Роль игры на перемене. исследовательский проект
творческая работа учащихся (2 класс) по теме
Исследовательский проект ученика 2 класса, в котором он рассматривает роль игры на перемене. Доказывается, что игры способствуют не только активному отдыху, но и интеллектуальному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_na_peremene._proekt.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КОКШЕТАУ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор работы: | Ершин Михаил, ученик 2 класса Назарбаев Интеллектуальная школа г. Кокшетау, Акмолинская область |
Руководитель: | Беймарт Маргарита Алексеевна |
КОКШЕТАУ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
АБСТРАКТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Из истории возникновения игры. 5
1.2. Понятие игры. 6
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР.
2.1. Характеристика видов игр и общие требования к организации игр. 8
2.2. Результаты практического исследования. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы,
ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно
милосердие и память, честность и внимание,
трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию,
справедливость и наблюдательность,
язык и реактивность – словом, все,
что составляет богатство человеческой личности.
И. Хейзинга
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.
Всем известно, что положительное значение для отдыха школьников - это переключения учебной деятельности на физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения и т.п. Педагогические наблюдения и специальные исследования показывают, что чем более совершенна организация основных форм физического воспитания и различных их видов, тем эффективнее отдых детей и влияние его на их умственную и физическую работоспособность, физическое развитие, двигательную подготовленность, состояние здоровья и успеваемость.
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая в их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Другое объяснение природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
АБСТРАКТ
Гипотеза: игры могут способствовать повышению уровня интеллектуального развития, творческого потенциала и инициативности.
Цель исследования: показать, что игры на переменах способствуют не только активному отдыху, но и повышают уровень интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей, содействуют сплочению коллектива.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие игры;
- Познакомиться с различными видами игр;
- Выявить требования, которые необходимо учитывать при организации детских игр;
- Проследить, как игры, в которые мы играем на переменах, влияют на интеллектуальное развитие и творческий потенциал детей.
Объект исследования: игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: роль игры в интеллектуальном развитии, повышении творческого потенциала и инициативности.
Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, анализ полученных данных.
Актуальность. Необходимость активной перемены в условиях школы с продленным днем очевидна. Специальные исследования, проведенные с целью определения эффективности активной перемены и содержания активного отдыха, выявили следующие факты. Школьники, которые активно участвовали в играх на перемене, в четыре раза меньше отвлекались на следующем после перемены уроке, чем их товарищи по классу, читавшие на перемене, стоявшие или спокойно ходившие по коридору. Из общего числа отвлечений на уроках 80% приходится на школьников, имевших пассивный отдых, и 20% - на детей, игравших на перемене. Этот факт определил тему исследования: «Игры, в которые мы любим играть».
ВВЕДЕНИЕ
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы,
ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно
милосердие и память, честность и внимание,
трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию,
справедливость и наблюдательность,
язык и реактивность – словом, все,
что составляет богатство человеческой личности.
И. Хейзинга
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.
Всем известно, что положительное значение для отдыха школьников - это переключения учебной деятельности на физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения и т.п. Педагогические наблюдения и специальные исследования показывают, что чем более совершенна организация основных форм физического воспитания и различных их видов, тем эффективнее отдых детей и влияние его на их умственную и физическую работоспособность, физическое развитие, двигательную подготовленность, состояние здоровья и успеваемость.
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая в их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Другое объяснение природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
ГЛАВА I. ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- История возникновения игры
История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека рассматривается в ряде работ.
Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это – признаки игры.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективообразования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
- имитация реальной трудовой деятельности;
- осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
- разыгрывание ролей;
- наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменной формацией (от первобытнообщинной – к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры – театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они – средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.
Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была – детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.
Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры ребёнок извлекает пользу.
Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
1.2. Понятие об игре
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть!
Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!». Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
С помощью игры становятся эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание.
Однозначного определения понятия игра не существует до сих пор.
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля записано, что «играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы». [3, стр. 243].
В современном словаре по педагогике дается такое определение: «игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, …осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». [7, стр. 250].
Артур Ребер, составитель Большого толкового психологического словаря говорит, что «значений этого термина много, но во всех них основное место занимает представление о том, что, так или иначе, играет, предполагает развлечение или восстановление, действие, которое не обязательно принимать всерьез…». [2, стр. 293].
