Упражнения для развития умственных способностей младших школьников
методическая разработка по теме

Докукина Инга Юрьевна

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения на развитие умственных способностей младших школьников Выполнила: учитель начальных классов Докукина Инга Юрьевна МБУ «Школа №69» Тольятти, 2017

Слайд 2

Как организовать образовательный процесс, чтобы развить умственные способности учащихся? Какую технологию применить? Проблемы

Слайд 3

Игра является мощным стимулом интереса к учебе. Самый мощный стимул в обучении « Получилось!» Ситуация успеха. Изменять методы и приемы обучения. Интегрирование знаний, связывая темы одного курса как с родственными, так и с другими учебными предметами» Положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера. Необычная форма преподнесения материала. Парные, групповые формы работы. Исследовательские и проектные работы. Занимательность, необычное начало урока. Соревновательные формы работы. Понятие поурочный балл.( отметка за ответы в течение всего урока) Не наказывать за неудачу. Важность личности учителя. Рефлексия через оценку собственной деятельности, оценка результатов деятельности.

Слайд 4

Инновационные педагогические технологии К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; - доровьесберегающие технологии и др.

Слайд 5

МАТЕМАТИКА Гимнастика для ума

Слайд 6

Упражнение «Счёт с помехой» Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок. «Играем в считалки» По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные. Игра «Считаем вместе» Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(например: 16), то , произнося это число, вы должны будете встать.

Слайд 7

Веселый счет Задачи – шутки Задачи на смекалку

Слайд 8

Поиск девятого

Слайд 10

Игры с палочками Из 10 палочек сложите 3 одинаковых квадрата Как сложить из 7 палочек 3 треугольника?

Слайд 11

Занимательный квадрат В данном квадрате расставить числа 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы при сложении чисел по строчкам, по столбикам и с угла на угол всегда получалось число 6 . 2 1 1 1 2 1 3 1 1 3 2 2 3

Слайд 12

Сколько на чертеже различных треугольников?

Слайд 13

Задачи на логику Лена Даша Таня Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кого из них как зовут?

Слайд 14

Поиск закономерностей 1) 0, 2, 4, 6, 8… 10 2) 1, 4, 7, 10, …. 13 3) 1, 2, 4, 7, 11, …. 16 4) 4, 8, 12, … 16 3 6 9 4 7 11 5 8 13 6 9 14

Слайд 15

Разгадай ребусы

Слайд 16

Математические олимпиады в стране сказок

Слайд 17

Русский язык

Слайд 18

роль – мышка – село – лук – код – нора – рука – роща – Составь новые слова, изменив одну букву в слове

Слайд 19

Анаграммы И г р т - ТИГР едмедьв - МЕДВЕДЬ Силица – ЛИСИЦА яазц - ЗАЯЦ Парлеод – ЛЕОПАРД ражиф - ЖИРАФ

Слайд 20

Озорные буквы в пословицах Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл. 1. Трус своей лени боится. 2. Лес рубят – кепки летят. 3. Вола ноги кормят. 4. Трус кормит, а олень портит. 5. От бобра бобра не ищут. 6. В здоровом теле здоровый пух. 7. Не делай из муки слова. 8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. 9. Своя щука – владыка. 10.Не зная броду, не суйся в моду.

Слайд 21

Составь пословицу

Слайд 22

На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе. Какие слова были написаны ручкой, если известно, что: углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы разные, а третья и шестая одинаковые; кисточкой – слова, у которых седьмая и третья буквы разные, а вторая и пятая одинаковые; фломастером – слова, у которых вторая и шестая буквы разные, а первая и четвертая одинаковые. Реши задачу

Слайд 23

Игра-путешествие

Слайд 24

Прослушай фразы и запиши их по памяти Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов. Фразы для предъявления: 1. Старик на скамейке. 2. Птичка, купающаяся в луже. 3. Осенний листопад в лесу. 4. Пятно на любимой рубашке. 5. Миндальное печенье в форме ромба.

Слайд 25

Литературное чтение. Окружающий мир

Слайд 26

Определите тему урока

Слайд 27

Задания, которые можно использовать на уроках чтения, окружающего мира и других. Продолжи ряд : первый - яблоко, второй -яблоко, груша, третий- яблоко, груша, лимон, третий – яблоко, груша, лимон, апельсин и т.д. Игра «Перекличка - путанка» Учитель называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. Упражнение «Прятки» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Инструкция: найдите предметы, которые спрятались на рисунке. (Это могут быть предметы литературного произведения)

Слайд 28

Кроссворды 4. Явления природы, связанные со сменой времён года. 5. Природа, к которой относятся такие объекты как: Солнце, звёзды, воздух, вода, камни. 6. Прибор для измерения температуры. 1. Все изменения, происходящие в природе. 2. Природа, к которой относятся такие объекты как: растения, грибы, животные, человек. 3. Источник тепла и света для всего живого на Земле.

Слайд 29

Технология

Слайд 30

Танграм Танграм – это известная всему миру игра, созданная на основе древних китайских головоломок. По легенде, 4 тысячи лет назад у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он посохом попытался её собрать. Но из вновь составленных частей каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие вскоре оказалось настолько захватывающим, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали Доской Мудрости.

Слайд 31

Танграм -человечки Танграм -животные

Слайд 32

СОСТАВЬ ПО СИЛУЭТУ

Слайд 34

Упражнения, используемые на любом уроке и внеурочной деятельности: Развитие левого полушария мозга :( пальчиковые гимнастики, письмо и рисование разными руками и др. упражнения) Кроссворды Ребусы Танграммы, Оригами Установление закономерностей Сравнение понятий Анализ Синтез Обобщение

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников

О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр....

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...

Методическая разработка "Упражнения с мячами как средство развития координационных способностей младших школьников"

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников....

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...

Продуктивное обучение как дидактическая особенность развития умственных способностей младших школьников

Развитие продуктивного мышления - на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осу...