Спасём рысь
классный час по теме

Рязанова Светлана Андреевна

О животном занесённом в Красную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_klassnogo_chasa.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Макарьевская основная общеобразовательная школа

Солтонского района Алтайского края

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СПАСЁМ РЫСЬ»

Для учащихся 2 класса

Светлана Андреевна Рязанова

 2013 год

с. Макарьевка

Тема: «Спасём рысь».

Задачи деятельности учителя:

  1. создать условия для ознакомления с понятием «млекопитающие», с главными отличительными признаками млекопитающих;
  2. способствовать обогащению новыми сведениями о животных занесенных в Красную книгу;
  3. воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся сравнивать внешний вид, и характерные особенности зверей, получат возможность научиться называть группы животных по их характерным признакам, рассказывать о способах защиты животного от врагов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: высказывать свою версию.

Коммуникативные: вступать в беседу, слушать и понимать речь других.

Личностные: имеют положительное отношение к учебной деятельности на основе имеющегося опыта.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа, презентация.

Предварительная работа:

  1. занятия на уроках по окружающему миру;
  2. классные часы и конкурсы;
  3. создание презентации.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. значки с изображением рыси;
  5. разноцветные объёмные звёздочки.

Ход классного часа

Слайд №1

- Ребята, а вы знаете кто такой егерь? (Дополнить ответы детей.)

     Сегодня я хочу вам предложить выбрать главного егеря в вашем классе, а остальным ребятам стать помощниками главного егеря.

- Вы согласны стать егерями?

- А хотите узнать тему нашего классного часа?

     Я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете тему классного часа. А чтобы вам легче было отгадать загадку я вам дам подсказку. Эта загадка про животное, занесённое в Красную книгу. Оно живёт в нашей местности.

               Живет она в глухих лесах,

               На ушках – кисти, при усах.

               Большая кошечка, однако,

               Размером, прямо, как собака.

               Такой уже не скажешь: «Брысь!».

               А это значит: кошка -…(РЫСЬ)

     Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Президент  России Владимир Владимирович  Путин объявил 2013 год – Годом охраны окружающей среды. И поэтому тема нашего классного часа «Спасём рысь».

Слайд №2

     Чтобы выбрать главного егеря и помощников егеря я предлагаю каждому играть за самого себя. За каждый правильный ответ вы будете получать вот по такой звёздочке (показать звёздочку). В конце классного часа мы посчитаем звёздочки и,  кто из вас наберёт большего всего звёзд, тот станет  главным егерем, а остальные будут помощниками егеря. Главный егерь получит вот такой значок (показать значок), а помощники получат вот такой значок (показать значок).

- Согласны?

     Предлагаю начать наш классный час.

Слайд №3

- Кто из вас видел живую рысь? (Ответ не оценивается.)

- К какой группе животных относится это животное? (Звери. Млекопитающие.)

- Назовите характерные признаки этой группы? (Чем отличается рысь от рыб, насекомых?  Тело покрыто шерстью, четыре ноги. Они умеют сохранять тепло, даже если вокруг холодно. Только звери выкармливают своих детёнышей молоком.)  

- Почему рысь относят к группе млекопитающих? (Все звери выкармливают   своё потомство молоком. Но живых детёнышей рождают не все. Например, утконос откладывает яйца. Кенгуру донашивает детёнышей в особой складке на животе – сумке. Не у всех зверей тело покрыто густой длинной шерстью. Например, у китов и дельфинов нет волосяного покрова. Только звери выкармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их еще называют млекопитающими.)

- К какой группе питания мы отнесём рысь? (Хищник. При обилии пищи рысь живёт оседло, при недостатке — кочует. В сутки она способна проходить до 30 километров. Основу её рациона составляют зайцы. Также она постоянно охотится на тетеревиных птиц, мелких грызунов, реже — небольших копытных, вроде косули, пятнистого и северного оленей, изредка нападает на домашних кошек и собак, кроме того — на лис и других некрупных зверей.

