Коллективное творческое дело "Путешествие в 5 класс"
методическая разработка (4 класс) на тему

Честнокова Татьяна Павловна

Материал включает в себя  подробный сценарий проведения КТД и технологические карты для всех участников мероприятия: учителей начальных классов, будущих классных руководителей пятиклассников, учителей-предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_5_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

КТД для учащихся 4 классов

«Путешествие в 5 класс»

Учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Честнокова Татьяна Павловна

Задачи:

  1. Диагностика и последующая коррекция мотивационной сферы, представлений о новой школьной позиции будущих пятиклассников и их родителей.
  2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
  3. Наполнение конкретным содержанием образов: «новые учителя», «старшеклассники», «я - пятиклассник», «выпускник начальной школы».
  4. Создание ситуаций, требующих проявления эрудиции, активности, сотрудничества.
  5. Активизация познавательного интереса учащихся.
  6. Получение информации о будущих пятиклассниках, об особенностях классов, о характере взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми.

Участники:

  1. учащиеся 4 классов
  2. учителя начальной школы
  3. родители учащихся 4 классов
  4. будущие классные руководители
  5. будущие учителя-предметники

Подготовительный этап:

  1. Учащимся 4 классов и их родителям предлагается написать сочинения на тему: «Впереди 5 класс». Материалы данных сочинений используются как диагностические для выявления уровня психологической готовности уч-ся к переходу в среднюю школу. Фрагменты самых интересных творческих работ включаются в сценарий.
  2. Четвероклассники под руководством учителей начальной школы готовят творческие презентации классов.
  3. Будущие классные руководители и учителя-предметники готовят материалы для проведения мини-урока с выпускниками начальной школы.
  4. Старшеклассники обеспечивают сопровождение классов-участников путешествия.

Оборудование:

  1. Маршрутные листы «Дневник путешествия» /по количеству классов/
  2. Жетоны симпатий /по количеству уч-ся/
  3. «Портфели симпатий», большой «портфель» для вручения педагогам
  4. Пакеты с материалами к выпуску газет /по количеству классов/
  5. Слайд-сопровождение этапов программы
  6. Дипломы для награждения победителей конкурса сочинений
  7. Фотопрезентация «Впереди 5 класс»

Сценарий КТД

1 этап: Эмоциональный настрой

Звучит школьная мелодия

Учитель начальной школы: Знакомая мелодия выпускного вечера… Совсем скоро я вновь буду провожать своих ребят в большое взрослое плавание, в 5 класс! Когда мы встретились в первом классе, думалось, впереди так много времени: целых 4 года! А сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что времени было очень мало: всего 4 года… Но я твердо уверена, что здесь, в начальной школе, вы, ребята,  «не просто лишь знакомились с азами, путь намечали сердцу и уму!» И пусть этот путь будет счастливым!

Выпускник начальной школы: зачитывает свой фрагмент сочинения 

Как быстро летит время, мне кажется, что еще вчера было 1 сентября в 1 классе! Да-а-а… это не забывается! Первые впечатления о новом классе. На следующий день новые друзья и знания! Первый и самый лучший учитель! Первые учебники и первые буквы, написанные собственной рукой и ручкой! Но вот через четыре мимолетных года в нашей жизни начинается новая страница… и новая самостоятельная жизнь! Новые учителя и новые мысли, новые люди и новые чувства! В 5 классе все должно изменяться к лучшему или оставаться по-прежнему хорошим!

        Как хотелось бы остаться здесь и остановить хотя бы на день время, но никак! До свидания 4 класс! Я думаю, ты  будешь помнить нас!

        Здравствуй, 5 класс! Встречай и верь в нас!

Родитель выпускника: зачитывает свой фрагмент сочинения

Наши дети намного увереннее нас. Я думаю, пятый класс принесет для моего сына и его одноклассников много приятных сюрпризов, новых впечатлений и новых друзей.

Уроки будут интересными и познавательными!

Учителя - добрыми и справедливыми!

Отметки будут только хорошими!

