"Полет в космос"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Конопелькина Юлия Васильевна

Познавательная игра ко Дню космонавтики

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Полет в космос»

Цели: 
1. Систематизировать и расширить представления детей о космосе.
 
2. Закрепить знания о планетах Солнечной системы.
 
3. Закрепить умения работать в команде.
 


Материал: карточки, звёздочки (баллы), воздушные шары (планеты), ватман с нарисованным кроссвордом и ручка


Участвуют 2  команды.

Ведущий:

 Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.

Раньше, когда люди только начали узнавать землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо черепаха плавает в море - океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.(слайд )

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что наша Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за год.

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере).  Но люди не остановились  на достигнутом,  их манил космос.

Начало освоения космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местоположение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио - телевизионную связь и многое другое.

И сегодня, мы с вами тоже   совершим космическое путешествие. Конечно, мы не первые люди, которые побывали в космосе. Внимательно рассмотрите на наше звездное небо. Найдите корабль «Восток». На нем советский человек впервые совершил полет вокруг земного шара.

- Кто это был?  (слайд) 

Юрий Алексеевич Гагарин  12 апреля 1961 г.  Полет продолжался 1 час 48 минут.

Доклад о Ю.А.Гагарине

 В 1961 году, когда Юрий Гагарин, сын плотника из села Клушино в Смоленской области, стал самым знаменитым человеком на Земле, ему было только двадцать семь лет. За 108 минут, пока проходил полет, жизнь Гагарина стала частью широкомасштабной легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. Его улыбка была  символом СССР

 А ведь первые космические корабли «научил» летать в космос Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении космоса человеком.  (слайд )

Доклад о К.Э.Циолковском.

Константин Эдуардович Циолковский

(1857 - 1935)
Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Мы тему сегодня давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной.
И огненный Марс, что кружит над Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон
Вот мы и нашли планетарный закон.
( слайд)

 

Но чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев.(слайд ) 

Сергей Павлович Королев
(1907-1966)
российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос

Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.

И чтобы отправится в полет, соберем летательные аппараты. Ну а как же мы с вами полетим, если у нас нет ракет? 
- Как нет? Так мы их соберём!
 


Задание  СОБРАТЬ РАКЕТУ  (слайд)


(На столе космические корабли- пазлы. Собрать и наклеить на лист бумаги).

Придумаем названия нашим кораблям.  Например, «Союз», «Восток».
--- Так как ракеты наши готовы, нам нужен капитан. Выбираем капитанов своих ракет.
 
В добрый путь, ребята!
 

Физминутка

Не зевай по сторонам-

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким:

Присели, встали, подтянулись,

Подпрыгнули и оглянулись,

И вновь подпрыгнули еще,

И снова взгляд через плечо.

Теперь займите  ваши кресла.

Надеюсь, всем хватило места?

Известно, что все планеты вращаются вокруг Солнца. (Слайд)

Солнце – это гигантский шар из раскаленного газа. Самая жаркая его часть – это центр, внутреннее ядро. Солнце – это самая близкая к нам звезда. Единственная, которая находится близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. Свет Солнца достигает Земли за 8,3 минуты.


Остановка

Марс – на этой планете находится самый большой вулкан в солнечной системе под названием Олимп. Кора планеты состоит из железа. МАРС называют красной планетой, поскольку он ржаво – красного цвета.


---Ребята, посмотрите, нам оставили письма на этой планете! Только я ничего не понимаю, а вы?
 
- Я – нет.
 
--И я ничего не понимаю!
 
---Может быть нам ребята помогут?
 