Автор учебников по педагогике Г.М. Коджаспирова предлагает более точное и понятное определение: «Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. …Служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей». [4, стр. 45].
Большое количество игр привело к возникновению вопроса о их систематизации. Поэтому ученые стали предлагать разнообразные классификации игр.
Если рассматривать игры с точки зрения их практической пользы, то можно все игры разделить на шесть групп:
- подвижные игры, удовлетворяющие глубокой потребности в физической деятельности, цель которых – упражнение членов, развитие и укрепление мускулов ребенка,
- игры, воспитывающие чувства, те, которые развивают ловкость, придают руке некоторое проворство, развивают верность взгляда, приучая определять расстояние;
- игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие развитию наблюдательности и суждения;
- эмоциональные игры – в них происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности;
- артистические игры – это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые способствуют пробуждению эстетических чувств детей;
- игры, направленные на упражнение воли.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР
2.2. Характеристика видов игр и общие требования к организации игр
Для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом.
Важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей подчеркивал еще древнегреческий философ Аристотель: «Игры эти должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека, не должны слишком утомлять ребенка и быть разнузданными… игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься всерьез впоследствии». Древнегреческий ребенок сначала воспитывался в семье, а с наступлением отрочества поступал в общественную школу – палестру, где существовал своеобразный культ игры, а в обучении широко использовались разнообразные подвижные игры, в том числе – игры с разнообразными предметами (мячи, диски, волчки, кости и др.).
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Подвижные игры, способствуют развитию двигательных качеств (например: «Айдахар», «Горелки» и т.д.), а также интеллектуальному развитию (например: «Земля, воздух, вода», «Космонавты» и т.д.), сплочению отношений в коллективе помогают эстафеты (например «Эстафеты с гимнастическими упражнениями», «Эстафеты, развивающие силовые качества» и т.д.).
К играм, которые развивают ловкость, придают руке некоторое проворство, развивают верность взгляда, приучая определять расстояние можно отнести «Улица Пушкина…», «Летела корова…» хотя говорить о том, что в данных играх воспитываются только определенные чувства нельзя, потому что благодаря им еще отрабатываются навыки переноса слов по слогам, изучается числовой ряд, а это способствует повышению уровня обученности.
К играм, развивающим ум можно отнести игры со словами. Например, когда берется какое-то большое слово, и из него «вытаскиваются» маленькие слова, которые можно составить из ограниченного набора букв, образующих большое слово. Помимо интеллектуального развития данная игра может способствовать выработке таких качеств как усидчивость, терпимость, внимательность, аккуратность и т.д.
В таких играх как «Поймай за хвост дракона», «Атомы и молекулы» происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности. Также необходимо отметить, что данные игры помогают наладить отношения в новом классе.
Отмечается, что наиболее полезны и нужны такие игры, в которых дети открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.
При всем многообразии игр существуют определенные требования, которым необходимо следовать. Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать требования, которые обязательно необходимо учитывать при организации детских игр:
- способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
- обеспечение детям возможности проявить свои способности;
- вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
- предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
- доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
- получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Применяя обычные, традиционные, соревновательные, учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последние из перечисленных выше пунктов: "4", "5", "6".
Необходимо обратить внимание на то, что одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха, а стихийное и неумеренное использование игр может навредить педагогическому процессу.
2.2. Результаты практического исследования
Исследование проводилось на базе Интеллектуальной школы Первого Президента РК, города Кокшетау. Для проведения исследования было привлечено 14 учащихся второго «С» класса с русским языком обучения.
На первом этапе был проведен опрос. Учащимся были предложены следующие вопросы:
- Любите ли вы играть?
- Какие игры вы знаете?
- Какие игры вам больше всего нравятся?
- Для чего нужны игры?
- Помогают ли игры вам учиться?
- Кто чаще всего предлагает вам играть?
- Кого вы научили играть в игры?
Проанализировав результаты опроса в экспериментальном и контрольном классе, можно сказать, что все ученики любят играть в игры. Дети знают много игр, в которые играли в детском саду, в первом классе. Однако отмечается недостаточная игровая активность на переменах в обоих классах. Многие затруднялись ответить на вопрос о том, помогают ли игры им учиться. А на вопрос «Кого вы научили играть в игры?» чаще всего отвечали «не знаю» или называли близких родственников (мама, папа, брат, сестра и т.д.) .
