"Вода в нашей жизни"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Невская Алёна Вячеславовна

Занятие проводится с учащимися 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_nashey_zhizni.docx23.48 КБ
Файл slayd_shou_k_uroku.docx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного мероприятия

на тему:

«Вода в нашей жизни»

класс: 3 «В»

дата проведения: 24. 01. 2012

учитель: Невская А. В.

Цель: формирование знаний о воде как явлении природы.

Задачи занятия:

  1. познакомить   учащихся со свойствами воды, опираясь на произведения классиков русской литературы;
  2. закрепить знания детей о свойствах воды;
  3. продолжать развивать бережное отношение к природе и  умение рационально использовать воду в быту,
  4. воспитать любовь к родному краю.

Оборудование:

  1. проектор,
  2. магнитофон,
  3. диск с записями течения воды,
  4. сборники стихотворений Ф. И. Тютчева,
  5. логопедические зеркала,
  6. мультфильм «Капля», творческое объединение «Экран»,
  7. мультфильм «Ванна», творческое объединение «Экран»,
  8. стакан и чашка с водой,
  9. репродукция И. Айвазовского «Среди волн морских»
  10. инструментарий опыта (3 стакана разной формы)

Оформление доски:

  1. проблемный вопрос
  2. репродукция И. Айвазовского «Среди волн морских»

Ход урока:

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок на урок! Встаньте ровно рядом со своими местами! Проверьте, все ли у вас готово к уроку окружающего мира! Не забудьте, что мы сегодня будем обращаться также к литературному чтению.

-Посмотрите, какое прекрасное утро! За окном морозная, ясная погода. У меня сегодня отличное настроение, потому  что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Закройте глаза, скажите мысленно себе: «У меня все получится, потому что рядом со мной друзья».

-Садитесь, давайте приготовимся к уроку! Чтобы вы были внимательными и  ваши глаза не устали во время занятия, выполним зрительную гимнастику. Представьте, что вы – юные аквалангисты-исследователи и находитесь на глубине океана и вдруг перед вами проплывает незнакомая рыбка, маленькая, необычно красивая. Вы за ней тихо наблюдаете. (Учитель в это время водит рыбкой по плакату – водной глади, имитируя движения рыбки по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)

-Я предлагаю вам отгадать  загадки,  которые помогут определить нам тему нашего урока.

-Помогут мне ребята.

(Читает загадку Чернова Дарья)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)

(Читает загадку Соколов Максим)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)

(Читает загадку Машкова Ангелина)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)

-Итак, ребята, что сегодня станет темой нашего урока?  (вода)

- А зачем мы сегодня будем говорить о воде? (Чтобы узнать как можно больше о свойствах воды, чтобы узнать о значении воды в жизни человека, чтобы узнать о роли воды на Земле.)

Постановка целей урока

-Вода – наша постоянная спутница, она играет важную и незаменимую роль в нашей жизни.

-Не только мы   говорим на уроках о воде, но и русские поэты и писатели, но еще и один наш ученик Иголкин Егор.

(выступление Иголкина Егора)

-Ребята, Алена Вячеславовна!

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Нам сказали, что вода
Наша спутница всегда!..

-Вот мой вопрос: «Почему вода - наша спутница? Она же не провожает меня в школу, не встречает меня, не помогает делать домашние задания…» (проблемный вопрос на проекторе)

III. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания

-Большое спасибо! Очень хороший вопрос «Почему вода – наша спутница»? Чтобы ответить на него, проведём маленькое исследование, и поможет нам в этом мультфильм «Капля».

-Я прошу вас смотреть очень внимательно, прошу, чтобы вы заметили свойства воды. (Просмотр мультфильма «Капля»)

-Какой вы увидели воду в мультфильме? (Сильной, могучей, доброй, щедрой на свои богатства.)

-А теперь проведём опыт с сильной, могучей и доброй водой у нас в классе и определим её свойства на практике. (учащиеся проводят опыт с инструментарием)

(На столах  стоят два сосуда с водой (стакан и чашка).

-Ребята, сравните форму воды в стакане и чашке. Что вы можете сказать о форме воды? (вода не имеет формы) на  проекторе

-Перед вами стакан с водой и пустой стакан. Ученые говорят, что это инструментарий опыта. Я перелью воду из одного стакана в другой. Вода переливается? (да) Почему она переливается? (потому что она жидкая) на  проекторе

-Какого цвета вода? (она прозрачная) на  проекторе

-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона? (да) Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, хлеба. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? (нет, нельзя) Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Тогда какой вывод можно сделать? (вода не имеет вкуса) на  проекторе

-Когда мама печет пирожки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? (ничем не пахнет) Тогда какой вывод можно сделать? (вода не имеет запаха) на  проекторе

-Если поместить воду в морозильную камеру, во что она превратится? (в лед) Что такое лед? (лед-это твердая вода) на  проекторе

-А если нагреть воду, во что она превратится? (в пар) Что такое пар? (пар – это тоже вода)

(Каждый ответ ученика сопровождается записью на проекторе.)

- Ребята, тогда снежинка, капелька и «паринка» что это или кто? (это вода)

- Действительно, снежинка, капелька и «паринка» - это родные сестры!

-Молодцы, ребята! Мы с вами провели  в классе исследование (слово на доску). 