Будущие пятиклассники станут с удовольствием принимать участие в жизни класса и школы, участвовать во всех мероприятиях. Их жизнь будет насыщенной и интересной! А если возникнут трудности, мы справимся с ними вместе!

Ведущий: Мы начинаем путешествие в будущее, которое не за горами – путешествие в 5 класс! И на пороге этого события стоят уже не малыши-несмышленыши, а настоящие школьники, четвероклассники с немалым багажом знаний, достижений и успехов!

2 этап: Творческая презентация 4-х классов

( в творческой форме каждый класс представляет

свои классные традиции и достижения)

3 этап: Уточнение условий путешествия

Ведущий: Дорогие четвероклассники! Таинственные двери старшего блока готовы распахнуться перед вами прямо сейчас! Каждый класс получит свой дневник с расписанием уроков и номерами кабинетов. Там вас встретят новые учителя и новые учебные предметы! Вы сможете проявить эрудицию, активность, умение сотрудничать и получить первые отметки. Вашими добрыми помощниками в путешествии станут старшеклассники, представители школьной Думы. Ведь они знают все тропинки  пока неизвестных вам этажей!  Вожатые-старшеклассники в завершении оценят вашу дисциплинированность и организованность при движении.

4 этап: Мини-уроки в старшем блоке

/Классы двигаются по маршруту своего «Дневника». На каждом этапе-уроке учителя организуют активные формы общения с учащимися, оценивают действия ребят по трем вышеуказанным параметрам/

5 этап: Рефлексия

А) «Портфель симпатий»

Учащиеся возвращаются в зал. Каждому четверокласснику вручается «жетон симпатий».

Ведущий: Дорогие ребята! Вот и прозвенели звонки первых, пусть крошечных, но таких интересных, незабываемых уроков в 5 классе! Вам понравилось? Тогда обратите внимание на эти «портфели симпатий»: математика, русский язык, окружающий мир, история, классный час и портфель «все предметы»! Решите, какому школьному предмету вы отдадите сегодня свое предпочтение и приготовьте жетоны с сердечками.

/Дети опускают свои жетоны; затем все файлы объединяются в общий «Портфель симпатий»/

Б) «Фотоколлаж»

Четыре года жили в доброй сказке!

Ее мораль когда-нибудь поймете.

Звенит звонок, а значит без подсказки,

Вы новыми тропинками пойдете.

Какое же сказочное государство встретит вас, ребята, за границами нашего Лукоморья? Чем живут ребята-старшеклассники? Какие памятные события вносят они в свою летопись школьных лет? Хотите узнать? Тогда смотрите фотопрезентацию, которую специально для вас приготовили ребята-старшеклассники.

В) «Выпускаем газету»

Ведущий: Продолжение в ваших руках! По следам сегодняшнего путешествия каждый класс выпустит экспресс-газету. Пакеты с необходимыми материалами мы вручаем главным редакторам 4-х классов.  

/вручение пакетов с материалами для экспресс-газеты/

В) Конкурс сочинений «Впереди 5 класс»

Ведущий: Дорогие друзья! Нас ожидает также выпуск большого общего сборника сочинений «Впереди 5 класс!» В него войдут самые интересные глубокие размышления четвероклассников и их родителей. Возможно, что после сегодняшнего путешествия многие авторы отредактируют свои работы, дополнив их первыми настоящими впечатлениями о старшем блоке.

6 этап: Награждение за лучшие сочинения

Ведущий: А сейчас мы узнаем имена победителей нашего конкурса детских сочинений.

/награждение победителей/

7 этап: Финал

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители! Не секрет, что Вы ждали этого дня с большим волнением. Не меньший душевный трепет испытали сегодня и Ваши будущие педагоги. Давайте поприветствуем тех, кто сумел зажечь на ваших лицах улыбки дружбы, искорки любознательности и интереса. Вам, уважаемые учителя,  мы передаем первые признания будущих учеников – этот огромный «портфель симпатий»!

Пусть всем сегодня солнце ярко светит,

И жизнь бурлит, торопит без конца.

