Сценарий ко Дню Победы "Чтобы помнили..."
творческая работа учащихся на тему
Сценарий литературно - музыкальной композиции разработан для празднования Дня Победы в школе. Рассчитан на разновозрастных исполнителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_pomnili.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Озёрная СОШ № 9
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
«Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы
Составитель Семехина Любовь Васильевна,
учитель начальных классов
Озёрной средней школы № 9
села Чёрное Озеро
Ширинского района
Республики Хакасия.
с.Чёрное Озеро
2013г.
Пояснительная записка.
Работа представлена на конкурс в номинации «Методическое пособие по патриотическому воспитанию». Это сценарий литературно-музыкальной композиции «Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы.
Цель и задачи, которые я преследовала, создавая литературно-музыкальную композицию «Чтобы помнили…», очень точно отражены в её названии. Композиция призвана через воздействие на эмоциональную сферу детей вызвать у школьников интерес к героическому прошлому страны, подвигу их дедов и прадедов, воспитывать чувство гордости за нашу Родину, глубокое уважение к людям, пережившим годы войны.
Литературно-музыкальная композиция рассчитана на подростков. Сценарий апробирован в двухтысячном году. Композиция была подготовлена восьмиклассниками и произвела огромное эмоциональное воздействие на зрителей.
Данный сценарий дополнен и переработан с использованием современных технических средств.
Литературно-музыкальная композиция – не развлекательная программа, она составлена из очень серьёзного материала: стихи и песни поэтов и композиторов-фронтовиков, классическая музыка. Используется видеоряд: фотографии односельчан-фронтовиков; фото, иллюстрирующие используемый материал.
Оформление сцены имеет немаловажную роль в представлении литературно-музыкальной композиции.
На заднике изображено небо, облака, заходящее багровое солнце и клин журавлей. Справа стоит берёзка, рядом большой камень-валун.
Литературно – музыкальная композиция, «Чтобы помнили…», посвящённая
Дню Победы.
На сцене группа чтецов:
1. В вихре событий несутся года…
Только военных тревог не забыть.
Май сорок пятого…
он навсегда
В памяти нашей останется жить.
В небе рассыпаны тысячи роз,
Звуки салюта Победы звучат.
Эту победу Отчизне принёс
Он – сорок пятого года солдат!
2. В то летнее утро…
…Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит аудиозапись первого куплета песни «Священная война».
Звук убирается, транслируется запись сообщения Информбюро:
От советского Информбюро.
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления
каких-либо претензий к Советскому Союзу,
без объявления войны, германские войска
напали на нашу страну, атаковали наши
границы во многих местах и подвергли
бомбёжке со своих самолётов наши города.
Звучит припев песни «Священная война», затем звук убавляется и на фоне песни чтец читает:
3. Весь край этот, милый на веки,
В стволах белокрылых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос
И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.
И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб – соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола.
И ливни – такие косые,
Что в поле не видно ни зги, -
Запомни:
всё это Россия,
Которую топчут враги.
Исполняется первый куплет и припев песни
«Красно солнышко» (сл. И.Шаферана, муз. П. Аедоницкого)
Одновременно на экране «солнечные» фотографии- лица счастливых людей
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе,
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе
Припев: Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли
Лучше той, что меня взрастила!
Синих рек рукава, в небе синь-синева
И светла от берёз Россия.
4. Были тысячи незавершённых дел,
Были не допеты сотни песен,
Но набат тревожный загудел
В самый лучший, в самый летний месяц.
5. Они мечтали жизнь прожить сполна,
Они хотели созидать для мира,
Но чёрным ветром ворвалась война
И закружило всё, что было мило.
6. И мечты отложив, словно книжки,
Сузив лбы в ранних складках морщин,
Уходили на подвиг мальчишки,
По пути превращаясь в мужчин.
Исполняется песня Булата Окуджавы « До свидания, мальчики!»
Группа чтецов перестраивается, сценически обыгрывается сюжет песни.
Ах, война, что ты сделала, подлая!
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы… и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ах, война, что ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги… ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведём с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Голос за кулисами:
Что вы пережили, расскажет историк,
Был сон ваш тревожен, и хлеб ваш был горек.
Да что там! Сравнения ввек не найти,
Чтоб путь описать, что пришлось вам пройти!
На сцену выходят, обнявшись, две девушки, они одеты в военную форму, кутаются в шинель, усаживаются на «валун», читают стихотворение Юлии Друниной «Зинка»:
Зинка:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнёт светлеть.
Юлька:
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
Зинка:
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется:
каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
но сегодня она – не в счёт.
Юлька:
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – нежданный приказ:
«Вперёд!»
(девушки встают и выходят на авансцену)
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
Зинка:
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Юлька:
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Зинка:
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
(Зинка отворачивается и уходит в глубь сцены, стоит спиной к зрителю, опустив голову)
Юлька:
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели о
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
(медленно уходит со сцены, опустив голову и волоча за собой шинель)
Гаснет свет, луч высвечивает скорбную женскую фигуру в длинном лёгком чёрном одеянии.
Женский голос за кулисами в микрофон читает «Плач матери» из «Реквиема» Роберта Рождественского. Чтение ведётся на фоне вокализа № 14 Сергея Рахманинова (вокал, сопрано Вероника Джиоева). На сцене хореографическая композиция.
