Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений.
творческая работа учащихся по теме
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_mezhlichnostnyh_otnosheniy._konflikty_i_priemy_ih_razresheniy.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений.
Подготовила:
Бызова Е.П.- воспитатель
г. Салаир
Дети, лишенные родительского попечительства, как правило, имеют сложный, противоречивый характер, часто совершают непредсказуемые поступки. Их контакты нервозны. Если на улице или в школе они охраняют своих детдомовцев от «чужих» ( домашних ), то внутри своей группы они обращаются жестоко друг с другом. Причем, это детдомовское «мы» складывается стихийно у всех детей, лишенных родительского попечительства. Эта позиция формируется из-за нереализованной любви и из-за их эмоционально нестабильного положения.
Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, я, для начала, изучила биологические особенности своих воспитанниц, среду, в которой они росли и развивались, их наследственность и прошлое. С помощью психологических методик, тестов и личных наблюдений изучила их психологические особенности.
После проведенной работы я построила диаграммы личностных характеристик, отметила черты характера, требующие коррекции и способы коррекции.
По построенным диаграммам было выявлено, что у многих девушек недостаток воли и внимания, неадекватность самооценок, а, главное, что у всех девушек высокий уровень конфликтности, агрессивности, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно решать конфликт.
Поэтому, следующей моей задачей стало: изучение культуры взаимоотношений подростков. Вообще, культура взаимоотношений – глобальный вопрос, ведь еще учеными доказано, что психологическое благополучие человека зависит оттого, как складывались взаимоотношения в детстве, отрочестве.
Изучение внутригрупповых отношений я начала с помощью социометрического метода. С его помощью были исследованы эмоционально – непосредственные отношения в группе, их взаимные симпатии, антипатии, авторитетность.
Кроме того, социометрическая методика позволила выявить лидера в группе, а также оценить ее сплоченность.
«Культура межличностных отношений. Конфликты и приемы их разрешений»
Цель: Формирование культуры взаимоотношений воспитанниц
Задачи:
1. Развивать личностные отношения к самому себе, к окружающим;
- Помочь разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками, взрослыми;
- Способствовать установлению доверительных отношений в коллективе, основанному на взаимопонимании.
Предполагаемый результат формирования культуры взаимоотношений воспитанниц :
- Развитие самосознания, отношения к самому себе.
- Восприятие окружающих людей.
- Умение избегать ненужных конфликтов, а также выходить из конфликтов.
- Формирование определенных социальных установок.
Прежде, чем приступить к формированию культуры взаимоотношений, считаю необходимым сформировать свою позицию, позицию воспитателя. Уверена, что оптимальная педагогическая позиция должна отвечать трем требованиям по – крайней мере: адекватность, гибкость, прогностичность.
Адекватность позиции определяю как умение воспитателя видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особую судьбу, замечать душевную борьбу и изменения, которые происходят в его внутреннем мире.
Гибкость – это способность перестроить отношения с подростком, методы влияния на него в связи с трансформациями в его личности.
Прогностичность педагогической позиции означает что не подросток «ведет» за собой воспитателя, а наоборот стиль общения с ним как бы предвосхищает развитие новых психических и личностных качеств.
Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе в подростковом возрасте, провожу воспитательную работу по трем направлениям:
Во – первых, стимулирую процесс рефлексии, самопознания. Для этого провожу индивидуальные и групповые беседы на темы «Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу?», «Что я умею?» и т.д.
Поощряю у подростков ведение личных дневников, обучаю их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка.
Во – вторых, для развития автономности представления подростка о себе, их относительной независимости от суждений, стараюсь создавать условия, в которых подросток мог бы безболезненно оспаривать высказанное о нем мнение взрослого.
В – третьих, для формирования правильного отношения подростка к себе, стараюсь подходить к нему как к личности, не позволять себе ничего, что неудобно или неприятно им. Всегда помню, что нельзя задевать их самолюбия. Пытаюсь смотреть на себя их глазами и отвечать на вопросы:
- Какой они видят меня?
- Чувствуют ли они, что я их понимаю? Люблю?
- Чувствуют ли себя одинокими?
- Есть ли у них основание считать меня справедливым, добрым человеком?
Постоянно говорю с моими девочками по душам. Причем, разговоры эти касаются различных тем: о дружбе, любви, семейной жизни, сексе, ценностей человеческой жизни. Совместно с медиками проводим беседы о наркомании и токсикомании, курении и венерических заболеваниях.
