«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
статья (1 класс) по теме
Собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в апреле текущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. В доступной форме родители получают информацию о ФГОС и как могут участвовать родители в реализации идей ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley.rar | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»
Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
Тема :
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Провела
учитель начальных классов
Абаркина Е.В.
2011-2012 учебный год.
Цели и задачи родительского собрания.
Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.
В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:
- создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
- повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;
- вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- информационной открытости образовательной деятельности школы.
Собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать такие задачи как:
– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;
– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;
– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;
– получить разъяснения смысла основных требований ФГОС начального
общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в
конкретной школе;
– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники.
Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников.
Конспект родительского собрания.
Родительское собрание
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Цели:
- знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения
Задачи:
- дать представление о том, что такое ФГОС;
- в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
- познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;
дать представление о том, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения.
Оборудование:
- чистые листы – по количеству участников собрания;
- листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
- наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
- клей-карандаш – по количеству групп;
Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)
В собрании принимают участие представители администрации ОУ.
Ход собрания
- Приветственное слово учителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.
- Введение в тему собрания.
- Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать. (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на доске).
- С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.
ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это – принципиально новый для отечественной школы документ и представляет общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Сегодня важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требований к результату образования; требований к структуре основных образовательных программ; требований к условиям реализации стандарта.
Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:
1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания.
3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы. Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. ( Вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? Каким станет ребёнок к концу обучения? Не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? и т.д.)
- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. (В классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются различные вопросы к ведущему собрания.)
- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(Ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)
- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?
Умный, добрый, умный, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, патриот, любознательный, ответственный. (Родители выполняют задание в группах)
-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.
(Планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)
4. Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
5.Рефлексия
- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.
(Ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)
- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.
6. Введение понятия «системно - деятельностный подход»
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, о которых я упоминала ранее.
Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.
7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.
Уважаемые родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.
Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
8. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?
Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Данный вид деятельности предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.
Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;
мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Проведение открытых мероприятий для родителей:
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.
В-третьих, управленческая деятельность. Здесь предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Работа в составе школьного совета:
участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
Хочу обратить Ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь родители могут оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.
8. Подведение итогов собрания: обратная связь.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
- Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)
Проект «Наша новая школа» и госстандарты второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" - http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
- Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773
- Фундаментальное ядро содержания общего образования - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821
- Родителям будущего первоклассника - http://vsch50.narod.ru/roditelam_1_kl.html
- Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов. Запорощенко Л.А.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
директор -http://www.mouknosch3.narod.ru/Metodist/Zaporoschenko_01.htm - Материалы родительского собрания Мацкевич А.П., заместителя директора средней школы № 1 Г Сортавала - http://ipk.karelia.ru/function/files/category/3-fgos?download=189%3Agfr
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета
Уважаемые родители!
Данное исследование предполагает изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей
Мы просим Вас помочь в проведении этого исследования
и дать ответы на предложенные вопросы
Для заполнения анкеты выберите вариант, который соответствует Вашему мнению, отметьте его или напишите свой
- Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?
• да
• нет
2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?
• да, безусловно
• нет, не считаю
• затрудняюсь ответить
• другое_______________________________________________
3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?
• спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравственное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное
- Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?
• классные часы,
• экскурсии,
• кружки,
• секции,
• круглые столы,
• конференции,
• школьные научные общества,
• олимпиады,
• соревнования,
• поисковые и научные исследования,
• общественно полезные практики
другое _____________________________________________
5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:
• организаторские
• хореографические
• творческие
• актерские
• импровизаторские
• режиссерские
• музыкальные
другие______________________________________________________
5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?
• нет
• занимается в спортивной секции
• занимается в кружке
• занимается в музыкальной школе
другое_______________________________________
6. Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________
7. Какие интересы (способности) проявляет Ваш ребенок, чем увлекается?
_________________________________________________________
8. Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности?
• подготовка и проведение классного часа,
• сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход,
• разработка проекта,
другое:______________________________________________________
Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для родителей.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)....
Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...
Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт начального о...
Информация для родителей по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО)
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...
«ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения»
laquo;ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения»...