Общекультурное направление "Кукольный театр"
рабочая программа по теме
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе при одном часе в неделю. Она построена на постепенном усложнении материала от игры через импровизацию к сценическим историям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr2.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы
_______________ Т.Г.Олиферук
2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Кукольный театр
(1-4 класс)
Учитель: Галенчук Наталья Владимировна
Срок реализации 4 года
1 раз в неделю
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………
Учебно – тематическое планирование 1 класс
Содержание программы 1 класса …………………………………….………………
Учебно – тематическое планирование 2 класс ……………………………………..
Содержание программы 2 класса …………………………………………………
Учебно – тематическое планирование 3 класс ……………………………………..
Содержание программы 3 класса
Учебно – тематическое планирование 4 класс ………………………………………
Содержание программы 4 класса …………………………………………...............
Планируемые результаты………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , на основе программы и методических рекомендаций «Школьный театр кукол» Ф.З.Фанштейн, Е.А.Плотникова, М.М.Разбаш . М.- Просвещение, 2005.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе при одном часе в неделю. Она построена на постепенном усложнении материала от игры через импровизацию к сценическим историям.
Рабочая программа «Кукольный театр» ориентирована на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.
Главной целью организации детского кукольного театра является художественно-эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы сотрудничества, радости детского творчества.
Как следствие, из цели вытекают следующие задачи:
- развивать творческие способности, абстрактное и самостоятельное мышление, воображение, мелкую моторику рук;
- накапливать и развивать эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный и трудовой опыт;
- расширять культурный диапазон, повышать культуру поведения;
- сплачивать коллектив младших школьников;
- создавать благоприятный психологический климат.
Реализация поставленных задач осуществляется через использование разнообразных методов и приемов:
- Постановка этюдов, сценок, пьес.
- Изготовление кукол разных систем и конструкций, декораций.
- Упражнения с куклами, пальчиковый игровой тренинг.
- Заучивание прозаических и стихотворных произведений, скороговорок, чистоговорок, потешек, закличек, словесное рисование.
- Разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов.
- Рисование, аппликация, лепка, шитье, вязание.
- Посещение театра, музея, выставок.
- Просмотр фильмов, прослушивание музыки.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | ||||
1 | Введение | 10 | |||
2 | Игра-знакомство «Моя любимая игрушка» | 1 | |||
3 | Театр кукол как вид искусства | 1 | |||
4 | История развития театра кукол. Лубки. Театр марионеток. | 1 | |||
5 | Посещение музея | 1 | |||
6 | Посещение выставки | 1 | |||
7 | Кукольный театр на современном этапе развития | 1 | |||
8 | Игры с «ожившими» предметами | 2 | |||
9 | Этюды с «ожившими» предметами | 1 | |||
10 | Просмотр мультфильма «Золотой ключик» | 1 | |||
Картинки на картоне | 24 | ||||
1 | Особенности изготовления персонажей и декораций. | 1 | |||
2 | «Заяц и гуси» Изготовление персонажей и декораций. | 3 | |||
3 | «Заяц и гуси» Разучивание ролей | 2 | |||
4 | Постановка сценки «Заяц и гуси» | 1 | |||
5 | «Утята-шалуны» Изготовление персонажей и декораций. | 2 | |||
6 | Разучивание ролей | 2 | |||
7 | Постановка сценки «Утята-шалуны» | 1 | |||
8 | Изготовление персонажей «Еж и грибок». Разучивание ролей | 2 | |||
9 | Изготовление декораций. Разучивание ролей | 2 | |||
10 | Постановка сценки «Еж и грибок» | 1 | |||
11 | Обобщающее занятие. Игровой тренинг. | 1 | |||
12 | «Теремок» Чтение сценария | 1 | |||
13 | Изготовление персонажей. | 1 | |||
14 | Изготовление декораций Разучивание ролей | 2 | |||
15 | Постановка сценки «Теремок» | 1 | |||
16 | Итоговое занятие – концерт. | 1 |
Содержание программы 1 класс
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 10 | 7 | 3 |
2 | Картинки на картоне | 24 | 2 | 22 |
Всего | 34 | 9 | 25 |
Занятия в кукольном театре требуют поэтапного развития, так как детям нужно освоить одновременно два вида деятельности – ведение куклы и ее озвучивание. При этом задействованы органы речи, мускулатура рук и мелкая мускулатура пальцев.
