программа "Азбука перемен"
методическая разработка (4 класс) по теме

Еремеева Ольга Ивановна

 

Процесс перехода ребенка из начальной школы в основную для многих детей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую очень проблемным.

           Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного отношения со стороны взрослых.

В данной программе разработаны занятия, которые снимают тревожность у детей, переходящие в 5 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:






Министерство образования и науки Российской Федерации



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



средняя общеобразовательная школа № 6



городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»



Верхнебуреинского муниципального района



Хабаровского края.













Программа



















Направление: социальное





Класс: 4 класс





Составитель: Еремеева Ольга Ивановна,



                       высшая квалификационная категория















Пояснительная записка



Нормативно-правовая база:



- Семейный кодекс РФ



- Конституция Российской Федерации



- Концепция модернизации Российского образования



- Конвенция о правах ребенка



- Декларация прав ребенка



- Программа развития школы



Назначение программы:



- предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов.        



Актуальность и перспективность курса:



           Процесс перехода ребенка из начальной школы в основную для многих детей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую очень проблемным.



           Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного отношения со стороны взрослых.



           Ни для кого не секрет, что зачастую учителя, да и сами родители настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Часто можно слышать такую фразу: «Вот попадете в пятый класс, там узнаете…». Безусловно, зерно, брошенное  на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей – предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.



           К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Именно недостаточным уровнем их развития чаще всего вызываются учебные трудности в средней школе. 



          Конечно, такие сложные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность, в этом возрасте только формируются.   Однако переход к ситуациям общения, требующим решения нравственных проблем и моральной саморегуляции поведения, происходит именно на этапе перехода от детства к отрочеству.          В этот период отмечается явное снижение интереса учащихся к процессу обучения. Появляются такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе. Вместе с тем четвертый класс – это последний возрастной период, когда мы еще можем успешно влиять на ребенка, помогая ему решать возникшие проблемы, используя такую возрастную особенность, как открытость его души.



     



Объем часов, продолжительность занятия:



- Программа рассчитана на 13  часов  в год в течение  4-го класса.



- Продолжительность занятия до 40 минут.



                     



         ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:



-  оказать помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе (преодоление тревожности, негативных эмоций);



            ЗАДАЧИ:



Обучающая:



- создать социально-психологические условия для развития личности учащихся;



- обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;



-  обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;



-обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;



- учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер;



- учить управлять своим настроением;



- научить способам саморегуляции;



- повышение заниженной самооценки, уверенности в себе;



Развивающая:



- развивать умение самоанализа и самовыражения;



- развивать умение высказывать свое мнение;



- развивать умение быть терпеливым и доброжелательным;





Этапы реализации программы:



1. Диагностический



2. Коррекционный



3. Завершающий



Основные формы деятельности:



- индивидуальные



- групповые



- тренинги, игры, упражнения



Ожидаемые результаты:



 - формирование успешной адаптации к обучению в 5 классе;



- формирование положительной мотивации к обучению;



- формирование адекватной самооценки;



- развитие умения самоанализа и самовыражения;















            Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому используются не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.



            Схема работы по каждой теме:



- формирование понятий и потребности в овладении навыков;



- расширение представления о понятии и отработка умений;



- отработка навыков, тестирование.



            На занятиях большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.



            Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом для самопознания.



            Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, - все это создает у учащихся положительный эмоциональный фон и вызывает у них желание выполнять предлагаемые задания. В конце каждого занятия проводится рефлексия занятия. Чему научились? Где и когда мы можем применить полученные знания?       



         

























































Тематический план занятий.



Занятие 1.      «Я и другие»





Занятие 2.      «Я себя понимаю и других принимаю»».





Занятие 3.       «Сказка будет помогать



                        Негативы вам снимать»





Занятие 4        «Будет удача, будет успех,



                           Я все смогу! Порадую всех»





Занятие 5.       «Способности развиваем,



                            Талантами удивляем».





Занятие 6.       «Чтобы быстро запоминать,



                           Надо память развивать»





Занятие 7.       «Меняем настроение



                           Всем на удивление».





Занятие 8.       «Мысли и настроение. Как найти выход из трудной ситуации?»





Занятие 9.       «Мы не замечаем,



                          Что нас огорчает».





Занятие 10.      «Плохие мысли убираем,



                            И страх в себе мы побеждаем!».





Занятие 11.    «Я буду уверен – я все смогу»».