Задание  РАСШИФРОВАТЬ ПИСЬМО. 
Командам выдаются два письма в конвертах. На листе напечатан шифр и само зашифрованное письмо. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
 
а б в г д е ж з и к л м н о п
 
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
 
р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

15 14 12 14 4 9 18 6! 19 13 1 17 10 1 18 1 17 18 16 14 20 1! 13 1 24 1 17 18 6 16 14 9 5 19 15 1 11 13 1 15 11 1 13 6 18 19 3 6 13 6 16 1! 
ПОМОГИТЕ! У НАС КАТАСТРОФА! НАШ АСТЕРОИД УПАЛ НА ПЛАНЕТУ ВЕНЕРА! 
- Как сказано в письме, нам нужно помочь людям, чья ракета находится возле Венеры. А чтобы попасть на Венеру, нам надо проделать вот такой путь (показывает на карте). 
--Вы готовы проделать такой путь? (Да) 
---Летим дальше. 
И по курсу планета
ВЕНЕРА . (слайд)

Венера  хорошо отражает солнечный свет и блестит как звезда. Ее назвали утренней или вечерней звездой, т.к. ее можно наблюдать на небе.

В темную безоблачную ночь ночь можно увидеть тысячи звезд. Звезды объединены в созвездия. И у каждого созвездия есть свое имя. Вот это созвездие, мимо которого мы только  пролетели, называется «Большая медведица». В нем 7 звезд. Несколько крупных и несколько маленьких. Но почему –то этого созвездия не оказалось на наших картах. Вам нужно его изобразить на них. Вы должны наклеить расположение звезд этого созвездия.

Конкурс «Большая медведица»

Остановка. 
Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы,  вращается быстрее всех планет

 В основном она состоит из газа. Единственная его твёрдая часть – каменное ядро. (слайд)


- Друзья, чтобы попасть с Юпитера на другую планету нам придётся разгадать загадки. 


Задание. ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ. 
Ведущие читают загадки, дети отгадывают. 
1) чтобы глаз вооружить 
и со звёздами дружить 
Млечный путь увидеть чтоб 
Нужен мощный … (телескоп) 
2) Телескопом сотни лет 
Изучают жизнь планет 
Нам расскажет обо всём 
Умный дядя… (астроном) 
3) Астроном – он звездочёт 
Знает всё наперечёт 
Только лучше всех видна в небе полная … (луна) 
4) До луны не может птица 
Долететь и прилуниться 
Но зато умеет это 
Делать быстрая … (ракета) 
5) У ракеты есть водитель 
Невесомости любитель 
По-английски «астронавт» 
А по-русски … (космонавт) 
6) Космонавт сидит в ракете 
Проклиная всё на свете 
На орбите, как на зло 
Появилось … (НЛО) 
7) НЛО летит к соседу 
Из созвездья Андромеды 
В нём от скуки волком воет 
Злой зелёный … (гуманоид) 
8) Гуманоид с курса сбился 
В трёх планетах заблудился 
Если звёздной карты нету 
Не поможет скорость … (света) 
9) Всё комета облетела 
Всё на свете осмотрела 
Видит, в космосе нора 
Это чёрная … (дыра) 
--Молодцы, справились с заданием! Летим дальше! 


Остановка
Сатурн – кольца Сатурна состоят из миллионов облаков горных пород и льда, обращающихся вокруг этой планеты. (слайд)
---Ребята, наше следующее задание – найти потерянные слова. 


Задание Переводчики

На этой планете живут маленькие жители –сатурийцы. Они изучают предметы, которые похожи на ваши, но только называются по-другому.

Я буду называть сатурийские предметы ,а вы попробуйте догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют.

Плюсминусник –математика,

Абвгдейка- чтение, русский язык,

Картинотворение –изо,

Скопрыг –физкультура,

Ля –ля-фа-музыка,

Мироучение –окружающий мир

Вы удивительно догадливы.

- Наше путешествие продолжается. 


Остановка
Уран - Вращается вокруг Солнца как бы лежа на боку. Атмосфера состоит из водорода и гелия, а под ней лежит океан жидкого метана, что придает планете зеленовато – голубой цвет.

  у этой планеты обнаружено наибольшее количество спутников. (Слайд)


-- Ой, посмотрите-ка – одни буквы. Наверное, инопланетяне не знают русского языка и перепутали все буквы. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так, чтобы получились слова. 


Задание ПЕРЕВЁРТЫШИ.  (Слайд)
Командам раздаются карточки со словами. 
СОСОМК - космос 
АТЕРАК - ракета 
РОТЕСАИД - астероид 
ДОЛЁТЗВЕЗ - звездолёт 
ИДОНАМУГ - гуманоид 
---Молодцы, ребята! Навели порядок в буквах. Летим дальше. 