С улыбкой вас друзья и в 5 классе встретят!

Настройте на добро свои сердца!

Последействие

  1. Выпуск газеты «По следам путешествия»
  2. Редактирование сочинений уч-ся «Что изменилось в моем представлении о 5 классе»
  3. Выпуск сборника сочинений «Впереди 5 класс»                                                  


Приложение 1

Учителю-предметнику

КТД для учащихся 4 классов

«Путешествие в 5 класс»

Дата проведения: _____________________

Задачи:

  1. Диагностика и последующая коррекция мотивационной сферы, представлений о новой школьной позиции будущих пятиклассников и их родителей.
  2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
  3. Наполнение конкретным содержанием образов: «новые учителя», «старшеклассники», «я - пятиклассник», «выпускник начальной школы».
  4. Создание ситуаций, требующих проявления эрудиции, активности, сотрудничества.
  5. Активизация познавательного интереса учащихся.
  6. Получение информации о будущих пятиклассниках, об особенностях классов, о характере взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми.

Основные этапы

Ваши действия

Подготовительный этап

Подготовка материала для проведения мини-урока с выпускниками начальной школы /активные формы взаимодействия педагога и уч-ся по вашему предмету/

Время проведения: 5 минут

 

1 этап: Эмоциональный настрой

Присутствие в актовом зале

Приготовьте личный бэйдж /имя, отчество/

2 этап: Презентация 4-х классов

Просмотр, наблюдение

3 этап: Уточнение условий путешествия

Ожидаете «путешественников» в своем кабинете

4 этап: Мини-уроки в старшем блоке

Проведение мини-урока с каждым классом /Соблюдайте время: 5 минут!/. Оценивание действий уч-ся в «Дневнике класса» по следующим параметрам: эрудиция, активность, сотрудничество /по пятибалльной системе/.

5 этап: Рефлексия

Присутствие в актовом зале, наблюдение

6 этап: Награждение за лучшие сочинения

Присутствие в актовом зале, наблюдение

7 этап: Финал

Получение «портфеля симпатий» /сюрприз/

Последействие

  1. Отзыв о КТД, общие впечатления о будущих пятиклассниках
  2. Изучение экспресс-газеты, сборника сочинений «Впереди 5 класс»


Приложение 2

Классному руководителю 4 класса

КТД для учащихся 4 классов «Путешествие в 5 класс»

Дата проведения: _____________________

Задачи:

  1. Диагностика и последующая коррекция мотивационной сферы, представлений о новой школьной позиции будущих пятиклассников и их родителей.
  2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
  3. Наполнение конкретным содержанием образов: «новые учителя», «старшеклассники», «я - пятиклассник», «выпускник начальной школы».
  4. Создание ситуаций, требующих проявления эрудиции, активности, сотрудничества.
  5. Активизация познавательного интереса учащихся.
  6. Получение информации о будущих пятиклассниках, об особенностях классов, о характере взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми.

Основные этапы

Ваши действия

Подготовительный этап

  1. Проведение конкурса сочинений для детей и родителей «Впереди 5 класс». Выбор лучших работ для общешкольного конкурса.
  2. Подготовка презентации класса /особенности, традиции, достижения/ 3-5 минут

1 этап: Эмоциональный настрой

Присутствие вместе с уч-ся в актовом зале

Приготовить личные бэйджи каждому ребенку /фамилия, имя/

2 этап: Презентация 4-х классов

Организация выступления уч-ся класса

3 этап: Уточнение условий путешествия

Присутствие вместе с уч-ся в актовом зале

4 этап: Мини-уроки в старшем блоке

Сопровождение класса во время путешествия.