Занятие 12.     «Ярмарка достоинств».





Занятие 13.     «Азбука перемен».

























ЗАНЯТИЕ № 1.



Тема: «Я и другие»



Цель:



- обратить внимание учеников на свою личность;



- дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;



-  побудить к познанию себя;



- провести диагностику.



Оборудование:



- бланки для диагностики;



- компьютер;



- толковый словарь.



Технологическая карта занятия



1. Игра-разминка.



    Предложить детям изобразить графически (не пользуясь буквами) слово «Переменка».



-  Почему все рисунка разные?



    Подвести учащихся к выводу: все очень разные.



2. Работа по теме занятия.



    Обсуждение: «Кто Я?  Какие мы? Я и другие».



    Создание проекта,  «Какие мы» (приложение 1)



3. Диагностика самооценки.



4. Рефлексия занятия.























































ЗАНЯТИЕ № 2.



Тема: « Я себя понимаю и других принимаю»»



Цель:



- изучить уровень тревожности учащихся класса;



- дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое отношение к ним.





Оборудование:



- фотографии класса; анкеты, тесты (Приложение № 2);



- компьютер, проектор.





Технологическая карта занятия.





1. Упражнение «Ассоциации».





     Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.



Школа, в которой я учусь……..



В нашей школе учат…………..





2. Что изменилось?



     Рассмотреть с детьми фотографии (презентации) первых школьных лет.



     - Что больше всего запомнилось из первого школьного дня?



     - Какие вы испытывали чувства, что изменилось?



     - Какой вам представлялась школа? Что изменилось?





3. Тестирование.



Можно предложить учащимся тестирование (Приложение №2 ).





4. Рефлексия занятия.



    - Что понравилось на занятии?



    - Изменился ли я?



























ЗАНЯТИЕ № 3.



Тема: «Сказка будет помогать



             Негативы нам снимать».



Цель:



- преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.



- развивать



Оборудование:



- магнитофон с записью сказки;



- альбомные листы, карандаши;



- контрольный лист проблем (Приложение № 3).





Технологическая карта занятия.





1. Знакомство со сказкой.



          Сейчас мы отправимся в Страну сказок и познакомимся с одной необычной сказкой.



« В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он такой веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнить нехитрую мужскую работу, а мае – даже мыть посуду!



         Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.



         Кто-то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя. Бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то, чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.



        Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу….



        В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросило его на радугу, которая висела над школьным двором.



        Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки из его села, смеялся и вообще делал, то что ему больше всего хотелось делать.



        Так прошел час, два, три…..»



         А что потом было с мальчиком?



         Учащиеся придумывают окончание сказки и объясняют, почему они придумали именно такое окончание сказки.













2. Разбор различных ситуаций.



- Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?



- Можем ли мы сказать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?



- Как вы думаете, что может быть причиной нежелания ходить в школу?



- Чем может быть вызвано такое поведение?



- Как вы думаете, какие чувства испытывал мальчик, когда ему надо было возвратиться в школу?





3.      Работа с листом  проблем.



4.      Рефлексия занятия.     





   













































































        



ЗАНЯТИЕ № 4.



Тема: «Будет удача, будет успех,



            Я все смогу! Порадую всех.»



Цель:



- дать детям представление о понятии «успех»;



- выработать в них уверенность в своих возможностях.



Оборудование:



- плакат «Звезда удачи»;



- магнитофон





Технологическая карта занятия.





1. Упражнение «Я могу».



         Дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу».



         Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу».



         Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»



         После выполнения упражнений учитель задает вопросы:



- Всем ли было легко выполнять это упражнение?



- Что нужно для того, чтобы вес получилось?



- Достаточно ли только верить и говорить себе: «Все получится!» Я смогу!»



- Что еще нужно?



        Чтобы добиться чего-то, нужно верить в успех, но не только. Надо еще и добиваться этого усилиями и тренировкой.





2. Работа с плакатом «Звезда удачи».



        Показать плакат «Звезда удачи» и макет звезды, состоящей из двух половинок, на одной написано – «Мысли», а на второй – «Дела». При их соединении на обратной стороне получается слово «дача».



 - Похожа одна половинка на звезду?



 - А другая?



- А если соединить их вместе?



