"Мой сосед по парте"
классный час (4 класс) на тему
Классный час, который был представлен на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.moy_sosed_po_parte.docx | 27.45 КБ |
klassnyy_chas_semeynye_tradicii.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Мой сосед по парте»
Цель: Сплотить коллектив, предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.
Задачи:
O Воспитывать потребность в нравственных поступках и делах через гуманизацию и демократизацию личностных отношений.
O умение терпеливо относиться к недостаткам других
O умение быть милосердным
O умение слушать и анализировать свои и чужие поступки, обсуждать проблемы класса
Форма: час откровенного разговора.
Оборудование:
1 Сердечки с именами.
2) Выставка книг о дружбе, о школе
3) листочки бумаги и фломастеры
4) презентация
2) Сердечки со значением имен.
3) Анкеты с вопросами
Ход урока
1.Слово учителя.
Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы посвятим сегодня наш классный час теме «Твой сосед по парте»
Стихотворение
О. Высоцкая
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик!»
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: «Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
— Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить —
Должны вы знать об этом!
Вопросы:
1) В чем мораль стихотворения?
2) А так ли вы хорошо знаете своих одноклассников?
(Викторина)
1) Сколько у нас мальчиков и сколько девочек? (.)
2) Назовите самое короткое имя мальчика? () Девочки? ()
3) А самое длинное? (.)
4) У кого день рождения раньше всех в году?
5) В каком месяце у нас больше всего именинников).
6) Составьте рассказ, опираясь на вопросы, о своём однокласснике (однокласснице)
Выступления учащихся.
Вопросы.
1. Его (её) имя, и что оно означает в переводе на русский язык?
2. День рождения. Знак зодиака.
3. Есть ли у него (нее) братья, сестры: (как зовут)
4. Какие домашние животные живут у них дома?
5. Чем увлекается в свободное время?
6. В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?
7. Есть ли у него ( у нее) друг в школе?
8. Можно ли на него положиться в трудную минуту?
9. Что бы ты пожелал (а) ему (ей) в день рождения?
Работа с понятиями.
- Допустим, вы пишете сочинение на эту тему, какие слова возьмете опорными?
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Коллектив — группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.
Взаимопомощь — помощь друг другу.
Товарищ — человек, близкий по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
Работа в творческих группах.
Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, попробуем решить жизненные ситуации и, исходя из них, сделать важные выводы. (Ситуации).
1 гр.
За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа третьеклассников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
- Как поступить в такой ситуации?
А) ходить другой дорогой;
Б) убежать;
В) сказать старшим;
Г) самим попробовать справиться.
2 гр.
На школьном утреннике
Клоун — на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко —
И слышится хохот.
Школа взрывается -
Залпами смеха:
Клоун — первоклассница! -
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
Мне не охота
От смеха давиться!
Шепчутся девочки:
Ей не до смеха:
Танька не терпит
Чужого успеха.
АБарто
- Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха.)
З гр.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? -громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
• Хлопают все присутствующие;
• Только девчонки;
• Только те, кто любит вкусно поесть;
• Только те, кто опаздывает на уроки;
• Только те, кто хорошо учится;
• Только те, кто не любит каникулы;
• Только те, кто любит сладкое;
• Только те, кому нравится играть в футбол;
• Только те, у кого прекрасное настроение.
Законы дружного коллектива:
O Умей радоваться успехам другого.
O Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.
O Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.
O Вы вывели три закона дружного коллектива. Естественно, это не все законы, по которым живет дружный коллектив.
Потренируемся в их выполнении.
Тренинг.
Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (учебе, спорте...).
Утешьте в связи с какой-то неудачей... Поддержите.
Предложите помощь в учебе...
Вывод учителя: Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба. Мне, как взрослому человеку, радостно слышать, что вы стали друг к другу обращаться по именам. И чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам сердечки с толкованием ваших имен.
Давайте, ребята, вспомним такие добрые слова кота Леопольда из мультфильма «Давайте, ребята, жить дружно!». Посмотрим внимательно друг на друга, улыбнёмся и подарим дружеские шаржи.
“Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!”
Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, плодотворно он работал.
.
Предварительный просмотр:
Классный час: « Семейные традиции»
Цель проведения
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Изучение семей классного коллектива;
- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Ход классного часа
- Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
-Приходилось ли вам составлять генеалогическое древо?
Если нет, попробуйте составить. Конечно, у вас в них не будет 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше. А когда составите свою родословную, сохраните ее для своих потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
- Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… А в вашем классе есть семьи, где сформировались династии?
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
- Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
- Во многих семьях есть традиция совместного проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
- Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
- Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
- У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
- Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа,редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Дети называют блюда, традиционные в их семьях.
- Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
(Алфавит.)
20. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сиди правильно" правила посадки за партой.
Презентация доступно расскажет учащимся 1 классов о том как правильно и как неправильно сидеть за школьной партой....
Классный час по теме: "Мой сосед по парте"
Классный час по теме: "Мой сосед по парте"...
Классный час "Мой сосед по парте"
Классный час «Мой сосед по парте»Цель: предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга....
урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"
Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...
Психологическое занятие по теме "Сотрудничество с соседом по парте"
Цель занятия - обсудить с детьми необходимые умения для сотрудничества с соседом по парте через ролевое проигрывание знакомых народных сказок....
Открытое мероприятие "Парта героя" по проекту партии "Единая Россия".
В феврале 2018 года партией "Единая Россия" был выдвинут проект "Парта героя", помогающий школьникам узнать много интересного о своих героях- земляках. Благодаря этому проект...
Партии разные нужны, партии разные важны или о роли каждой партии в оркестре
Что такое ансамблевая игра, какова роль каждой партии в ансамбле...