Подбор инсценировок осуществляет учитель, продолжительность 10 минут. Содержание с элементами сказки, поучительного характера, развитие сюжета стремительное, но логически оформленное.
Самостоятельное изготовление кукол.
Простейшие куклы из картона и бумаги по шаблонам
Озвучивание куклы.
Выразительно озвучить куклу без ширмы, направляя звук в зал.
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | ||
2 | Посещение музея, выставки | 1 | |||
Таинственные превращения | 18 | ||||
3-4 | «Колобок» Изготовление персонажей и декораций | 2 | |||
5-6 | Разучивание ролей | 2 | |||
7-8 | Постановка сценки «Колобок» | 2 | |||
9-10 | «Что ни страница, то слон, то львица»(по В.Маяковскому) Разучивание ролей | 2 | |||
11-12 | Изготовление декораций и картинок-персонажей | 2 | |||
13-14 | Постановка сценки по стихотворению | 2 | |||
15-18 | «Новогодний сон Верочки» Работа над сценкой | 2 | 2 | ||
19-20 | Постановка для аудитории | 2 | |||
Театр игрушек | 5 | ||||
21-22 | Сценка «Качели». Разучивание ролей | 2 | |||
23 | Постановка сценки | 1 | |||
24-25 | Сценка «Игра в прятки» Разучивание и постановка | 1 | 1 | ||
Виды кукол | 9 | ||||
26 | Низовые куклы: марионетки (планшетные, куклы на ниточках) | 1 | |||
27 | Верховые куклы: перчаточные и тростевые | 1 | |||
28-29 | Изготовление мягкой перчаточной куклы | 2 | |||
30-31 | Три типа движений перчаточной куклы. | 2 | |||
32-33 | Упражнения игры с куклой без ширмы. | 2 | |||
34 | Игры с куклой. Фантазирование. | 1 | |||
Итого | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы 2 класс
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Таинственные превращения | 18 | 4 | 14 |
3 | Театр игрушек | 5 | 3 | 2 |
4 | Виды кукол | 9 | 2 | 7 |
Итого | 34 | 10 | 24 |
Подбор инсценировок осуществляет учитель, для постановки выбирают дети продолжительность 10 – 15 минут.
Самостоятельное изготовление кукол и декораций
Перчаточные куклы, бутафория
Озвучивание куклы.
Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям.
Учебно – тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | дата | Всего | Количество часов | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Словесные игры, пальцевая гимнастика под стихотворную речь | 1 | 1 | ||
2 | Таинственные превращения. Малоподвижные и подвижные игры. | 1 | 1 | ||
3 | Театр петрушек. «Дружные зайчата» Разучивание ролей | 31 | 1 | ||
4 | Изготовление декораций | 1 | |||
5 | Изготовление декораций | 1 | |||
6 | Постановка спектакля «Дружные зайчата» | 1 | |||
7 | Постановка спектакля «Дружные зайчата» | 1 | |||
8 | «Рукавичка» (по Л.Воронковой) Чтение сценария. Распределение ролей. | 1 | |||
9-10 | Изготовление персонажей и декораций. Разучивание ролей. | 2 | |||
11-12 | Постановка спектакля | 2 | |||
13-14 | Представление спектакля. | 2 | |||
15-22 | Постановка пьесы «Как зайчик барсучонка напугал» | 2 | 5 | ||
25 | Показ пьесы детям. | 1 | |||
26 | Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 1 | |||
27 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | 1 | |||
28 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | 1 | |||
29 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 1 | |||
30 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 1 | |||
31 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | 1 | |||
32 | Показ пьесы детям. | 1 | |||
33 | Посещение музея, выставки | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. Ремонт кукол | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы 3 класс
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Таинственные превращения | 1 | 1 | |
3 | Театр петрушек | 31 | 6 | 25 |
4 | Ремонт кукол | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Подбор инсценировок осуществляет учитель и дети, для постановки выбирают дети продолжительность 20-30 минут.
