"Вежливость".
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в 1 классе
Тема: «Вежливость»
Учитель начальных классов
Самбурова Марина Юрьевна
Самоанализ классного часа
Дата проведения:
Тема: «Вежливость».
Направление: нравственно-этическое.
Цели:
Обучающие:
- Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.
- Дать понятие «вежливость»
Развивающие:
- Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
- Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
- Воспитание вежливого человека.
Был проведён тематический классный час. Тема очень актуальна для детей первого класса. Ведь именно с детства ребят нужно приучать к вежливости.
Вначале перед учащимися была поставлена задача занятия, разъяснено, с какой целью оно проводится. Все ученики были привлечены к подготовке и проведению мероприятия. Во время классного часа отмечена дружеская, тёплая атмосфера. Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его.
В ходе классного часа были достигнуты поставленные цели. Дети познакомились с правилами и нормами общения между людьми. Узнали, вспомнили слова, которые позволяют доброжелательно взаимодействовать друг с другом в любой вербальной ситуации. Было дано определение «вежливости», выявлены характерные признаки этого понятия. В ходе разбора конкретных ситуаций, событий художественных произведений, поступков и поведения героев дети учились отличать культурное и неприемлемое поведение.
Одной из целей занятия являлось развитие у детей желания стать вежливыми. Анализ бытовых ситуаций, ответы показали, что ребята умеют и хотят быть вежливыми.
Благодаря классному часу на данную тему первоклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили ребятам проявить себя в умении строить предложения, общаться вежливо. На собственных примерах доказали, как хорошо знать правила общения и поведения во время разговора.
Инсценирование позволило наглядно увидеть актуальность затронутой проблемы использования добрых слов в повседневности. Наличие стихотворений, художественных произведений детских авторов помогло сделать занятие эмоциональным, показать детям, что вопросом вежливости заняты поэты и писатели, взрослые и малыши.
Конспект классного часа
Тема «Вежливость»
Цели:
Обучающие:
- Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.
- Дать понятие «вежливость»
Развивающие:
- Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
- Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
- Воспитание вежливого человека.
Оборудование и оформление: костюмы Буратино и Мальвины.
Распределение поручений: дети учат «простые правила», разыгрывают сценку.
Ход классного часа
- Ребята, мы с вами начинаем занятие по культуре поведения. Мы поговорим о том, какого человека можно назвать культурным, воспитанным, и что надо делать, чтобы и вас называли культурными людьми.
Каждый день вы встречаете множество людей – на улице, в школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.
Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий со знакомыми и незнакомыми людьми. Ему всегда важно что о нём думают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали.
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость – эти слова вы всегда должны помнить.
Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
(Ответы детей)
- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Называется она «Добавьте слово». Но слова эти необычные, а волшебные, вежливые слова.
В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний:
Утром, днём и в темноте
Те, и те, и те, и те,
Повстречавшись, непременно
Говорят одновременно… (Здравствуйте!)
- Молодцы, ребята, а теперь … расскажет нам простое правило, которое вы все должны будете запомнить.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче – здравствуй!
- Молодец! Какой же вывод мы можем сделать?
- Надо всегда здороваться.
- Послушаем следующее стихотворение.
Настали дни холодные,
И птицы перелётные,
Крылатые создания,
Летят под облаками
Куда-то в страны дальние.
Мы машем им руками:
- До встречи! … (До свидания!)
- Молодцы! А сейчас … расскажет ещё одно правило. Слушаем внимательно.
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: - «До свидания!»
- Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними?
- До свидания.
- Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку.
Встретила мышка слона на пути
И пропищала тихо и жалостно:
- Простите за дерзость,
Скажите, пожалуйста,
Как мне до вас, до слона дорасти?
Слон удивился:
- Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»!
- Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону?
- Слово «пожалуйста».
- А теперь послушайте правило, которое расскажет нам …
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «пожалуйста».
- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята?
- Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим.
- Ребята, вы уже все называли это волшебное слово. Что мы говорим, когда нам помогли или что-нибудь подарили?
- Спасибо.
- … нам расскажет простое правило.
Тебе что-то подарили,
Если место уступили,
Если в чём-то помогли,
Угощенье принесли,
Не молчи тогда, как рыба!
Говори всегда: - Спасибо!
- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать?
- Извините.