         Следует обратить внимание детей на то, что отдельно «Мысли» и «Дела» еще не составляют «Удачу». Успеха можно добиться, если есть и то и другое. «Удача» изображена на плакате в виде звезды: когда что-то не удается, то нам кажется, что это уже никогда не получится, что удача где-то  далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить и начать добиваться цели, как все получится. Слово «удача» образуется от слова «удается». Чтобы добиться цели, чтобы задуманное осуществилось, необходимо в это верить.









(На занятии вводится представление о двух компонентах успеха: позитивном настрое и действиях, направленных на достижение цели. Достигнуть своей цели можно только, когда не только веришь в удачу, но и добиваешься ее  делами, усилиями, тренировкой).





3. Ролевые игры.



    Ситуация «Знакомство».



- О чем нужно подумать и что сделать, чтобы познакомиться с кем-то? Какие нужны мысли и действия?



- Мысли – «Я хочу познакомиться с ним, я спрошу его о чем-то или узнаю его имя». Действия – подойти, улыбнуться, сказать то, что хотел.





 Упражнение «Рисуем картинки в уме».



- сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите ровно и спокойно. Представьте белый экран. Пусть на нем  появится то, что вы загадали, нарисуйте на нем свое желание в виде звезды.          



Первая половина – то, о чем вы мечтаете и на что надеетесь. Вторая – то, что вы делаете, чтобы добиться успеха. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуйте, что достигли цели и вам удалось то, к чему вы стремились.



         Мысленно порадуйтесь:



- Я сделал это?



- Я думал об этом!



- Я заслужил удачу!



         Насладитесь своей удачей. Откройте глаза и скажите уверенно вслух: «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»





4. Рефлексия занятия.







 



   



































ЗАНЯТИЕ № 5.





Тема: «Способности развиваем,



             Талантами удивляем».



Цель:



- учить детей осознавать свои способности и возможность саморазвития;



- формировать у учащихся желание развивать свои способности.



Оборудование:



- ручки, бумага;



- тесты.





Технологическая карта занятия.



1. Разминка.



         Все участники стоят в кругу. Учитель предлагает выйти в цент круга тех, кто обладает определенными способностями  (например, вышивать, играть на музыкальных инструментах и т.д). Остальные аплодируют, тем, кто выходит.



2. «Хочу научиться».



         Учитель объясняет детям, что способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание. Далее ребятам предлагается подумать, что у них получается не очень хорошо или что они совсем не умеют делать, но очень хотели бы научиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. И их надо развивать.



         Проблема:



- Что необходимо человеку для развития творческих способностей?



         Для развития творческих способностей  человека  необходимо развитие психических процессов таких, как развитие памяти, внимания, логического мышления.



3. Игра «А вам слабо».



    Тренируем логическое мышление. (Приложение № 4)



     Главное, понять, какие отношения между словами, найти недостающее слово и заполнить пропуск.



4. Рефлексия занятия.





 





   





















ЗАНЯТИЕ № 6.





Тема: «Чтобы быстро запоминать,



             Надо память развивать»



Цель:



- познакомить учащихся с понятием «память»;



- познакомить с видами памяти;



- обучить приемам развития памяти.



Оборудование:



- сюжетные картинки;



- набор овощей.



Технологическая карта занятия.



1. «Что изменилось?»



         Предложить детям рассмотреть картинку, закрыть глаза. Учитель меняет картинку, на  которой переставлены предметы.



- Что изменилось?



         Игра в парах. Разложить на парте различные предметы. Один ученик отворачивается или закрывает глаза, другой  - в это время меняет предметы местами.



- Что заметили?



- Что изменилось?



2. Знакомство с понятием «память», с видами памяти.



         Учитель дает понятие памяти и знакомит с видами памяти.



          Память – это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию, что является основой успешного обучения.



          В зависимости от длительности сохранения полученной информации память бывает:



-кратковременной;



- долговременной,



          В зависимости от того, какие ощущения являются ведущими, память бывает:



- зрительная;



- слуховая;



- тактильная;



- обонятельная;



- осязательная;



-эмоциональная;



- механическая.



3. Тренируем память.



- Что в мешке? (Учащиеся на ощупь определяют предметы в мешке).



   Учитель предлагает учащимся упражнения для тренировки памяти (Приложение № 5).



4. Рефлексия занятия.





ЗАНЯТИЕ 7.



 



Тема «Меняем настроение



           Всем на удивление».



Цель:



- познакомить детей с понятием «настроение»;



- развивать умение управлять своим настроением;



- дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;



- развивать способность детей к рефлексии.



