Жили-были птицы
материал (4 класс) на тему

познавательная беседа для детей школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhili_byli_pticy.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII  вида  

станицы Родниковский Краснодарского края

Познавательная беседа

«Жили были птицы»

Воспитатель:

  Т.В. Лебедева

2010 год

Цель: формирование представлений о птицах

Задачи: уточнить представления о временах года, расширить и обобщить знания детей о весне, весенних изменениях в природе; закрепить названия птиц, знакомство с полезной деятельностью птиц в природе; развитие познавательного интереса к птицам; воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за всё живое.

Оборудование: иллюстрации птиц, аудиозаписи голосов птиц, шапочки птиц для игры.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке.

        Словарь: насекомые, перелётные, зимующие.

Ход.

Организационный момент: 

- Ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь(проверить осанку)

-Какое сегодня число, месяц? Послушайте загадку:

        Если снег везде растаял,

        И трава в лесу видна,

        И поёт пичужек стая-

        Значит к нам пришла весна.

-А сколько всего времён года? Какие? (показываю на доске)

-Ребята, возьмите картинки, на которых изображены разные времена года и соотнесите их с временами года на доске. Весна прекрасное время года. Какие изменения вы заметили на улице? В природе, в лесу, с людьми, птицами? А теперь представьте себе, что мы в лесу (запись голосов птиц)

 - Что вы слышите? Какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)

(Появляется незнайка) Здравствуйте, ребята! Что вы делаете на этой лесной полянке? О чём вы тут говорите? 

Дети: О птицах. Перелётных и зимующих.

Незнайка: Я тоже знаю перелётных птиц- это корова, кошка, собака, поросёнок.

Воспитатель: Да что ты, Незнайка, видишь, дети над тобой смеются. Как ты думаешь почему?

Незнайка: Не знаю. Я всё правильно сказал.

Воспитатель: Ребята, ну-ка помогите Незнайке. (дети называют перелётных птиц) Почему вы думаете, что это птицы? Какие характерные особенности птиц?.

Дети: Птицы летают, у них есть крылья, головка, клюв, перья.

Воспитатель: А Незнайка кого назвал?

Дети: Домашних животных, они летать не умеют.

Незнайка: Ой, ребята, мне так стыдно, что я ничего не знаю. Можно я вас послушаю.

Воспитатель: Ребята, расскажите, почему птицы делятся на перелётных и зимующих.

Дети: Всё дело в различи питания птиц. Птицам, питающимся насекомыми, приходится улетать в тёплые края. Потому что им зимой нечего кушать.

Воспитатель: А каких насекомых вы знаете? (мухи, комары, жуки, бабочки) Что делают насекомые зимой? А весной?

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

(К солнышку выкладывают перелётных птиц, к снежинке -зимующих)

- Много разных птиц живёт в наших садах, лесах. На территории России живёт более 700 видов различных птиц. Каждая птица живёт по своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая на земле, третья вообще семенами питается. Одни птицы гнёзда на сучке вьют, другие в густой траве их прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.

- Русский народный календарь богат событиями, связанными с птицами, особенно весной. Март называют грачевником, так как именно в этом месяце прилетали грачи. Много весенних праздников было связано ч птицами. Птиц называли свистульками, выпекали специальное печенье в виде жаворонков, пускали с крыш домов бумажных птичек. В апреле на праздник Благовещения выпускали птиц на волю. Люди делали всё, чтоб привлечь птиц к своему дому. Наши предки были очень внимательны к птицам и очень наблюдательны. Пернатые обитатели помогали им узнать о тех или иных природных явлениях. Например, трясогузок в народе называли ледоломками.

- Продолжи примету:

Увидел грача -… весну встречай.

Одна ласточка…весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Сова кричит… на холод.

Синичка с утра начинает пищать… жди мороза.

Воробьи в пыли купаются… к дождю.

Утки разыгрались …к дождю.

Ранней весной ворона купается  к теплу или похолоданию (к теплу).

-Проверим, как вы запомнили птиц, отгадаем загадки:

                В серой шубке перьевой

                И в морозы он герой.

                Скачет, на лету резвится

                Не орёл, а всё же птица (воробей)

На шесте -дворец

Во дворце- певец

А зовут его … скворец.

Вокруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны-

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный … дятел.

Алый низ и чёрный хвост

Воробья побольше рост.

Толстый клюв раздался вширь

До чего красив … снегирь.

Ночью в рощах и лесах

Уханьем наводит страх.

Страшен дикий крик и силен-

Так кричит огромный … филин.

Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком … сойка.

                Не страшны ему метели,

                Гнёзда вьёт зимой на ели.

                Крик его отрывист, прост,

                Криворотый, красный … клёст.

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова).

                Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает. (петух) 

Загадки-шутки. А сейчас проверим, какая у вас смекалка.

- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

- Петух снес яйцо. Кому достанется одно? (никому, петух не несёт яйца)

- Может ли страус назвать себя птицей? (нет не умеет говорить)

- Что будет делать ворона, прожив три года? (жить 4-й)

- От чего плавает гусь? (от берега)

- Почему утка плавает? (по воде)

- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое) 

Викторина

Каких птиц называют «гражданами мира»? (голуби)

Назовите птицу, глотающую ежа вместе с колючками? (филин)

Какие птицы не умеют летать? (куры, пингвины, страус, киви)

Какие животные летают? (летучие мыши)

У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин, скопа)

Какая птица может двигаться по стволу дерева только вверх? (дятел)

Какая птица умеет бегать по оре дерева и вверх и вниз головой? (поползень) 

Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)

А какая сова живёт у нас в школе? (ушатая)

Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

- А теперь, ребята, превращаемся в птиц.

Вправо, влево повернись,

Быстро в птичек превратись.

(Одевают шапочки птиц. Игра «птицы». Раскладываются круги, дети летают, клюют зернышки, с окончанием музыки должны занять свои домики. После игры сценка с гусеницами)

Мальчик: Ну и орут наши друзья, оглохнуть можно. Никакого покоя от них нет! Я для них тоже подарок принёс (достаёт рогатку, стреляет по птицам скатанными из бумаги шариками).

Скворец 1: Не рад нам мальчик -это факт!

Раз у него рогатка!

Скворец 2: Покинуть нужно этот лес-

Не будет здесь порядка! (птицы улетают)

Мальчик: Наконец-то улетели! Как тихо, спокойно сало в лесу! Сяду, отдохну (садится, засыпает).

Гусеница 1: Какой чудесный уголок-

                Нет ни единой птицы!

                И листьев много и цветов-

                Тут можно жить и веселиться!

Гусеница 2: Мы гусеницы славные,

                Вредим садам исправно мы.

                Зубастые, мохнатые!

                Как тигры полосатые!

                Всё на пути своём

                Источим, изгрызём!

(гусеницы исполняют танец, от шума просыпается мальчик)

Мальчик: Что за скрежет? Что за шум? Откуда вы взялись? А ну, уходите!

Гусеницы: Всё на пути своём источим, изгрызём! (подходят к мальчику)

Мальчик: Ой-ой-ой-! Со всех сторон ползут! Помогите!

Воспитатель: Вот беда нужно птиц на помощь звать.

                Наши добрые друзья,

                Прилетайте все сюда!

                Нужно лес скорей спасать!

                Прилетайте помогать!

(фонограмма «Пение птиц» входят птицы, прогоняют гусениц)

Скворец: Чтоб от вредных насекомых

                Сады, леса не гибли зря,

                Всегда в любое время года

                Берегите птиц друзья!

- Почему нужно беречь птиц? Какую пользу они приносят?

                О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деверья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синица дай ты сала,

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды

И зацветут кругом сады.

Среди зелёно той листвы

Их песенку услышишь ты.

-Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни вредных насекомых и их личинки уничтожают. Другие мышей-полёвок ловят. Третьи семена сорняков поедают. Да и какой же лес, если там не поют птицы. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые старты для детей и родителей “Жили-были…”

Игру можно проводить внутри одного класса, между разными классами, а так же она подойдёт и для разновозрастных команд. К участию в игре привлекаются родители. ...

Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы"

Урок направлен на повышение интереса к прочтению произведений иностранных авторов, развитие творческих способностей, улучшение информационно-коммуникативных и актерских качеств учащихся....

Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"

Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...

Презентация фольклорного проекта "Жили - были"

Презентация расскажет о проекте "Жили - были", о целях, используемых технологиях, формах и результах проведенной работы....

Проект по литературному чтению в 1 классе "Жили-были буквы"

В рамках проекта по ФГОС был создан учениками "Музей букв" в котором ученики сами проводили экскурсии по музею....

Проект "Жили-были витамины"

Данный проект может быть проведён на уроках окружающего мира, на занятиях по внеурочной деятельности, а также во внеклассной работе...

Внеклассное занятие "Жила-была КНИГА" 3 класс

Цель занятия познакомить учащихся с созданием книги, с необычными книгами....