Активизация познавательной деятельности детей с нарушением слуха во внеурочное время.
статья по теме

Материал представляет собой рекомендации по активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное специальное (коррекционное)                                                                                          образовательное учреждение  школа-интернат I-II вида                                             г. Тихорецка Краснодарского края

      «  Активизация познавательной деятельности

   детей с нарушением слуха во внеурочное время»

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                            Неманихиной О.В.

                                            г. Тихорецк

                                                 2012 г.

Работа по активизации познавательной деятельности слабослышащих и глухих детей направлена на развитие познавательных интересов, обеспечение разностороннего развития ребёнка на основе изучения психофизических возможностей, с учетом индивидуальных, возрастных изменений, а также характера основного дефекта, подготовку их к самостоятельной жизни и труду.

Потеря слуха не может служить препятствием всестороннему развитию человека.

Глухой и слабослышащий ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально-полноценной личностью, он может учиться и быть воспитанным. Зачастую, компенсируя потерю слуха, природа наделяет таких детей разнообразными талантами. Задача воспитателя- помочь ребёнку раскрыть свой  творческий потенциал.

Вместе с тем у слабослышащих и глухих детей ограничена связь с социальной средой, нарушен один из ведущих анализаторов, ограничена возможность получения необходимой для всестороннего развития информации.

Для успешного развития познавательных интересов этих детей необходимо на первых годах обучения пробудить интерес к урокам и внеклассным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности слабослышащих детей обуславливают недостаточную готовность к обучению в школе.

Запас знаний и представлений об окружающем мире ограничен.

Личность ребёнка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и прежде всего систему педагогического воздействия.

Именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов слабослышащих детей.

Моя задача: проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для развития познавательных интересов:

  1. Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;
  2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их психолого-педагогического изучения;
  3. Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
  4. Обеспечение участия воспитанников в различных видах деятельности;
  5. Осуществление тщательного и систематического контроля.

Все перечисленные условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов самоуправления и самообслуживания в условиях круглогодичного проживания и обучения в интернате. Слух и речь тесно связаны между собой. Нарушение слуха приводит к задержке речи. Чем раньше начать развивать речь слабослышащих, тем меньше он отстает в развитии от своего слышащего сверстника.

Развитие познавательных интересов детей провожу через формирование коммуникативной культуры. При этом широко используя и развивая слух слабослышащих детей.

Недостаток слуха компенсируется деятельностью сохранившихся анализаторов, например зрением. Благодаря зрению слабослышащий ребёнок воспринимает многие слова.

Речь занимает большое значение в развитии познавательных интересов, в психическом развитии ребенка. Благодаря речи дети овладевают знаниями, умениями, навыками.

Мышление у слабослышащих детей наглядно-образное, а словесно-логическое мышление у них отстает.

Поэтому необходимо проводить работу по перестройке наглядно-образного мышления в словесно-логическое и овладение языковой системой в целом. Решение этой задачи составляет содержание всей системы обучения языку в школе слабослышащих, неотъемлемой частью которой является развитие речи во внеурочное время.

Недоразвитие словесной речи тормозит развитие всех познавательных интересов.

Развитие познавательных интересов осуществляется при подготовке домашних заданий, в процессе внеклассного чтения, во время бесед, игр, на занятиях бытовым и общественно-полезным трудом, при выполнении режима дня школы.

Знания, полученные в процессе наблюдения за окружающей жизнью, а также обсуждение увиденного и прочитанного формируют познавательные интересы учащихся.

Работа по развитию речи играет важную роль в развитии познавательных интересов детей.

Условия, в которых проходит жизнь воспитанника школы-интерната, играют важную роль в развитии его речи, познавательных интересов.

Во внеклассное время общение детей проходит в естественной ситуации (в спальне, в умывальне, в столовой, в библиотеке, в актовом зале и т. д.).

Целенаправленная работа по активизации всех видов деятельности, в которых участвуют школьники во внеурочное время, поможет им развить свои познавательные интересы, задатки, свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

материал предназначен для работы педагогов с детьми с отклоненими в интеллектуальном развитии на уроках математики...

Особенности познавательных интересов детей с нарушением слуха.

В статье раскрывается трудности и особенности позновательных интересов гдухих детей....

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Влияние дидактических игр, используемых на уроках развития речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей с нарушением слуха.

В данной работе поднимается вопрос о влиянии дидактических игр, используемых учителем на уроках развития речи, что является эффективным методом для закрепления и расширения словарного запаса у детей с...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».Наше время — время пе...