Отличительные особенности одарённых детей.
материал на тему
В статье представлен материал для выявления одарённых детей, а также предложен план работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otlichitelnye_osobennosti_odarennyh_detey.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз можности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб ность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп ределенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова тельных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду альной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
6. Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Работа с одарёнными детьми.
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:
2.Состав семьи, ее структура:
3. Жилищно-бытовые условия:
4. Взаимоотношения в семье:
Наличие отклонений от норм поведения в семье:
5.Культурный уровень семьи:
6.Воспитательный потенциал семьи :
7. Характер ребенка:
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные:
отрицательные:
8. Положение ребенка в коллективе.
9.Учебная деятельность:
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков:
познавательный интерес: высокий
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда:
12.Пролучение дополнительного образования:
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.
Учащийся ХХХ
1. Индивидуальная работа
Формы мероприятий | Темы | Сроки проведения | Результаты | |||
2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | |||||
Урочные и внеурочные мероприятия | ||||||
Занятия в кружке «Умники и умницы» | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания |
| ||||
Участие в городских интеллектуальных играх |
| |||||
Участие в республиканских интеллектуальных играх |
| |||||
Участие в городских предметных олимпиадах |
| |||||
Участие в конкурсе « Русский медвежонок». |
| |||||
Участие в школьных предметных олимпиадах | ||||||
Участие в конкурсе « Кенгуру» | ||||||
Участие в конкурсе « Английский бульдог» | ||||||
Внеклассные мероприятия | ||||||
2. Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость в свободное время | Поручения | Участие в мероприятиях |
|
| |
| ||
|
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении - воспитательно сильная.
По взаимоотношениям:
гармоничная
По семейным ориентациям: на деятельность, общение
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимоотношений одарённых детей в семье
Тема одаренности и ее развития в последнее время стала очень популярна как среди психологов и педагогов, так и среди родителей. В последние десятилетия в нашей стране все чаще уделяю...
Особенности воспитания одарённых детей.
Речь идёт о воспитании детей с особенным развитием и даже иным восприятием окружающего мира. Как можно помочь одарённому ребёнку раскрыть свой талант и развивать в нужном русле....
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП ДЕТЕЙ С НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ШЕСТЬ «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Отличительные особенности групп детей с низкой эффективностью учебной деятельности. Шесть «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» для педагога.Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных ус...
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»
Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....
Особенности одарённых детей как причины трудностей в школьном обучении.
Особенности одарённых детей как причины трудностей в школьном обучении....
"Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одарённых детей"
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. ...
Методическая разработка по теме «Особенности системы сопровождения одарённых детей в условиях реализации ФГОС НОО»
В разработке указаны формы и методы работы с одарёнными детьми....