Жили-были птицы
материал (4 класс) на тему
познавательная беседа для детей школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhili_byli_pticy.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида
станицы Родниковский Краснодарского края
Познавательная беседа
«Жили были птицы»
Воспитатель:
Т.В. Лебедева
2010 год
Цель: формирование представлений о птицах
Задачи: уточнить представления о временах года, расширить и обобщить знания детей о весне, весенних изменениях в природе; закрепить названия птиц, знакомство с полезной деятельностью птиц в природе; развитие познавательного интереса к птицам; воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за всё живое.
Оборудование: иллюстрации птиц, аудиозаписи голосов птиц, шапочки птиц для игры.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке.
Словарь: насекомые, перелётные, зимующие.
Ход.
Организационный момент:
- Ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь(проверить осанку)
-Какое сегодня число, месяц? Послушайте загадку:
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая-
Значит к нам пришла весна.
-А сколько всего времён года? Какие? (показываю на доске)
-Ребята, возьмите картинки, на которых изображены разные времена года и соотнесите их с временами года на доске. Весна прекрасное время года. Какие изменения вы заметили на улице? В природе, в лесу, с людьми, птицами? А теперь представьте себе, что мы в лесу (запись голосов птиц)
- Что вы слышите? Какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)
(Появляется незнайка) Здравствуйте, ребята! Что вы делаете на этой лесной полянке? О чём вы тут говорите?
Дети: О птицах. Перелётных и зимующих.
Незнайка: Я тоже знаю перелётных птиц- это корова, кошка, собака, поросёнок.
Воспитатель: Да что ты, Незнайка, видишь, дети над тобой смеются. Как ты думаешь почему?
Незнайка: Не знаю. Я всё правильно сказал.
Воспитатель: Ребята, ну-ка помогите Незнайке. (дети называют перелётных птиц) Почему вы думаете, что это птицы? Какие характерные особенности птиц?.
Дети: Птицы летают, у них есть крылья, головка, клюв, перья.
Воспитатель: А Незнайка кого назвал?
Дети: Домашних животных, они летать не умеют.
Незнайка: Ой, ребята, мне так стыдно, что я ничего не знаю. Можно я вас послушаю.
Воспитатель: Ребята, расскажите, почему птицы делятся на перелётных и зимующих.
Дети: Всё дело в различи питания птиц. Птицам, питающимся насекомыми, приходится улетать в тёплые края. Потому что им зимой нечего кушать.
Воспитатель: А каких насекомых вы знаете? (мухи, комары, жуки, бабочки) Что делают насекомые зимой? А весной?
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
(К солнышку выкладывают перелётных птиц, к снежинке -зимующих)
- Много разных птиц живёт в наших садах, лесах. На территории России живёт более 700 видов различных птиц. Каждая птица живёт по своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая на земле, третья вообще семенами питается. Одни птицы гнёзда на сучке вьют, другие в густой траве их прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.
- Русский народный календарь богат событиями, связанными с птицами, особенно весной. Март называют грачевником, так как именно в этом месяце прилетали грачи. Много весенних праздников было связано ч птицами. Птиц называли свистульками, выпекали специальное печенье в виде жаворонков, пускали с крыш домов бумажных птичек. В апреле на праздник Благовещения выпускали птиц на волю. Люди делали всё, чтоб привлечь птиц к своему дому. Наши предки были очень внимательны к птицам и очень наблюдательны. Пернатые обитатели помогали им узнать о тех или иных природных явлениях. Например, трясогузок в народе называли ледоломками.
- Продолжи примету:
Увидел грача -… весну встречай.
Одна ласточка…весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Сова кричит… на холод.
Синичка с утра начинает пищать… жди мороза.
Воробьи в пыли купаются… к дождю.
Утки разыгрались …к дождю.
Ранней весной ворона купается к теплу или похолоданию (к теплу).
-Проверим, как вы запомнили птиц, отгадаем загадки:
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится
Не орёл, а всё же птица (воробей)
На шесте -дворец
Во дворце- певец
А зовут его … скворец.
Вокруг ствола большой сосны
Шишки на снегу видны-
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … дятел.
Алый низ и чёрный хвост
Воробья побольше рост.
Толстый клюв раздался вширь
До чего красив … снегирь.
Ночью в рощах и лесах
Уханьем наводит страх.