Охотится рысь в сумерках. Вопреки распространённым представлениям, она никогда не прыгает на свою жертву с дерева, но предпочитает подкарауливать дичь в засаде или скрадывать, а затем нападать большими, до 4 м, прыжками. Жертву преследует на дистанции не более 60—80 м, после чего выдыхается. Также известно, что рысь убивает лисиц и куниц, даже если нет потребности в пище. Зимой в сутки съедает около 2,5 - 3 килограммов мяса.

При всей осторожности рысь не очень боится людей. Она живёт в созданных ими вторичных лесах, молодняках, на старых лесосеках и гарях; а в бедственные годы заходит в сёла и даже большие города.)

   Вы можете спросить, а может ли рысь убить человека. Вот что сказал об этом российский зоолог Михаил Кречмар.  “Неизвестно ни одного подтверждённого случая нападения рыси на человека. В какой-то степени это даже удивительно. Леопард весом тридцать пять килограммов легко убивает людей. Взрослый самец рыси запросто разделывается с тренированными овчарками вдвое тяжелее его самого. Однако случаи, когда рысь намеренно скрадывала и убивала человека, нам всё-таки неизвестны. Более того, рысь известна как один из наиболее легко приручающихся зверей. В частности, приручению поддаются даже взрослые рыси, пойманные капканами. Иногда они привыкают к человеку до такой степени, что позволяют брать себя на руки, а мурлыканье этой огромной кошки напоминает гудение мощного электромотора

- Как рысь защищается? (Прячется среди ветвей деревьев, особенно еловых деревьев, убегает и залазит на ветки деревьев.)

Слайд №4

- Кто попробует описать рысь по фотографии? (Длина тела рыси составляет 80—130 см и 70 см в холке. Хвост имеет длину от 10 – 20 см. Обычно, рысь размером с крупную собаку. Вес взрослых самцов от 18 до 25 кг, очень редко может достигать и 30 кг; самки весят в среднем 18 кг. Туловище, как у всех рысей, короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный.

Существует множество вариантов окраса рыси, зависящих от географического района, — от рыжевато-бурого до палево-дымчатого, с более или менее выраженной пятнистостью на спине, боках и лапах. На брюхе волосы особенно длинные и мягкие, но не густые и почти всегда чисто белые с редким крапом. Южные формы обычно более рыжие, шерсть у них короче, а лапы мельче.

След рыси типично кошачий, без отпечатков когтей, задние лапы ступают точно в след передних.)

Слайд №5

- Где живет рысь? (Рысь — самый северный из видов кошачьих. Ныне она водится лишь в России, Скандинавии, Финляндии, некоторых областях Польши и Чехии, а также в Испании. Между южной и северной формой нет строгих границ. Переход в окраске совершается постепенно. Рысь отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге, хотя встречается в самых разных насаждениях, включая горные леса; иногда заходит в лесостепь и лесотундру. Она отлично лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает.)

Слайд №6

- А сколько у рыси рождается детёнышей? (Два или три котёнка. Рысята появляются  примерно в мае.)

- Где мама рысь делает дом для своих детёнышей? (Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, яма, земляная пещера или расщелина скал.)

- Кто воспитывает детёнышей рыси – мама или папа или мама и папа воспитывают вместе? (В воспитании участвуют оба родителя.)

- Сколько времени детёныши рыси живут с родителями? (Рысята охотится вместе с взрослыми до марта следующего года.)

- Сколько лет живет рысь? (Продолжительность жизни, видимо, 15—20 лет.)

Слайд №7

- Умеете разгадывать кроссворды?

  Давайте попробуем разгадать кроссворд. Чтобы разгадать кроссворд вы должны отгадать загадки. Загадок пять штук. В выделенных клеточках должно получиться ещё одно слово.

