"Добро и зло" урок по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) на тему
на уроке происходит раскрытие понятий "добро" и "зло", дети учатся оценивать свои и чужие поступки в группе и прходят тест "на доброту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ
Симакова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Село Леньки
Благовещенский район
Алтайский край
Модуль «Основы светской этики»
Тема: Добро и зло
Класс : 4
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель: создать условия для раскрытия понятий «добро» и «зло»
Задачи урока:
- определить «добро» и «зло» как этические понятия и как личностные качества;
- научить коллективно определять добродетельные качества человека, индивидуально находить и определять особенности добродетельных поступков;
- научить учащихся осознанному совершению добродетельных поступков с чувством собственного достоинства;
- расширить опыт коммуникативной деятельности через работу в группах;
- следить за соблюдением принципов толерантности.
Термины: добро, зло.
Ход урока
- Организация деятельности (слайд 1)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А. Чепурова
2)Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о добре и зле. А эпиграфом к нашему уроку пусть станут слова Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому» (слайд 2)
- Как вы понимаете это высказывание?
- А хорошеть самому – это необходимо? Я думаю , вы согласитесь со мной, что хорошеть – это совершенствоваться, становиться лучше, а это необходимо всем, потому что…(слайд 3)
Добро и зло неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо
Когда добро одержит верх.
-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит будем сегодня на уроке учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру уничтожить его. Вот пример такой борьбы ….( отрывок из художественного произведения, которое знакомо детям)
- Определение смысла терминов (слайд 4)
- Как вы понимаете слово «добро»? Что значит «добрый человек», «доброе дело»? Какие еще словосочетания можете вспомнить? Как относятся люди к доброму человеку?
- Доброта может быть разная: маленькая (не делаешь сам зла, но проходишь мимо зла), активная ( делаешь добро, но проходишь мимо зла), созидательная (защищаешь слабых, противостоишь злу).
- А что такое «зло»? Как вы понимаете слова «злой человек», «злое дело»? Как относятся к злому человеку люди?(слайд 5)
- А что в жизни побеждает? Почему?
4) Закрепление понятий. Работа в группах.
- Распределите качества человека на две группы: добрые и злые (слайд 6)
(Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, вежливость, верность.)
- Давайте закрепим качества группами на доске и посмотрим, что у нас победило?
5) Работа с пословицами и высказываниями знаменитых людей (работа со слайдом 7).
- Вспомните, какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете. Объясните их смысл.
(Например:
Доброе слово лечит – злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая - бежит. Худо тому, кто добра не творит никому.)
- Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться – общение с такими людьми приносит радость.
- Ещё в lV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в l веке до н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Можно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» и «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». М. Пришвин так высказался об отношении к добрым людям: « Лучшее, что храню в себе, - это живое чувство к добрым людям». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбиц – несчастлив. И. С. Тургенев писал: « Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево.» Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания. (слайды 8-11)
- Каким делает человека доброта? (обаятельным, красивым, с выражением радости и покоя на лице)
- Какой человек может быть добрым? (доброжелательный, думающий о других, учитывающий их интересы, помогающий )
6) Подведение итогов.
- Теперь давайте выполним несколько заданий и проверим , научились ли мы отличать добро от зла.(работа в группе по карточке)
Что считается добрым поступком? | -забыть о неприятной просьбе; -помочь соседу по парте разобрать трудную задачу; -опоздать на неприятную встречу; -дать списать домашнее задание. |
Какие поступки одобряют люди? | -насилие; -унижение; -обман; -взаимопомощь. |
Что является последствием злых дел? | -радость; -дружба; -вражда; -мирное сосуществование. |
Знания о добре и зле помогают людям… | -жить в мире; -проявлять заботу о близких; -дружить. |
7) Анкетирование.
- Можно попробовать определить сейчас каждый для себя ,насколько вы добры. Хотите?
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты (слайд 12)
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
8) Обобщение и рефлексия. (слайд 13)
- «Спешите делать добро». Эти красивые, меткие и простые слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.
Доброта последнюю рубашку
Снимет с плеч своих и нищему отдаст.
Разведет сады, похожие на сказку,
И в несчастье друга не предаст.
Не обидит добрую старушку,
Приласкает малое дитя
И отдаст последнюю краюшку,
Не оставив корки для себя.
Доброта как солнце, теплый ветер,
На неё ты не предъявишь счет.
Доброта нам достается даром,
Ценится дороже всех щедрот.
Доброта в глазах лучистым светом
Отражает путь своей души.
В добром деле и решенье смелом
Все ёе поступки хороши.
Будем жить в согласии и вере,
Говорить лишь правду и не лгать!
Будем доброту повсюду сеять,
Чтобы зло потом не пожинать!
-Что хотела передать автор в этих строках?
-К чему она нас призывает?
-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (слайд 14)
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
9)Домашнее задание (по выбору)
а) Опиши свой добрый поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.
б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.
На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...
Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса
Конспект урока "Добро и зло". Модуль "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Презентация к уроку №5 "Добро и зло" по ОРКСЭ
Данная презентация дополняет урок. Даны рисунки к притче. Очень интересная музыкальная физминутка....
Презентация к уроку по ОРКСЭ " От добрых мыслей к добрым делам"
Слайды помогают восприятию сложной темы "Добро и зло"...
"От добрых правил к добрым словам и поступкам" ОРКСЭ 4 класс
презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе...
ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...
ОРКСЭ От добрых правил-добрые слова и поступки
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...