Оборудование:



- плакат «Три настроения»;



- карточки, изображающие три настроения («чистое», «блестящее», «темное»);



- плакаты «Такие мысли всегда помогут мне», «Такие мысли мне мешают».





Технологическая карта занятия.



1. Игра – разминка.



    Показать при помощи «сигнальных фонариков»



- свое сегодняшнее настроение;



- то настроение, которое наиболее часто было на прошлой неделе;



- грустное настроение;



- радостное настроение.



         На что похоже настроение?



- спокойное – чистая и прозрачная вода;



- отличное настроение – праздничный салют;



- плохое настроение – грязная вода.



2. Проблема: Что нужно сделать, чтобы у тебя было хорошее настроение?



Открытие правила – секрета. Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение:



«Подумай о хорошем и будет хорошо».



Привести примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, записать на доске:



Я плохой.                                     Я справлюсь.



Я не умею.                                   У меня получится.



Я не справился.                           Я научусь.



Меня обидели.                             Все будет хорошо.



Я боюсь.                                       Я не буду бояться.



3.. Рефлексия занятия.



- Какие мысли всегда помогут мне?



- Какие мысли мне мешают?



   Если вас будет что-то огорчать, пытайтесь  изменить свои мысли на положительные.





           



ЗАНЯТИЕ № 8



Тема: «МЫСЛИ И НАСТРОЕНИЕ. КАК НАЙТИ ВЫХОД ИЗ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ».



Цель:



- дать детям представление о связи между мыслями и поведением;



- научить детей         управлять своим настроением;



- научить их искать выход из трудных ситуаций.



Оборудование:



- мягкая игрушка (или любой герой из мультфильма); коробочка с надписью «Я справился», фишки.





Технологическая карта занятия.



1. Повторение пройденного материала.



    Учитель обсуждает с детьми предыдущее занятие. Вопросы для обсуждения.



- О каких настроениях мы узнали?



- Какое настроение было у вас чаще всего на прошлой неделе?



- Как мы научились исправлять «темное» настроение?



2. Эмоциональный настрой. Упражнение «Подарим друг другу улыбку».



      Учитель задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» - и предлагает, подумав, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.



3. Проблема: Как помочь другу?



          Учитель рассказывает историю: «Вот уже несколько дней (герой мультфильма) переживает неприятную ситуацию – его дразнит тот, кто старше его и сильнее. Наш герой пробовал не обращать внимания, Однако, через несколько дней,  терпение его все же кончилось, он не выдержал и разозлился. Прибежал домой и стал думать, как выйти из этой ситуации».



     Дети предлагают различные варианты.



     Учитель вместе с детьми разбирает каждый из предложенных вариантов.



- Какой из ваших советов использует герой?



- Как он будет действовать?



- Какие мысли будет использовать?



- Что еще может понадобиться, чтобы справиться? (Смелость, уверенность, юмор).



- Можно ли проучить обидчика и без применения силы?



- Для этого нужна фантазия, юмор и уверенность.



Что делать, если все-таки грустное настроение?



     Дети обсуждают, почему такое случается и как можно изменить ситуацию, когда все-таки грустно.



     Учитель делает вывод, что бывают такие ситуации, которые мы не можем изменить, но зато можем изменить свое отношение к этим ситуациям.



     Игра «Я справлюсь».



    Учитель предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что может справиться с предложенной ситуацией – поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации – прячет руки за спину.



 Главное – продемонстрировать детям ситуацию, которая подтверждает, что «слезами горю не поможешь», и настроить детей на поиск выхода из создавшейся ситуации.



4. Рефлексия занятия.















































































ЗАНЯТИЕ № 9.





Тема: «Мы не замечаем,



            Что нас огорчает»



Цель:



- научить детей искать выход из трудной ситуации, изменить которую невозможно;



- познакомить детей с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к себе.



Оборудование:



- крупные макеты двух цветков;





Технологическая карта занятия.





1. Проблема: « Все ли можем изменить?»



         Учитель предлагает учащимся привести примеры, когда их что-то огорчает, но изменить это дети не могут (например, поменять имя, стать за одни день взрослым и т.д.)



          После обсуждения, объяснить учащимся, что у каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Делается вывод:



          Мы очень часто не можем изменить ситуацию, но мы всегда можем сами выбирать, о чем  и как думать».





2. Учим правило.



