам стремительно движутся легковые и грузовые автомобили, едут автобусы, а по пешеходным дорожкам ходим мы с вами – пешеходы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строг...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...