Спешите делать добро!
статья по теме
В статье представлен опыт воспитательной работы с учащимися начальной школы с использованием технологии коллективного планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshite_delat_dobro.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Спешите делать добро!
Программа воспитательной работы в классе « Я живу среди людей».
Девиз программы: «Спешите делать добро!»
В начале учебного года провожу игру –диагностику «Моя вселенная», для того, чтобы узнать интересы и склонности детей. Далее проводится работа по формированию самоуправления. Классу предлагается разбиться на 5 групп (команды):Шустриков (спорт),Весельчаков (культура),Трудовичков (дежурство),Самоделкиных (пресс-центр),Чистюлькиных (порядок). Учащиеся вырабатывают правила для учащихся класса «Будь добрым!» В течение четверти заполняется табель дел групп « Наша самостоятельность и ответственность», в конце четверти подводятся итоги – выявляется команда – победитель и пятёрка учащихся – победителей. Наш класс «Аллея дружбы». На Аллее Дружбы не просто проводятся дела, а работают:
АКАДЕМИЯ ВЕЖЛИВЫХ НАУК( классные часы на нравственную тематику)
СТАДИОН «ЗДОРОВЯШКА»(участие в спортивных мероприятиях, кл.часы о ЗОЖ)
ФАБРИКА СЮРПРИЗОВ(проведение праздников)
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА «ТУРИСТЯТА»(экскурсии, походы, поездки)
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА(конкурсы рисунков, поделок)
БЮРО ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ(выполнение поручений и заданий, добрые дела)
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ - ПОСТ СВЕТОФОРЧИКА(классные часы по ПДД)
Для того чтобы спланировать классные дела, использую технологию коллективного планирования – это совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определённый период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.
Коллективное планирование.
В начале учебного года в беседе необходимо увлечь детей перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:
- Увлечение радостной перспективой. Приёмы: « Давайте помечтаем»,
« Давайте попробуем», « Представим себе, что…»
- Увлечение добрым делом. Приём: «Кому необходима ваша помощь?»
- Увлечение творчеством. Приемы: « Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными».
- Увлечение необычным, таинственным, загадочным: « Почему?», « Что за этим скрывается?», « Кто разгадает тайну?», « Самое таинственное на свете…»
Далее идёт объединение вопросов, которые помогают детям в планировании, развивают их творческую мысль:
Что сделаем? Какие коллективные творческие дела? Для кого?
Когда сделаем? Кто участвует? С кем лучше провести это дело? Как организовать подготовку? Кому доверить руководство делом ( совет коллектива, совет дела. творческая группа, инициативная группа)?
При этом учитель не диктует, не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, отвечает на все вопросы. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.
Приемы организации коллективного планирования.
- Творческий конкурс между группами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов.
- « Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: твои предложения к плану на новую четверть ( год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? за какое дело возьмешься?
3. Спецвыпуски классных школьных газет. Например : « Моё предложение!», « Каким быть нашему классу?»,
4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть ребята придумают свои дела: коллекционеры – свои дела, художники – свои, туристы – свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, группы.
5. Защита дела. Группы ребят, отдельные ученики готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
6. Копилка интересных предложений ( «банк идей»). В классе вывешивается ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.
7. Разведка интересных и полезных дел. « Разведка» потому, что группе детей даётся коллективное задание что-то найти, узнать, разведать.
Формы коллективного планирования
1. Игра – эстафета « Коллективное планирование»
-Разведка интересных дел ( РИД): поиск интересных мест ( музей, театр),поиск тем, проблем, которые обсудим; поиск людей, кому могли бы помочь;
- Проведение игры. Каждая группа получает карточку со стихотворением, призывом, отвечает и записывает ответ.
Образцы карточек.
Предложения свои поспешите выдвигать и на этом же листке не забудьте записать.
Всё приветствуется без исключения! Подключите своё воображение!
Ответьте на вопрос: « Какие добрые дела хотели бы сделать?»
1 группа | 2 группа |
3группа | 4 группа |
2. Путешествие экипажами.
1 этап. Разбиение на группы (5-6 человек). Выборы капитана.
2 этап. Каждая команда придумывает название своему кораблю. Командам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии. Дается задание: пройти 5 станций.
3 этап. Каждая команда начинает своё путешествие по станциям согласно маршруту. Время работы на станции 5-7 минут.
Название станции | Вопрос, на который необходимо ответить каждому |
«Хобби» | Чем я люблю заниматься в свободное время? Чем бы я хотел заниматься? |
« Что? Где? Когда?» | Хочу побывать с классом ….. Хочу посмотреть и обсудить в классе…. |
« Слабо» | Я умею и могу научить ребят… Могу провести в классе … |
« Ромашка» | Я очень люблю… Я не люблю… |
« Очевидное – невероятное» | Если бы я был классным руководителем, то я сделал так, чтобы… |
«Опыт» | Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта и хотелось бы провести в классе… |
4 этап. Отбор дел в командах – каждая команда выдает 2-3 дела и готовит их рекламу.
5 этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела. Каждая группа выбирает 4 дела.
Чтобы ребятам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставляю им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект или свой. Важно не упустить любую инициативу, идущую от детей, особенно пассивных.
Активными участниками классных мероприятий являются родители, которые также принимают участие в коллективном планировании классных дел.
Вся проводимая воспитательная работа приносит хорошие результаты: дети активно участвуют в праздниках, конкурсах, делах; повысился уровень воспитанности; уровень развития самооценки.
Доброе дело будет сделано только тогда осознанно и от всей души, когда оно будет придумано и спланировано самим ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Спешите делать добро"
Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...
Занятие "Спеши творить добро людям"
Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи: - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые поступки,...
Внеклассное мероприятие "Спешите делать добро"
Внеклассное мероприятие на тему "Спешите делать добро" 4 класс....
Спешите делать добро 2 класс
Классный час для 2 класса...
Внеклассное мероприятие на тему: "Спешите делать добро"
Внеклассное мероприятие на тему: "Спешите делать добро" для учащихся 1-4 классов...
Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро и «З...
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека. Задачи:1. Формировать у детей:представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;умение правильн...