ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП ДЕТЕЙ С НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ШЕСТЬ «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ДЛЯ ПЕДАГОГА.
методическая разработка (4 класс) по теме
Отличительные особенности групп детей с низкой эффективностью учебной деятельности. Шесть «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» для педагога.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
А если хотя бы одно из условий отсутствует?........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_psih_korrekciya_oporymicrosoft_office_word.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отличительные особенности групп детей с низкой эффективностью учебной деятельности. Шесть «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» для педагога.
Расскажу по порядку то, что нужно знать каждому молодому и не очень учителю..
А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Доминирующим мотивом поведения у детей данной группы является проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок поэтому стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий.[9,38
Отличительным признаком первой группы является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности предшествовавшей ей низкой эффективностью. Другие специфические признаки: низкий уровень развития познавательных способностей (в первую очередь - мышления и речи) как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; в начале обучения в первом классе наблюдается старательность, переживание неудач в учении, в дальнейшем, однако, такое отношение сменяется равнодушием, тупой пассивностью; отношения с учителями, родителями и сверстниками, как правило, спокойные.
Б: дети с низкой эффективностью учебной деятельности. Причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.
Отличительной чертой второй группы детей является обусловленность низкой эффективности учебной деятельности ее низкой интенсивностью на начальном этапе обучения. Источник последней - это либо несформированность мотивов учения на начальном его этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы.
В: дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Обычно эти два признака (дети с сочетанием низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности) неуспеваемости ребенка объединены определенными причинно-следственными связями, возможно также одновременное их проявление. В соответствии с этими вариантами учащиеся данного типа могут быть разделены на три группы.
Особенностями учащихся третьей группы являются одновременные и независимые проявления низкой интенсивности и низкой эффективности с первых дней обучения в школе. Специфические признаки: тотальная психологическая неготовность к школьному учению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но другие сферы личности.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Учителя, по мнению педагогов-психологов (Ю.З. Гильбух, В.П. Гапонов и др.), обычно указывают на отсутствие помощи ребенку со стороны родителей (обычно из-за неблагоприятных семейных обстоятельств: алкоголизма родителей, занятости и низкого образовательного уровня матери, которая одна воспитывает ребенка, и т.п.); отмечается также и ослабленность организма ребенка в связи с длительными болезнями.
Наблюдается три основных вида отклонений от индивидуального оптимизма учебной деятельности и, соответственно, выделяются три типа учащихся:
1) те, которые учатся удовлетворительно и хорошо, но ниже актуального уровня своих способностей (диссонирующий фактор - недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности);
2) те, кто старается учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей, но в результате учатся хуже в связи с эмоциональным стрессом (диссонирующий фактор - завышенный уровень притязаний);
3) те, которые учатся удовлетворительно или хорошо, но могли бы учиться лучше, если бы не имели отдельных недостатков в способностях и учебных умениях (гиперактивность, неустойчивость внимания, несформированность умений слушать учителя, рационально планировать и контролировать свою деятельность и т.п.).[
Таким образом, можно сказать, что в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее формирование всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. В следствии этого, у ребенка могут возникнуть сложности в адаптации к новому этапу его развития и соответственно возникают трудности в обучении, которые необходимо своевременно корректировать во избежание худшего.
Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Правило шестое: Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отличительные особенности одарённых детей.
В статье представлен материал для выявления одарённых детей, а также предложен план работы с одарёнными детьми....
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"
laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.
Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе
В презентации даны рекомендации по использованию интерактивной платформы Учи.ру в урочной и внеурочной деятельности ....