Ой, зачем ты,
солнце красное,
всё уходишь –
не прощаешься?
Ой, зачем
с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу
прилечу
орлицей быстрою.
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький,
единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зёрнышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко моё, -
Где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,-
только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами –
за громадами…
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем
плачут матери…
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зёрнышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко моё, -
Где же ты?
Затемнение, свет. На сцене скульптурная композиция – часть мемориала на Мамаевом кургане: женщина (танцовщица) склонилась над убитым сыном.
Чтец:
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессиля,
Задремала.
И приснилось ей,
Будто бы она –
Сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Поднимается солдат из скульптурной композиции, читает на фоне музыки «Магический дудук» № 10.
Одновременно на экране сменяются фотографии ветеранов-односельчан. Фото военных и довоенных лет.
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у нас –
Мы или Родина.
На сцене два чтеца. Звучит запись (сначала тихо, а потом громче и громче) чеканной поступи солдатского строя.
1 чтец:
Плескалось
багровое знамя,
горели
багровые звёзды,
слепая пурга
накрывала багровый от крови
закат,
и слышалась
поступь
дивизий,
железная
поступь дивизий,
Точная
поступь
солдат!
2 чтец:
Навстречу раскатам
ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знамёнах
начертано
слово
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
победа!
Во имя живущих –
победа!
Во имя грядущих –
победа !..
Солист исполняет песню Михаила Ножкина «Последний бой»:
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали
А завтра, завтра, наконец, последний бой!
Припев:
Ещё немного, ещё чуть-чуть!
Последний бой, он трудный самый,
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму! – 2 раза
Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвёртый год солдатский пот и кровь рекой,
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой!
Припев: (тот же)
Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить,
А за неё и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый всё-таки надеется дожить.
Припев: (тот же)
Чтец:
Ещё стояла тьма немая,
в тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
уже вступил в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо –
и улетел солдатский сон!
Связист из полкового штаба
вскочил и бросил телефон. И всё!
Не звали сигналистов.
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов:
Плясать пустился лейтенант.
Вдруг, тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
ещё не зная,
что он поёт не на войне.
Солист исполняет песню Б.Окуджавы на музыку В.Левашова
«Бери шинель».
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой,
С войной покончили мы счёты, – 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
Война нас гнула и косила,
Пришёл конец и ей самой.
Четыре года мать без сына, - 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
К золе и к пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись, - 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин, - 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днём вчерашним? – 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
Мы все – войны шальные дети,
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете, – 3 раза
Бери шинель, пошли домой.
Чтец:
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер –
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?..
На сцену выходит чтец в военной форме, с вещевым мешком, садится на «валун», читает стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату…» Чтение сопровождается музыкой к песне «Враги сожгли родную хату…»
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошёл солдат в глубоком горе
На перекрёсток двух дорог,
Нашёл солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат – и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя – мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришёл…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только тёплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил на серый камень гробовой:
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришёл к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил – солдат, слуга народа
И с болью в сердце говорил:
« Я шёл к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Включается аудиозапись последнего куплета песни на стихи Исаковского (со словами):
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Чтец:
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспоминайте погибших за нас.
На фоне мелодии песни Я.Френкеля «Журавли»
Мы лежим под снегами,
А вверху в ослепительной сини,
Словно белые птицы,
Плывут и плывут облака…
Вы не плачьте над нами, голубые берёзы России,
Вы не плачьте, вы ждите
пока.
Исполняется танец «Журавли». Музыкальное сопровождение – песня в исполнении Елены Ваенги «Журавли»
Перечень литературы
и других материалов.
- Стихи Р. Рождественского
М. Исаковского
Ю. Друниной
Д. Кедрина
Б. Окуджавы
В. Шефнера
- Музыка:
- Песня «Священная война» сл. , муз. А.Александрова
- Песня «Красно солнышко» сл. Н.Шаферана, муз. А.Александрова
- Песня «Враги сожгли родную хату» сл.М.Исаковского, муз.
- Песня «Бери шинель, пошли домой» сл.Б.Окуджавы, муз.В.Левашова
- Песня «Последний бой» сл. и муз. М.Ножкина
- Песня «Журавли» сл.
- Вокализ № 14 С.Рахманинова
- Муз. композиция на дудуке.
3. Фотографии:
- «Солнечные» (радость)
- Времен ВОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "На улице- не в комнате,о том,ребята,помните!"
Праздник с элементами сюжетно-ролевой игры,способствует активной пропаганде ПДД,развивает творческие способности детей....
Сценарий открытого мероприятия "Мы помним. Мы гордимся"
Мероприятие для учащихся 2 класса...
Сценарий внеклассного мероприятия «И помнит Мир спасённый…»
Цель: поздравление мам и девочек; воспитание любви к близким и своей Родине. Задачи: развитие инициативы и самостоятельности, учащ...
Сценарий митинга "Гордимся и помним"
Сценарий митинга "Гордимся и помним"...
Сценарий праздника "Пока мы помним ..."
Сценарий праздника ко Дню Победы....
Методическая разработка " Помните, помните, помните...".
Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальной школы. Тема " Великая Отечественная война"....
Сценарий конкурса чтецов "Мы помним! Мы гордимся!"
Министерство образования и науки Челябинской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Челябинский педагогический колледж № 1» Сце...