Физ.минутка

IV. Знакомство с новым материалом

-Вода - наша спутница не только в быту, она вдохновляет и творческих людей: писателей, поэтов, художников. Я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды».

-Кто знает, какие воды мы называем весенними? (Весенние воды – первые весенние ручейки, которые появляются после того, как растает снег.)

-Слушаем! (чтение стихотворения)

-Вам понравилось это стихотворение? Почему? (ответы учащихся) 

-Ребята, скажите, о чем это стихотворение?  (это стихотворение о том, как звонкие весенние ручейки несут весть о наступающей весне)

-Кто хочет прочитать стихотворение выразительно? (чтение хорошо читающим учеником)

-А можно ли в этом стихотворении воду назвать спутницей? (Можно, потому что она несет вести о наступающей долгожданной весне.)

-А кто помнит,  какой мультфильм мы смотрели в кинотеатре? Именно он поможет нам ответить на вопрос: «Какова роль воды в жизни?» (Союз зверей.)

-Для чего все звери объединились? (Чтобы освободить воду.)

-Зачем им вода? (Чтобы жить.)

-А кто собрал всю воду? (человек)

-Зачем? (Чтобы построить отель среди пустыни для богатых людей, чтобы заработать много денег.)

-Как вы думаете, люди использовали рационально воду? (нет)

-Ребята, а в этом мультфильме можно назвать воду спутницей? (да)

-Чьей она была спутницей? (спутницей животного мира)

-А была ли она спутницей человека? (да, только люди ее не правильно использовали, не экономили ее)

-А для чего человек использует воду? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.)

-Без нее мы сможем прожить? (нет)

-А я говорю: «Да!» Кто прав: я или вы?...

-Ученые доказали, что без воды человек может прожить,… но только 3 дня.

-Да, вода – это жизнь.

-Без воды мы прожить не можем.

-Вода – наша спутница.

-Мы используем в разных целях.

-Посмотрите на фотографию Земли из космоса и попробуйте доказать, что вода очень сильно нужна человеку? (На Земле очень много воды, человек использует ее в быту, в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях.)
- Найдите на глобусе участки желтого цвета. Что им обозначено? (пустыня)

-Что вы знаете о пустыне? (Воды там очень мало, поэтому там особенно бережно относятся к воде).

-А вы цените воду? Скажите мне на ушко… только честно.

-Все ответили на этот вопрос по-разному: одни берегут воду, другие-нет.

-А вот некоторые взрослые берут из крана чистую воду, а выливают грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. И мы в том числе делает также. Поэтому на Земле сейчас осталось очень мало чистой воды.

-Значит, воду надо беречь. Мы потрудились и немножко устали. Давайте отдохнем.

V.Физ.минутка

VI. Закрепление нового материала

-Вода – спутница всего живого на земле. Как мы, ученики второго класса, можем сберечь воду? Что мы можем сделать? (предположительные ответы учащихся)

-Ответ прост. Думаю, нам поможет мультфильм «Ванна». (просмотр мультфильма на  проекторе)

-Так что же надо сделать, чтобы сберечь воду? Посмотрите на эти знаки! (ответы учащихся)

-Давайте придумаем памятку с правилами: «Как сохранить воду?» (на проекторе)

1) закрывать потуже кран,

2) не бросать мусор в водоемы,

3) не выбрасывай жидкие отходы  в водоемы.

-Прочитайте и напоминайте об этих правилах родителям.

VII. Подведение итогов

-Молодцы! Ваша активная работа меня сегодня очень порадовала. 

-Итак, подведем итоги, возвращаясь к  вопросу Егора. (на доске)

-Почему вода – наша спутница? Егор, мы ответили на твой вопрос? Ты доволен? Ждем в дальнейшем от тебя таких же интересных вопросов.

-Что вам запомнилось?

-Что нового вы узнали?

-Чем поделитесь дома с родственниками?

-Понравилось ли вам заниматься исследованием?

VIII. Домашнее задание

-Придумайте волшебную сказку о приключениях доброй, сильной и щедрой воды. А помогут вам книги, которые представлены на классной выставке.

-Чтобы итог урока вам запомнился, я попросила моего консультанта подобрать и выучить стихотворение о значении воды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ученика 3 класса Егора Мирошкина Вода -наша жизнь

Прект посвященн проблеме нехватки пресной воды на Земле.  Егор изучал теоретический материали использовал собственный опыт при создании проекта. Данный проект он защищал на школьном конкурсе учен...

Презентация "Почему воду называют источником жизни"

Презентация расскажет, какое значение имеет вода в жизни человека, зачем вода нужна растениям, для кого она является природным домом....

Театрализованное представление "Наша жизнь в наших руках".

Мероприятие направлено на формирование правильного поведения детей  на дорогах  соблюдение пожарной безопасности, а также воспитание бережного отношения к собственному здоровью....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Занятие " Вода, как основная жидкость в нашей жизни"

Интересное внеклассное занятие для группы продленного дня. Расширяет кругозор о воде. Занятие содержит теоретический материал и интересные опыты....

Экологический урок по теме «Вода – наша жизнь!»

Цель урока: - Экологическое воспитание подрастающего поколения; показать необходимость воды для всего живого на Земле; научить детей бережно относится к воде....

Занятие по теме "Вода в нашей жизни"

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....