          Для иллюстрации возможности выбора учитель просит детей вспомнить, как они собирают цветы (срывают только те, которые нравятся).



         Правило: «Мысли нужно выбирать, как цветы – выбирай только красивые».





 3.   Упражнение «Даже если….» - «В любом случае…»



         Показать детям два цветка, один из которых  будет называться «Даже если….», а другой – «В любом случае….».



         Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по очереди.



Первый ученик произносит название первого цветка: «Даже если….» - второй продолжает фразу, называя проблему: «…..мне плохо, я невезучий, у меня нет (или что-то не получается)…..» - третий ученик называет второй цветок: «В любом случае…» - учитель (или ведущий)  заканчивает: «….я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно».



         Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого учитель подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций.



         Главный вывод занятия – многие ситуации мы не можем изменить, но мы можем изменить наши мысли о них, а значит, и свое настроение, и свое состояние.



         Для того, чтобы учащимся было легче понять установку на саморегуляцию, объяснения дополняются правилом: «Мысли нужно выбирать, как цветы – выбирай только красивые (положительные). Это правило дает наглядно-образную опору, которая поможет сформировать у детей навыки саморегуляции. Важно помочь детям понять, что к любой, даже очень трудной ситуации всегда можно изменить отношение.





4. Рефлексия занятия.



































































 





ЗАНЯТИЕ № 10.





Тема «Плохие мысли убираем,



           Страх в себе мы побеждаем»



Цель:



- научить способам саморегуляции;



- предупреждение и коррекция страхов.



Оборудование:



- магнитофон, аудиокассета с записью спокойной, медленной музыки;



- карандаши, альбомные листы.



Технологическая карта занятия.



1. Рисуем свой страх.



- Что такое страх?



- Нужен ли страх? (Предупреждение об опасности)



- Чего боитесь вы?



         Предложить учащимся нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску. Рассмотреть их.



2. Игра - упражнение «Мусорное ведро».



          Предложить учащимся написать на листочках бумаги: «Мне плохо», «Мне жаль себя», «У меня ничего не получается» и т.д. Пишут столько раз , сколько смогут и захотят.



- Какие это мысли?



- Нужны ли они нам?



- Помогают ли эти мысли нам жить?



- Зачем их читать?



- Зачем их хранить?



         Учитель просит детей скомкать листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны» - и выбросить в мусорное ведро.



          Работа с рисунками.  



          Предложить учащимся нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Так же можно предложить детям выбросить свой страх в мусорное ведро.



- Как можно еще справиться со страхом?



- Можно ли сказать, что страх – боязнь неизвестности?



- Вам удавалось справляться со страхом?



3. Игра «Найди способ выйти из круга»



    Дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.



4. Релаксация. Упражнение «Рисуем картинки в уме».



          Под спокойную музыку учитель говорит:



«Сядьте ровно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена. Дышите ровно и свободно. Представьте себе, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытали гордость. Вам приятно, и вы говорите себе: «Я справился». Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: «Я умею владеть собой».



 От этих слов силы наполняют вас все больше, и ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: «Я умею владеть собой».



          Перед выполнением упражнения, включающего в себя элементы релаксации, необходимо научить детей правильному дыханию. Для этого надо предложить детям сделать глубокий и медленный вдох , а затем – медленный и полный выдох (3 раза). Следует объяснить, что «картинки в уме» будут более четкими, если ребята научатся правильно дышать.    



5. Рефлексия занятия.























































































ЗАНЯТИЕ № 11.





Тема: «Я буду уверен, я все смогу!».





Цель:



- выработать у учащихся навыки уверенного поведения.



- формировать негативное отношение к агрессии.



Оборудование:



- мяч, по три листка бумаги, тетради, бланки теста «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».





Технологическая карта занятия.





1. Разминка. Игра «выше – ниже».



         Предложить детям одновременно начать двигаться по классу. Затем каждому нужно представить, что он в чем-то лучше других. Необходимо показывать это своим видом.



(1 минута).



         После этого все на несколько секунд , замирают и продолжают игру, представляя, что они хуже других детей. Показывая это всем своим видом, затем замирают. Остановившись, все должны встряхнуть руками.





2. Проблема: «Что значит быть уверенным в себе?».



- Что вы чувствовали, когда представляли себя лучшим?



- А когда, наоборот, «хуже всех»?



- Когда вы чувствовали себя увереннее?



- Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнением других).



- Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, запуганное, нерешительное).