В своей работе использую групповые и индивидуальные беседы, дискуссии. В них отводится отработка таких навыков, как умение улыбаться, сочувствовать, приветствовать друг друга, задаваться вопросы, общаться.
Я постоянно включаюсь в общение подростков, ведь они часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют.
Особенно благоприятную возможность для межвозврастного общения детей и взрослых создает их совместный труд, какое-то общее дело. У нас это ремонт мебели, починка одежды, лыжные прогулки зимой в парке и походы в лес, купание на Гавриловском водохранилище летом, это и оформление комнаты отдыха и спален, это и совместнопроведенные мероприятия.
Участие в важных делах вместе со взрослыми формирует у подростков чувство ответственности. Для ускоренного развития этого чувства, я часто включаю свою воспитанницу помошницей в какие-то делаА иногда делаю так, что она меня заменяет. Доверие взрослого если это руководствол основано на равноправном, уважительном отношении.
Заключение
Подростковый возраст - последний период пребывания воспитанников в детском доме. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Мы стараемся, чтобы этот период был более безболезненным, чтобы они были готовы к лишению привычной опеки и образа жизни.
В сфере личный взаимоотношений моих воспитанниц есть положительные результаты: улучшился психологический климат в группе ( не стало драк, крупных ссор). Девушки научились находить компромисс в конфликтных ситуациях, повысилась активность воспитанниц, они более охотно стали относиться к проведению коллективных мероприятий в детском доме, соответственно увеличилось количество групповых дел.
Однако, стоит отметить, что невозможно полностью устранить негативные проявления характеров моих воспитанниц, учитывая их наследственность и то, что многие из них пришли к нам уже в подростковом возрасте.
Большую проблему, которую еще предстоит нам решить, это их потребительское отношение к жизни, их лживость, иногда грубость.
Для решения этих проблем, планирую работать дальше, используя опыт других более опытных педагогов и психологов.
Тематический план по формированию культуры межличностных отношений
№ п\п | Тема | Форма |
1 | «Мое отношение к себе» - Что я знаю о себе? - Что я умею ? - Что я люблю и ненавижу? - Я сама управляю собой? - Я стараюсь избавиться от вредных привычек. - Я соблюдаю санитарно - гигиенические нормы | |
2 | «Мое отношение к жизни в детском доме» - Я выполняю все правила жизни и режим дня - Я участвую в КТД детского дома - Я добрая в отношениях с людьми | разговор по душам, беседы |
3 | «Умеете ли вы общаться?» Определение уровня общительности | дискуссия тестирование |
4 | «Я соблюдаю культуру поведения» | беседа |
продолжение
1 | 2 | 3 |
6 | Определение уровня самооценки | тестирование |
7 | «Из чего возникают конфликты» | беседа |
8 | Анализ конфликтных ситуаций в группе | беседа |
9 | Определение уровня конфликтности | тестирование |
10 | Как учиться жить с людьми? | беседа |
11 | Как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций | практикум |
12 | «Ты взрослеешь, и природа предъявляет к тебе новые требования» | индивидуальные беседы |
13 | Определение уровней решительности, уверенности в себе, воли и внимания | тестирование |
14 | Изучение внутригрупповых отношений с помощью социометрического метода | |
15 | Этикет. Умение вести себя в доме и обществе. Культура общения по телефону. Как обратиться к незнакомому. | Час общения |
16 | Поговорим о доброте, отзывчивости, скромности | Беседа |
Матрица выбора
№ п/п | Кто /выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | А | 1 | 2 | 3 | ||||||
2 | Б | 1 | 2 | |||||||
3 | В | 3 | 1 | 2 | ||||||
4 | К | 1 | 2 | 3 | ||||||
5 | Л | 1 | 2 | 3 | ||||||
6 | М | 3 | 2 | 1 | ||||||
7 | Д | 1 | 2 | 3 | ||||||
8 | Е | 1 | 2 | 3 | ||||||
9 | Ф | 2 | 1 | 3 | ||||||
Количество баллов | 5 | 1 | 8 | 2 | 4 | - | 1 | 3 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....
Педагогические конфликты и пути их разрешения.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...
конфликт и способы его разрешения
конфликт и способы его разрешения...
Внеклассное мероприятие «Конфликт и пути его разрешения»
Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”...
Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте
В статье раскрыты психологические особенности неформальноо общения детей младшего школьного возраста, проблемы взаимодействия друг с другом. Предложены методические разработки коррекции проблем ...
Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.
Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. ...
Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"
Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...