Остановка
Нептун – окружён яркими голубыми облаками. На нём свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе.( Слайд)
- На этой планете нам предстоит разгадать кроссворд. И только после этого мы сможем лететь дальше. 
--Удачи, ребята! Здесь вам придётся немножко подумать. 


Задание ОТГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА. 
(На стене вывешивается плакат с нарисованным кроссвордом, ключевое слово выделяется красным цветом.)

Вопросы кроссворда: 
1) Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

 1.Ближайшая к нам звезда

2.Так называются гигантские пылающие шары

3.Спутник Земли

4.Эта планета «окольцована»

5.И планета, и шоколадка

6.Планета, на которой мы живем


---Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием! Продолжаем путь! 


Остановка
Меркурий – вся его поверхность изрыта огромными вмятинами – кратерами. 
- Здесь вам придётся всё вспомнить, о чём мы с вами говорили раньше. 


Задание ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. 
Вопросы: 
1) Из чего состоят кометы? (лёд и камни) 
2) Назовите единственную неисследованную зондами планету в Солнечной системе? (Плутон) 
3) Из чего состоит кора Марса? (железо) 
4) В каком году человек впервые полетел в космос? (1961) 
5) Какого цвета крупнейшие звёзды? (голубые и белые) 
6) Назовите первого космонавта? (Ю.Гагарин) 
7) Из чего состоят кольца Сатурна? (камень и лёд) 
--Какие вы молодцы! Хорошо запомнили! 

Остановка

Плутон и спутник его Харон так далеки от Солнца, что Солнце для их светит, как для нас Луна. Очень невелик, поэтому его и не могли так долго обнаружить.(слайд)

-А вот сейчас нам предстоит выполнить самое сложное задание. Чтобы вернуться домой, нам предстоит точно рассчитать координаты нашего приземления. Будьте очень внимательны.

  1. Пастух гнал гусей. Один впереди трех идет, один трех подгоняет и два посередине идут. Сколько у него было гусей? (Четыре.)
  2. Два игрока играли в шахматы друг с другом 2 часа. Сколько времени играл каждый?( 2 часа)
  3. Сколько концов у 72 с половиной палок? (146 концов.)
  4. Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?( Одинаково)
  5. Из города в деревню, расстояние между которыми 32 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. Из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Кто из них будет дальше от города через 2 часа?( Через 2 часа они будут на одном расстоянии от города.)


Остановка
Земля
– планета, на которой мы живём. 
Наша Земля – третья планета от Солнца. Со стороны она выглядит как круглый голубой драгоценный камень.
(слайд)


Задание Мозаика

Слово- Космонавтика 
Нужно составить как можно больше новых слов, используя буквы этого слова. 
Победитель игры тот, кто больше составит слов. 
Космонавтика- космонавт, тик, мат, виток, вата, нос, нота, оскомина, ток. 

-Ребята, все молодцы! Мы помогли нашим друзьям и можем лететь обратно на планету Земля. 
- А теперь давайте подведём итоги нашего путешествия (подсчитывание баллов). 
Дети награждаются сладкими призами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Полет в космос"

Аннотация:  Ребята с учителем «совершают полет» по планетам солнечной системы. Узнают о планетах, окружающих Землю, о спутниках, о космонавтах, космических кораблях, совершая вертуальное ко...

Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина

В видеоролике  содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...

Мероприятие к 50-летнему юбилею полета в космос Ю.А.Гагарина

Мероприятие (Сценарий+презентация и фильм), посвященное 50-летнему юбилею полета в космос Ю.А.Гагариным....

Полет в космос

формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников...

Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)

Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)Тема: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЕМОВ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ 100»Тип урока: урок закрепления знанийЗадачи:   1. ...

Классный час "Полеты в космос"

Классный час "Полеты в космос" поможет познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавти...

Игра-путешествие "Полет в космос"

Классный час, посвященный Дню космонавтики....