- Какое поведение можно назвать агрессивным? (Оскорбляющее, унижающее других, нарушающее права других).



- Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение?



(Агрессия – получение уверенности за счет унижения других).





3. Игра «Поводырь».



         Учащиеся разбиваются на пары (один – поводырь, другой -  ведомый). Ведомому завязывают глаза и водят между расставленных по свей комнате стульев. Участники меняются ролями.



- Что вы чувствовали?



- Чувствовали ли вы неуверенность и почему?











4. Упражнение – тренинг.



          Учитель с учащимися вспоминают слова самоподдержки («Я смогу», «У меня получится», «Я справлюсь», «Все будет хорошо»). Вывод – если вы захотите, то всегда найдете поддержку в себе для того, чтобы чувствовать себя уверенным.



5. Рефлексия занятия. 





























































































ЗАНЯТИЕ № 12.





Тема: « ЯРМАРКА ДОСТОИНСТВ»



Цель:



- закрепить навыки самоанализа;



- научить детей преодолевать барьеры на пути самокритики;



- развивать у учащихся уверенность в себе.



Оборудование:



- листы с надписями продаю, покупаю (для каждого ученика).





Технологическая карта занятия.



1. Игра «Письмо о себе».



          Предложить учащимся написать письмо о себе далекому другу. (Какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно. Можно нарисовать свой портрет).





2. Игра «Ярмарка достоинств».



          Участники игры получают листы с надписями: ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.



           Учитель предлагает каждому на одном листе под надписью ПРОДАЮ написать свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листке, с надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.



           Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-то купить или что-то продать.



           Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет всех и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.



- Что удалось купить? Что хотелось продать?



- Что было легче купить или продать и почему?



- Какие качества хотели купить многие? Почему?



           Как правило, большинство ребят хотят избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Вывод – не надо бояться признавать свои недостатки – это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.



«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства».





3. Релаксация «Вверх по радуге».



          Сидя на стульях, дети закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они



взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.



          Обсудить с детьми, что они чувствовали, и объяснить им значение расслабления.



4. Рефлексия занятия.



- Трудно ли было признавать свои недостатки?



- Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств?



- Оцените свою откровенность в баллах.



















































































ЗАНЯТИЕ № 13.





Тема: «АЗБУКА ПЕРЕМЕН»



Цель:



- закрепить полученные знания;



- помочь ученикам поверить в свои силы.



Оборудование:



- тетради с записями, фломастеры, ручки.





Технологическая карта занятия.



1. «Азбука перемен»



          Учитель предлагает завести «особенные» тетради. Они будут предназначены не для школьных заданий, а для записи ваших успехов и достижений. Назвать ее можно «Азбука перемен».



- Азбука эти необычная – слова для нее будем подбирать по алфавиту, а действия будем называть и описывать, основываясь на своих знаниях и опыте.



- Первое слов в азбуке должно начинаться на букву А, например – анализ. Объяснить понятие «анализировать свои поступки».



         Вместе с учащимися можно  обсудить, какие слова можно объяснить в азбуке.



Например, будущее (что ожидает нас в 5 классе, что вы ждете); друг, друзья, знания, интерес, коллектив, личность, мечта, и т.д.



2. Тест «Два дома». (Приложение № 10 )





3. «Сборник сказок для будущих учеников 5- классов».



 - У меня к вам, ребята, есть предложение – давайте создадим «Сборник сказок будущих учеников 5 А класса? Как вам такая идея?





4. Рефлексия занятия.



 

































Приложение1



1. Методика «Кто Я?»



Я______________________________



Я______________________________
Я______________________________
Я______________________________
Я______________________________
Я______________________________
Я______________________________



2. «Какие мы?»



А – аккуратные                                        агрессивные



       активные



Б – благородные                                      болтливые



      благодарные                                       бездушные



      бравые                                                 больные



      быстрые                                               боязливые



В – воспитанные                                       ворчливые



      Вежливые                                            вредные



      Внимательные



      Веселые



      Вдумчивые



и т.д по алфавиту



Я -  ясные                                                  ябеды



       яркие















































Приложение № 2



 Занятие № 2.





Тест «Раскрась школу».





      1.   Нарисовать на альбомном листе школу, раскрасить ее.



Если будет выбран светлый, более «оптимистический» по цвету карандаш – желтый, розовый, голубой, светло-зеленый – значит, со школой у ученика связаны положительные эмоции.