Контроль за временем прохождения каждого этапа /5 минут!/ Наблюдение

5 этап: Рефлексия

Присутствие вместе с уч-ся в актовом зале

Организация действий уч-ся по выбору  «Портфеля симпатий»

Уточнить главного редактора по выпуску газеты

6 этап: Награждение за лучшие сочинения

Присутствие в актовом зале, наблюдение

7 этап: Финал

Присутствие в актовом зале, наблюдение

Последействие

  1. Организация обсуждения КТД с уч-ся
  2. Организация выпуска экспресс-газеты /не забудьте приготовить ватман, маркеры, ножницы, клей и т.д./
  3. Организация работы уч-ся по редактированию сочинений «Что изменилось в моем представлении о 5 классе»
  4. Организация выпуска сборника сочинений
  5. Отзыв о КТД, общие впечатления по итогам наблюдений за уч-ся


Приложение 3

Будущему классному руководителю 5 класса

КТД для учащихся 4 классов «Путешествие в 5 класс»

Дата проведения: _____________________

Задачи:

  1. Диагностика и последующая коррекция мотивационной сферы, представлений о новой школьной позиции будущих пятиклассников и их родителей.
  2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
  3. Наполнение конкретным содержанием образов: «новые учителя», «старшеклассники», «я - пятиклассник», «выпускник начальной школы».
  4. Создание ситуаций, требующих проявления эрудиции, активности, сотрудничества.
  5. Активизация познавательного интереса учащихся.
  6. Получение информации о будущих пятиклассниках, об особенностях классов, о характере взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми.

Основные этапы

Ваши действия

Подготовительный этап

Подготовка материала для проведения мини-классного часа с выпускниками начальной школы / первичное знакомство, активные формы взаимодействия педагога и уч-ся на нравственные темы, по вопросу самовоспитания, личностной подготовки к переходу в среднюю школу/

Время проведения: 5 минут

1 этап: Эмоциональный настрой

Присутствие в актовом зале

Приготовьте личный бэйдж /имя, отчество/

2 этап: Презентация 4-х классов

Просмотр, наблюдение

3 этап: Уточнение условий путешествия

Присутствие в актовом зале

4 этап: Мини-уроки в старшем блоке

  1. Сопровождение класса во время путешествия: 4 урока, наблюдение, контроль за временем /5 минут!/
  2. 5 урок: проведение мини-классного часа /Соблюдайте время: 5 минут!/. Оценивание действий уч-ся в «Дневнике класса» по следующим параметрам: эрудиция, активность, сотрудничество /по пятибалльной системе/.

5 этап: Рефлексия

Присутствие в актовом зале, наблюдение

6 этап: Награждение за лучшие сочинения

Присутствие в актовом зале, наблюдение

7 этап: Финал

Получение «портфеля симпатий» /сюрприз/

Последействие

  1. Отзыв о КТД, общие впечатления о будущих пятиклассниках
  2. Изучение экспресс-газеты, сборника сочинений «Впереди 5 класс»

Приложение 4

Задание для выпуска экспресс-газеты

Обязательные рубрики в экспресс-газете

«Путешествие в 5 класс»

  1. Коллективный рисунок «Мы – в начальной школе», «Мы в 5 классе»
  2. «В 5 класс с собой берем…» /напишите 3-5 вариантов ответа/
  3. «От 5 класса ждем…»/напишите 3-5 вариантов ответа/
  4. «Наши учителя»: проверьте свою память и подпишите фотографии своих будущих учителей (Имя и отчество, предмет, номер кабинета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Коллективное творческое дело "День Земли" 2 класс

Разработка экологического мероприятия для младших школьников ....

коллективно-творческое дело для учеников 4 класса "Я - будущий пятиклассник"

Данное ктд хорошо проводить в середине 4 класса. Цель: профилактика школьной дезадаптации при переходе в 5 класс....

Коллективно – творческое дело совместно с родителями и учащимися 1-4 классы 2010-2014 учебный год. «Вместе весело шагать».

Задачи взаимодействия:формирование активной педагогической позиции родителей;вооружение родителей знаниями и умениями;активное участие родителей в воспитании детей;Однако практика показывает, что неко...

Внеурочное мероприятие "Коллективное творческое дело" 2 класс

Конспект внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей ГПД, студентов педуниверситета....

Коллективное творческое дело 3 класс

КТД для 3 класса на тему "Я и мой класс"...