На втором этапе исследования мы использовали игры на школьных переменах малой, и средней подвижности. Подвижные игры были направлены как на увеличение объема двигательной активности, так и на формирование навыков организации деятельности и решение рекреационных задач. Активный отдых на переменах способствовал сглаживанию неблагоприятных сдвигов, обус ловленных преимущественно влиянием статического компонен та учебной деятельности; и от того, насколько рационально он был организован, во многом зависела эффективность целостно го учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказа но, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.
Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здо ровье учеников начальной школы оказывали перемены, организованные на открытом воздухе в виде игр средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80% времени перемены
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвовал весь класс, несли большой эмоциональный заряд, способствовали быстрому и полному переключению детей на новой вид деятельности, а сле довательно, и более полноценному их отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах пол нее удовлетворяли индивидуальные склонности детей к различ ным двигательным действиям, выявляли и развивали их соци альные способности, облегчая тем самым процесс адаптации.
Однако свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамических пауз обязательно продумывалась и планировалась педагогом заранее. Она определялась временем, не обходимым непосредственно на выполнение двигательных дей ствий (ходьба, бег, прыжки, метание, имитационные упражне ния), их активностью, а также общей продолжительностью игры.
Третий этап исследования показал, что в экспериментальном классе наметились определенные сдвиги в организации активного отдыха на переменах. Отмечается высокая активность учащихся при выборе игр, сплоченность коллектива, общительность, доброжелательность.
Заключение
В условиях грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциа ла игры она способна стать универсальным средством, обес печивающим:
- успешность адаптации ребенка к новой ситуации
развития; - поддержание и укрепление физического, психи ческого и социального здоровья младшего школьника;
- развитие его как субъекта собственной деятельно сти и поведения и др.
Рассмотрев основные вопросы организации и правил проведения игры, а также различные виды игр я понял, что игры, в которые мы играем, влияют на интеллектуальное развитие, повышение творческого потенциала. А также, игра необходима не только для развлечения и снятия умственной усталости после работы на уроке, но и для укрепления отношений с учащимися класса (появлению новых друзей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей. М., 1999.
- Большой толковый психологический словарь / сост. Ребер А. М.Вече-АСТ, 2003.
- Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М., Олма-Пресс, 2005.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., Академия, 2005.
- Малышева Л.М. Игра со словом. Знание, 1985.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. академия, 2000.
- Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. М., 2001.
- Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.. 2003.
- Турскельдина М.Т. Подвижные игры. Алматы: Атамура, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Поймай хвост дракона». Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс, изображая дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача «головы» – поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, – убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».
«Атомы и молекулы». Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», – взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Танцуй, пока мелодия играет..."
Танцы привлекают своей зрелищностью. В современном мире много детей днем проводят в положении – сидя. Даже у самых маленьких школьников игры и беготня занимают мало времени. На уроки физкультуры...
Долгосрочный исследовательский проект "Игра-дело серьёзное"
Основой проекта"Игра-дело серьёзное" стал анализ,внедрение в практику,а также создание собственных линвистических игр, способствующих активизизации учащихся на уроках русского языка.Целью проекта явля...
"Биологическая роль кальция и пути его восполнения в организме человека" исследовательский проект
Цель проекта – изучить необходимость кальция для человека и его наличие в продуктах питания. Задачи: 1. Определить зна...
Исследовательский проект «Роль кремля в истории нашего города»
Предмет исследования: кремль города Сызрань Цель исследования: изучить исторические факты возникновения кремля узнать о роли кремля в истории нашего городаЗадачи исследования: изучить литературу,...
Исследовательский проект «Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказовАнатолия Митяева)
Цель исследования: изучить роль животных во время войны через анализ рассказов Анатолия Митяева.Гипотеза: животные не только помогали человеку во время войны, выполняя физическую работу, но и ок...
Исследовательский проект "Роль хлеба в жизни человека "
Ежедневно мы видим на столе хлеб, вдыхаем его аромат, употребляем его в пищу.А что такое хлеб? Зачем он нужен людям? Откуда он взялся? Как его получают? Нужен ли он в нашей современной жизни?Чтобы отв...
Подвижные игры на знакомство. Игры на переменах с учащимися 1-го лкасса.
Данный материал позволит увлечь детей на переменах,организовать подвижные игры с учащимися....