      2. Приготовить прямоугольник с окошками – «школу», а в окошках кружками изображены головы учеников (рисунок должен быть крупным). Попросить учащихся нарисовать лица детей – глаза и рты. По тому, какие выражения будут преобладать – грустные или веселые.  По этому тесту можно судить об эмоциональном отношении к школе.





Тест «Нарисуй лица».





      Предложить детям нарисовать выражение лиц учеников, в различных школьных ситуациях:



- ученик у доски;



- на перемене;



- за партой;



- делает уроки;



- идет в школу;



- идет из школы;



- делает уроки.









































Приложение № 3.



Занятие 3.







Контрольный лист проблем.





 1. Больше всего я боюсь….



 2. Больше всего мне в себе не нравиться…..



 3. Мне грустно, когда…..



 4. Я бы хотел (а) быть более…..



 5. Когда-нибудь я надеюсь……



 6. Я испытываю трудности…..



 7. Больше всего меня волнует……



 8. Пять самых больших неприятностей в моей жизни….



 9. Помоги мне…..



10.Самая счастливая минута в моей жизни….



11. Я чувствую себя счастливым, когда…



12. Пять самых радостных событий в моей жизни…























































Приложение № 4.



Занятие 4.



Тренируем логическое мышление.





Найти закономерность и заполнить пропуски:





Черное/белое  = огонь/…….



Сила/доброта  =……./злость



Война/смерть  =……./жизнь



Рысь/кошка     = волк/……….



Лампа/……     = радио/звук



Больница/больные = парк/……



Дети/игра        = взрослые/……



Змея/нора        =…………/конура



Доска/аксод    = парта/…………



Казак/казак     =……../пара



Музыка/ноты  = речь/………..





Объединить слова в пары.





         Объединить 12 слов в 4 группы по 3 слова.



Зной, мокрый, печаль, радость, злой, властный, холод, сердитый, сухой, добрый, жара, грусть.





Во сколько смысловых групп можно объединить слова?





         Прочитать слова каждого блока, подумай, по какому принципу можно сгруппировать некоторые из них.



1) Крокодил, пальма, Африка, жираф, Америка, баобаб, Азия, Австралия, слон, кактус, обезьяна, орхидея.



2) Ира, Лена, Петя, Катя, Юра, Вася, Игорь, Зоя.



3) Саша, Вася, Женя, света, Витя, Жора.



4) День. Вторник, вечер, понедельник, среда, утро, ночь, пятница.



5) Красный, желтый, хороший, красота, желтеть, красить, желтизна.



6) Ходить, бег, беговой, хоженый, петь, песня, ходьба, бегать, песенный.



7) Чашка, стол, диван, сапоги, кастрюля, стул, босоножки, тапочки, вилка.



 



















Приложение № 5.



Занятие 5.



Развиваем слуховую память.





Послушай и запомни.



         Прочитать фразы по одной и попросить повторить.



- На поляне цветут цветы.



- Днем шел сильный снег.



- Мы купили в магазине молоко и хлеб.



- Девочки были в саду и собирали груши.



- У мальчика в рюкзаке лежат книги, тетради и ручки.



- Лена несет домой большой букет цветов.



- Белка сидит на дереве и грызет шишку.



-Папа читал сыну русские сказки.



- В саду под яблоней лежала лопата.





Развиваем смысловую память.





Продолжай.



         Это упражнение проводится в парах.



Один ученик произносит фразу, например: «У нас в огороде растет картошка». Другой ученик должен повторить фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растет картошка и помидоры». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.





Повтори фразы.



          Прочитать фразы:



-Дедушка спит.



- Хочу есть.



- Мама готовит.



- Рыбы не умеют говорить.



- Вода в море холодная.



- Мальчик смеется.



- Папа лежит в больнице.



- На лугу цветы.



- У бабушки болит зуб.



- В магазине продают овощи.



        Попросить нарисовать небольшой рисунок или значок к каждой фразе. Затем произнести все фразы как можно  точнее.















Приложение № 6



Занятие 6.



Самоанализ.



Какое настроение у тебя в школе?





          Выбери из каждой представленной ниже пары противоположных состояний то, которое у тебя преобладает на уроках, и отметь:





СОСТОЯНИЯ.





Не интересно.                                        Интересно.





Волнуюсь.                                              Не волнуюсь.





Не уверен в себе.                                  Уверен в себе.





Устаю.                                                    Не устаю.