Самостоятельное изготовление кукол и декораций
Перчаточные куклы, театральные маски, бутафория
Озвучивание куклы.
Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям.
Учебно – тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | дата | Всего | Количество часов | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Как хорошо, что есть театр! | 1 | 1 | ||
2 | Таинственные превращения. Малоподвижные и подвижные игры. | 9 | 1 | ||
3 | Игра «Наш бинокль» | 1 | |||
4 | Театральный ритуал | 1 | |||
5 | От обряда к театру. | 1 | |||
6 | От хоровода до театра | 1 | |||
7 | Театральные маски | 1 | |||
8 | Театральный занавес | 1 | |||
9-10 | Театральная афиша | 2 | |||
11-12 | Постановка спектакля | 23 | 1 | 1 | |
13-14 | Представление спектакля. | 2 | |||
15-22 | Постановка пьесы по выбору детей | 2 | 5 | ||
23 | Показ пьесы детям. | 1 | |||
24 | Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 1 | |||
25 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | 1 | |||
26-27 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | 2 | |||
28-29 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 1 | |||
30 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 1 | |||
31 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | 1 | |||
32 | Показ пьесы детям. | 1 | |||
33 | Итоговое занятие | 1 | |||
34 | Ремонт кукол | 1 | |||
Всего | 34 | 12 | 21 |
Содержание программы 4 класс
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Таинственные превращения | 9 | 6 | 3 |
3 | Постановка спектакля | 23 | 5 | 18 |
8 | Ремонт кукол | 1 | ||
Всего | 34 | 12 | 21 |
Подбор инсценировок осуществляет учитель и дети, для постановки выбирают дети продолжительность до 30 минут. Детальный разбор пьесы.
Самостоятельное изготовление кукол и декораций
Перчаточные куклы, театральные маски, бутафория
Озвучивание куклы.
Выразительно озвучить куклу за ширмой, направляя звук в полет через ширму, к зрителям. Музыкальное сопровождение пьесы.
Планируемые результаты:
– изучить историю кукол;
– овладеть основами театрального искусства, сценической речи, пластики;
– использовать в своей речи понятия и термины из области театрального искусства;
-- логично, образно, эмоционально действовать словом;
– пользоваться выразительными средствами языка в процессе речеведения: интонацией, дикцией, голосом;
– работать с разными видами кукол;
– уметь изготовить реквизит, оформить и осветить сцену, смонтировать декорацию.
Список использованной литературы
- Вербовая, Н.П., Головина, О.М. Искусство речи [Текст] / Н.П. Вербовая, О.М. Головина // Искусство речи. – М.: Искусство, 2007.
- Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. [Текст] / И.П. Волков // Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 2006.
- Горяева, Н.Л. Первые шаги в мире искусства [Текст] / Н.Л. Горяева // Первые шаги в мире искусства. –М.: Просвещение, 2008
- Кияновский, А.А., Санькин, С.Н. Школьный театр в начальной школе [Текст] / А.А. Кияновский, С.Н. Санькин // Школьный театр в начальной школе. – М.: Просвещение,2008.
- Новиков, Л.А. Искусство слова. [Текст] / Л.А Новиков, // Искусство слова. - М: «Педагогика»,2008.
- Сыромятникова И.С. Технология грима. [Текст] / И.С. Сыромятникова // Технология грима. - М.: Высшая школа, 2009
- Театр на школьной сцене. [Текст] // Приложение к журналу «Юный техник», 1983г. - № 9.
- Успенский Л.В. Культура речи. [Текст] / Л.В. Успенский // Культура речи. – М.: Знание, 2009.
- «Что и как в театре кукол»: Сборник статей. [Текст] // Сост. Жаровцева. -М: Искусство, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"
Данная программа внеклассной деятельности относится к программам общекультурной направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Театр"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр" для учащихся 1-4 классов....