- Да, верно. Это значит «снимите с меня вину». Правило нам расскажет…
Если кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «извините».
- Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать?
- Спокойной ночи.
- Давайте послушаем правило.
Перед сном не забывай:
Спокойной ночи пожелай.
- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни. Скажите, какие же вежливые слова, волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми?
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- До свидания.
- Здравствуйте.
- Извините.
- Спокойной ночи.
- Сегодня у нас в гостях Мальвина и Буратино. Они тоже хотят поговорить с нами о вежливости.
Разыгрывается сценка
МАЛЬВИНА (приветливо). Здравствуйте, дети!
БУРАТИНО (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте.
МАЛЬВИНА. Что ты такой невесёлый, Буратино?
БУРАТИНО. Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
МАЛЬВИНА (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось? Может быть тебе надо помочь?
БУРАТИНО. А что я тебе такого сказал?
МАЛЬВИНА. Ничего особенного ты мне не сказал. Но как ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
БУРАТИНО. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной и не разговаривает.
МАЛЬВИНА. Буратино, что у тебя за тон?
БУРАТИНО. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
МАЛЬВИНА. Я заметила, что ты часто таким тоном говоришь со всеми ребятами и своими шутками их обижаешь.
ЬУРАТИНО. Я же не виноват, что некоторые не понимают моих шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну как посадка прошла?». А он обиделся и ушёл. А что плохого я ему сказал?
МАЛЬВИНА (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему не приятна «шутка» Буратино?
Дети высказывают своё мнение.
БУРАТИНО. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят, есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, а просто станем лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
МАЛЬВИНА. Очень хорошо Буратино. Но надо всегда помнить, что от доброго слова и у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Слова вежливости только тогда становятся «добрыми словами, когда говорятся приветливым тоном».
- Послушайте, ребята, какая история произошла с носорогом однажды.
Читаем рассказ С. Михалкова «Зеркало»
- Скажите, хорошо ли поступал носорог?
- Нет, он плохо относился к товарищам
- А как нужно относиться к товарищам? Можно ли смеяться над ними?
- Нет, нельзя высмеивать их недостатки. Нужно к ним хорошо относиться.
- Молодцы, ребята. Вы все знаете, как правильно общаться с окружающими людьми. А теперь давайте поможем Вове, подскажем ему, как нужно себя вести. Послушайте.
Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома…
- Что должен был сделать Вова, уходя из дома?
Проводится беседа.
Дети должны прийти к выводу, что Вова: посмотрел, опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошёл и когда придёт.
- Молодцы, ребята.
Вова пришёл к товарищу. Дверь открыла его мама. Вова сказал…
Дети продолжают разговор Вовы с мамой своего товарища.
Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…
Дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом.
- Молодцы, ребята. Вы очень вежливо все говорили. А теперь послушайте, вы все можете попасть в разные ситуации, и всегда вы должны быть вежливыми. Представьте, мама послала вас к соседке взять в дом немного соли. Как вы это сделаете?
Дети отвечают.
- Представьте, вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
Дети отвечают.
- Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
Дети отвечают.
- Молодцы, ребята. Вы всегда должны помнить правила правильного разговора друг с другом:
- Надо смотреть на того, с кем разговариваете;
- Невежливо смотреть в сторону, отворачиваться;
- Нельзя самому завладевать разговором и говорить о самом себе;
- Надо уметь слушать других;
- Во время разговора не следует размахивать руками, стараться перекричать другого.
Послушайте стихотворение, которое называется «Ежели вы вежливы».
- Ребята, вот сколько правил включил в своё правило С. Маршак. Какими мы всегда должны быть?
- Мы всегда должны быть вежливыми, приветливыми и внимательными к другим.
- Действительно, а ещё не ябедничайте, лучше помогите своему товарищу исправить ошибку. Помните, вежливыми не рождаются, вежливыми становятся!
Ежели вы Вежливы И к совести Не глухи, Вы место Без протеста Уступите Старухе. | Ежели вы Вежливы В душе, А не для виду, В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду. | И ежели вы Вежливы, То сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как Две сороки. | И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме. И помощь Ей предложите Без просьбы – То есть сами. | И ежели вы Вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьёте. | И ежели вы Вежливы, - Тому, кто послабее Вы будете защитником Пред сильным не робея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"
В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...
Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."
Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"
Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....
Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"
Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....
Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....