Формирование нравственной компетентности младших школьников
статья по теме
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Интенсивное социальное развитии нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, именно поэтому сегодня как никогда ранее встает проблема приобретения опыта нравственного поведения школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennoy_kompetentnosti_mladshih_shkolnikov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственной компетентности
младших школьников.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Интенсивное социальное развитии нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, именно поэтому сегодня как никогда ранее встает проблема приобретения опыта нравственного поведения школьниками.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Опыт нравственного поведения – это один из компонентов содержания воспитания, который включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств. Задача развития у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.
Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются.
Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Однако знания и понимания нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь предпосылкой для их формирования.
Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся (в школе и в не ее) у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а следовательно, формируется опыт нравственного поведения.
Необходимо отметить роль семьи в жизни ребенка. В последнее время учителя начальной школы испытывают определённые затруднения в организации воспитания младших школьников. Всё больше случаев, когда родители не отзываются на приглашения посетить родительское собрание. Чаще дети остаются без должного внимания со стороны родителей, всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают "что такое хорошо и что такое плохо".
Безусловно, современная семья очень изменилась. С одной стороны родители окружают ребёнка всеми благами, а с другой стороны - случаи безответственного отношения к детям. Что может в такой дисгармонии человеческих отношений сделать учитель? От чего зависит нравственность и безнравственность? Как повлиять на "бездушных, порой, родителей"? Эти вопросы задают себе многие учителя.
Семейная среда, стиль семейного воспитания, его особенности и недостатки, оказывают большое влияние на нравственней уровень развития младших школьников, а также на формирование нравственности школьников в современных условиях.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких чувств, как, например, радость, удовольствие, стыд, негодование и др. удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувства раскаяния и стыда за недостойное поведение – все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.
Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям:
а) организация нравственных поступков;
б) формирование нравственных привычек.
Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызывать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности, поэтому в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. В целом нравственное поведение младшего школьника определяется его установкой, которая соответствует потребностям и ситуациям.
Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения. В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения.
Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера, царящая в классном коллективе. На протяжении всех лет обучения в начальной школе необходимо создавать собственные традиции, разрабатывать законы коллектива.
Формирование личности младшего школьника, опыт положительного нравственного, социального и общественного поведения, который ребенок приобретает под руководством учителя, должны происходить в единстве с формированием у учащихся системы знаний – естественных, моральных и идейных.
Подчеркнем, что воспитание только в том случае носит действенный характер, если в его основе лежит не понуждение учащихся к развитию, а создаются внутренние стимулы к этому развитию. Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен постоянно изучать психологические особенности школьников, помогать им осознавать свое поведение и учить правильно оценивать свои поступки и действия. Эта помощь будет более эффективной, если первоисточником знаний станет опыт собственного поведения учеников, подкрепленный словесным объяснением норм и правил поведения. Лишь при условии тесной связи между правилом и конкретным поступком, в котором это правило реализуется, можно обеспечить выработку умения соотносить конкретный поступок с усвоенным правилом.
Итак, для успешного нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед школьниками как общая для всех, и для ее решения нужен коллективный подход. При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся. снижаются конфликтные ситуации, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьника, развития их творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность.
Целью работы является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования....
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....
Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".
Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...