Страшен дикий крик и силен-
Так кричит огромный … филин.
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу.
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком … сойка.
Не страшны ему метели,
Гнёзда вьёт зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый, красный … клёст.
У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами
Песни распевает
Время считает. (петух)
Загадки-шутки. А сейчас проверим, какая у вас смекалка.
- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
- Петух снес яйцо. Кому достанется одно? (никому, петух не несёт яйца)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет не умеет говорить)
- Что будет делать ворона, прожив три года? (жить 4-й)
- От чего плавает гусь? (от берега)
- Почему утка плавает? (по воде)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
Викторина
Каких птиц называют «гражданами мира»? (голуби)
Назовите птицу, глотающую ежа вместе с колючками? (филин)
Какие птицы не умеют летать? (куры, пингвины, страус, киви)
Какие животные летают? (летучие мыши)
У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин, скопа)
Какая птица может двигаться по стволу дерева только вверх? (дятел)
Какая птица умеет бегать по оре дерева и вверх и вниз головой? (поползень)
Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)
А какая сова живёт у нас в школе? (ушатая)
Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
- А теперь, ребята, превращаемся в птиц.
Вправо, влево повернись,
Быстро в птичек превратись.
(Одевают шапочки птиц. Игра «птицы». Раскладываются круги, дети летают, клюют зернышки, с окончанием музыки должны занять свои домики. После игры сценка с гусеницами)
Мальчик: Ну и орут наши друзья, оглохнуть можно. Никакого покоя от них нет! Я для них тоже подарок принёс (достаёт рогатку, стреляет по птицам скатанными из бумаги шариками).
Скворец 1: Не рад нам мальчик -это факт!
Раз у него рогатка!
Скворец 2: Покинуть нужно этот лес-
Не будет здесь порядка! (птицы улетают)
Мальчик: Наконец-то улетели! Как тихо, спокойно сало в лесу! Сяду, отдохну (садится, засыпает).
Гусеница 1: Какой чудесный уголок-
Нет ни единой птицы!
И листьев много и цветов-
Тут можно жить и веселиться!
Гусеница 2: Мы гусеницы славные,
Вредим садам исправно мы.
Зубастые, мохнатые!
Как тигры полосатые!
Всё на пути своём
Источим, изгрызём!
(гусеницы исполняют танец, от шума просыпается мальчик)
Мальчик: Что за скрежет? Что за шум? Откуда вы взялись? А ну, уходите!
Гусеницы: Всё на пути своём источим, изгрызём! (подходят к мальчику)
Мальчик: Ой-ой-ой-! Со всех сторон ползут! Помогите!
Воспитатель: Вот беда нужно птиц на помощь звать.
Наши добрые друзья,
Прилетайте все сюда!
Нужно лес скорей спасать!
Прилетайте помогать!
(фонограмма «Пение птиц» входят птицы, прогоняют гусениц)
Скворец: Чтоб от вредных насекомых
Сады, леса не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите птиц друзья!
- Почему нужно беречь птиц? Какую пользу они приносят?
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деверья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синица дай ты сала,
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды
И зацветут кругом сады.
Среди зелёно той листвы
Их песенку услышишь ты.
-Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни вредных насекомых и их личинки уничтожают. Другие мышей-полёвок ловят. Третьи семена сорняков поедают. Да и какой же лес, если там не поют птицы. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весёлые старты для детей и родителей “Жили-были…”
Игру можно проводить внутри одного класса, между разными классами, а так же она подойдёт и для разновозрастных команд. К участию в игре привлекаются родители. ...
Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы"
Урок направлен на повышение интереса к прочтению произведений иностранных авторов, развитие творческих способностей, улучшение информационно-коммуникативных и актерских качеств учащихся....
Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"
Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...
Презентация фольклорного проекта "Жили - были"
Презентация расскажет о проекте "Жили - были", о целях, используемых технологиях, формах и результах проведенной работы....
Проект по литературному чтению в 1 классе "Жили-были буквы"
В рамках проекта по ФГОС был создан учениками "Музей букв" в котором ученики сами проводили экскурсии по музею....
Проект "Жили-были витамины"
Данный проект может быть проведён на уроках окружающего мира, на занятиях по внеурочной деятельности, а также во внеклассной работе...
Внеклассное занятие "Жила-была КНИГА" 3 класс
Цель занятия познакомить учащихся с созданием книги, с необычными книгами....