Пассивен (не стараюсь).                      Активен (стараюсь).





Огорчаюсь.                                           Радуюсь.





Трудно терпеть.                                   Легко терпеть.





Чувствую себя проигравшим.            Чувствую себя победителем.





Чувствую подавленность.                  Чувствую душевный подъем.





          Из выделенных тобой состояний определи самое важное, то есть, от которого в наибольшей степени зависит твое настроение в школе.



          Попробуй описать свое настроение. Проанализируй причины своего настроения и подумай, как его улучшить (если это требуется).





























Приложение № 7.



Занятие 7.



Сколько в тебе грусти?





1. а) Я чувствую себя хорошо?



    б) Мне плохо.



    В) Мне все время грустно,  и я ничего не могу с собой поделать.



    Г) Мне так скучно и грустно, что не в силах больше терпеть.





2. а) Я никогда не разочаровывался в себе.



    Б) Я много раз испытывал разочарование в себе.



    В) Я не люблю себя.



    Г) Я себя ненавижу.





3. а) Я ничем не хуже других.



    Б) Порой я допускаю ошибки.



    В) Ужасно, как мне порой не везет.



    Г) Я сею вокруг себя одни несчастья.





4. а) У меня нет причин плакать.



    Б) Бывает, что я плачу.



     В) Я плачу постоянно, так что не могу выплакаться.



     Г) Раньше я плакал, а теперь как-то не выходит, даже когда хочется.















































Приложение № 8.



Занятие № 8.





Самоанализ.





 Чего ты боишься?





          Ты боишься или не боишься (если боишься, подчеркни строчку, соответствующую твоему состоянию):



- когда остаешься один;



- замкнутого пространства;



- заболеть, заразиться;



- боли;



- крови;



- матери;



- отца;



- наказания;



- опоздать в школу;



- получить двойку;



- не справиться с контрольной;



- отвечать у доски;



-Чего ты еще боишься (напиши)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











































Приложение № 9.



Занятие 9.





Памятка.





«Для того, чтобы побороть страх….»





- разработать для себя такой режим жизнедеятельности, который максимально понизит возможность образования ситуаций, вызывающих страх;





- проделать умственный эксперимент (провести детальный анализ происшествия, вызвавшего страх, и убедить себя в том, что эта ситуация не такая уж и страшная);





- провести практический (игровой) эксперимент – построить на практике искусственную модель страшной ситуации и благополучно пережить ее;





- заняться физическими упражнениями, которые требуют большого волевого усилия и смелости;





- найти для себя интересное творческое занятие (хобби), которое поможет забыть обо всем, в том числе и о страхе;





- заняться «лечебной» творческой деятельностью (рисовать собственные страхи, сочинять страшные истории, разыгрывать театрализованные сценки по специально написанному сценарию).



















































Приложение № 10.



Занятие № 12.



Тест «Два дома»





         Исследуется: круг, сфера желаемого (нежелаемого) общения ребенка.



1. Нарисовать красный дом.



2. Подчеркнуть привлекательность красного дома и предложить поселить туда себя.



3. «Здесь в этом доме, могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой».



    Записываются имена будущих обитателей.



4. Записав новоселов в красный дом, нарисовать рядом еще один дом, черный, но никак не характеризуя его (Это просто другой дом).



5. «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было , где жить».»Кого туда поселим?» Если черный дом не заселен, ребенка к этому мягко побудить: «Что же, дом так и будет стоять пустой?»



          При анализе учитываются:



- количественные показатели;



- качественные показатели (куда вселяет родителей, родных, сверстников);



- внешние выразительные симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.



























































Список литературы:





1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1998.



2. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М.,1999.



3. Казанский О.А Игры в самих себя. М., 1994.



4. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. М., 1994



.



5. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.















































































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики

Статья по теме : "Уравнения и неравенства  с одной переменной в начальном курсе математики".   В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...

Урок "Выражение с переменной"

Программа "Школа 2000..."...

Презентация по теме: "Переменная"

Презентация по теме: "Переменная", 3 класс...

Роль игры на перемене. исследовательский проект

Исследовательский проект ученика 2 класса, в котором он рассматривает роль игры на перемене.  Доказывается, что игры способствуют не только активному отдыху, но и интеллектуальному развитию детей...

Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.

Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...

Понятие переменной.

3 класс Программа "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку математики 3 класса по теме :"Переменная. Значение переменной"...