                           1

   2

   3

   4

           5

         1 Небольшая я лошадка,

            Вся в линейку, как тетрадка. (Зебра.)

         2 Лакомлюсь малиной

            И медком пчелиным. (Медведь.)

         3 Живу и в тундре, и в лесу.

            На голове ношу красу. (Олень.)

         4 На льдину вылезаю,

            Клыками устрашаю. (Морж.)

         5 Я заглядываю без труда

            В окна третьего этажа. (Жираф.)

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Назовите ключевое слово. Звери.)

  Прежде чем мы перейдем к следующему вопросу нашего классного часа я хочу дать вам дополнительную информацию о рыси. Промысловое значение рыси невелико (используется мех). Как и многие хищники, она играет важную селекционную роль в лесных биоценозах  (биоценоз – это группировки совместно обитающих и взаимно связанных видов). Мех рыси превосходен: густой, шелковистый и высокий. Длина остевых волос на спине достигает 5 сантиметров, а на животе — 7 сантиметров, под ними обильная мягкая подпушь. Рысий мех всегда ценился высоко. Рысь — самый северный из видов кошачьих. Некогда она была весьма обычна по всей Европе, но к середине XX века её истребили в большинстве стран Центральной и Западной Европы.

Чехии до Румынии: 2200 рысей;

Польша: Порядка 1000 рысей;

Норвегии, Швеции и Финляндии: ок. 2500 рысей;

Россия: 90 % популяции рыси обитает в Сибири.

Сейчас предприняты успешные попытки возродить популяцию рысей.

Слайд №8

- Ребята, давайте подумаем и решим, что нужно делать чтобы на планете Земля осталось такое красивое животное – рысь.

Слайд №9

  Вот и подошел к концу наш классный час.

  Давайте посчитаем, кто больше всего набрал звёздочек, и выберем главного егеря и вручим ему значок главного егеря. Остальные ребята будут помощниками и тоже получают значок.

- Что вы узнали нового из этого классного часа?

- Вам понравился классный час?

- Что вам понравилось? Что не понравилось?

- Где можно получить информацию о любом заинтересовавшем вас животном?

  Я хочу закончить нашу беседу строчками из стихотворения Алексея Ершова:

            Друзья мои, товарищи,

            Хочу я вам сказать:

            «Давайте станем дружненько

            Природу защищать!»

  Спасибо за активное участие, за работу, за внимание.

Список используемого материала

  1. Окружающий мир: 2 класс: Учебник/О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова
  2. Окружающий мир: 2 класс: Методическое пособие/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова
  3. Окружающий мир: 2 класс: Поурочное планирование/Т.С. Гулуева, Н.В. Лободина
  4. Шпаргалки для начальной школы/ Н.А. Шевердина
  5. http://www.stihi.ru/2006/11/03-2737
  6. http://www.zoopage.ru/stat.php?idstat=118
  7. http://www.floranimal.ru/pages/animal/r/128.html
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%8B%D1%81%D1%8C
  9. http://www.bing.com/images/search?q=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b8+%d1%80%d1%8b%d1%81%d0%b8&qpvt=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b8+%d1%80%d1%8b%d1%81%d0%b8&FORM=IGRE

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Спасём нашу Волгу!"

Проект ,выполненный группой юных экологов 2 класса....

Внеклассное мероприятие "Спасём Колобка"

Внеклассное мероприятие - презентация одноименного проекта, выполненного учащимися 4 класса. Работа над проектом строилась следующим образом: ребята изготовили кукол из папье-маше, сшили для них костю...

Урок чистоты "Разберём мусор - спасём планету"

Тема: Урок чистоты «Разберём мусор-спасём планету!». Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем селе, сравнить результаты...

Классный час "Спасём нашу Землю"

Конспект классного часа для начальной школы по экологии...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Конспект открытого учебного занятия-проекта «Спасём и сохраним»

Конспект открытого учебного занятия-проекта «Спасём и сохраним»...