Азбука гражданина
классный час (4 класс) по теме

Немтинова Юлия Владимировна

Целью данного внеклассного занятия являются:

-развитие представление о том, кто такой гражданин;

-развитие умения отличать поступки гражданина от поступков обывателя;

-развитие умения правильно оценивать поступки людей;

-развитие интереса к знаниям по правовой тематике;

-формирование и различение понятий права и обязанности;

- ознакомление с правами и обязанностями граждан страны;

-знакомство с понятием закон;

- воспитание любви и уважения к своему Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_grazhdanina.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: АЗБУКА ГРАЖДАНИНА

Уметь: отличать поступки гражданина и обывателя,
правильно оценивать качества человека.

Знать: символику нашей страны, обязанности и

права человека, для чего необходимы законы
законы любой страны.

Методы: беседа, рассказ, проблемные вопросы.
Тип урока: вводное занятие.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Оборудование: кроссворд, карточки с буквами и
качествами (положительными и
отрицательными). Презентации с изображениями
флага, герба, гномика, записью  гимна страны.

ХОД УРОКА.

ПЛАН:
1. Оргмомент.
2. Активизация темы.
3. Изложение нового материала.
I) Что такое Родина?
II) Символика нашей страны.
III) Права и обязанности.
4. Закрепление нового материала (задания).
5. Выводы о работе класса.
6. Домашнее задание.

  1.  Проверка готовности к занятию.
  2.  Каждый из нас должен заботиться о своей стране, чтобы она была сильной,
    процветающей и великой державой. Постараемся разобраться, что нам для этого нужно.

3.1.         Славься Русь святая и земная

В бурях бед и в радости побед

Ты одна на всей земле родная
И тебя дороже нет.

Ты полна любви и силы
Ты раздольна и вольна
Славься Русь Великая Россия
Наша светлая страна.

Русь моя всегда за все в ответе
Для других ты не щадишь себя
Пусть хранит тебя на белом свете
Правда, вера и судьба. (Р.Казакова).

Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно и ними
появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?
Что обязаны делать и чего не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют?
И так далее.

В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свете появились законы.
А для чего нужны законы? (...)

Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? (...)
Каждый человек имеет имя и фамилию. А какое название носит наша страна?
П. Чтобы страны друг от друга отличались были придуманы специальные символы:
флаг, герб и гимн.

ФЛАГ. Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский Государственный
Флаг. Он имеет 3 цвета. Какие? (...). Откуда же взялись эти 3 цвета. Петр I позаимствовал
эти цвета у герба города Москвы (демонстрация герба).

Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа.
ГЕРБ, (демонстрация). Это официальная эмблема государства. Российский герб - это
двуглавый орел, на груди которого расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем
на белом коне. Сам орел имеет 3 короны. В одной лапе у него - скипетр, в другой -
держава. Это древние российские символы государственной власти.

Третьим государственным символом России является её ГИМН (класс слушает отрывок
гимна).

Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в
будущее.

Я точно знаю, кто впервые

Давным - давно сказал: «Не трусь!»

Тогда сказала так Россия ... если кратко Русь ...

Смотри! О том ведь кто - то спросит

Не трусь, а значит и не лги

Тогда друзья в беде не бросят,

И побоятся бить враги.

Чтобы наша страна была великой державой, в ней должны соблюдаться законы. А для
этого мы должны знать о своих обязанностях и правах. Они есть у всех - у взрослых и
детей.

Какие обязанности есть у вас? (...)

Права? (...)

Люди, которые выполняют свои обязанности являются гражданами.
ГРАЖДАНИН - мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо
своего народа. Какими качествами должен обладать гражданин? (...)
4.1. Сегодня к нам в гости пришел гномик и попросил выбрать и подарить ему хорошие
качества, которые необходимы в жизни. (На доску прикрепить гномика, слева и справа
прикрепляются положительные качества. - отрицательные и положительные качества
написаны на карточках).
Мужество         +

Скромность +
Жестокость        -
Милосердие        +
Справедливость  +
Искренность  +
Честность        +

Хвастливость         +
Любовь к Родине  +
Трусость                -
Эгоизм                -
Лживость                -

2 варианта работы

а) Отрицательные качества мы спрячем в шкатулку и закроем на замок, чтобы эти
качества нам в жизни не мешали.

б)Напишите красным цветом положительные качества, чёрным- отрицательные качества.

Учитель делает жест: отталкивает от себя отрицательные качества ладошкой.

-Когда мы делаем такой жест? (Когда хотим отгородиться.) Накройте ладошкой

отрицательные качества, а положительные обведите красным цветом.

2. А теперь следующее задание. Перед вами качества человека. По первым буквам этих

качеств нужно составить слово. (Определить значение качеств...)

Аккуратность, Агрессивность, Ненависть, Искренность, Доброта, Жадность,
Работоспособность, Гуманизм, Недоброжелательность.
(слово -
 гражданин)

  1. А теперь давайте попробуем составить рассказ о гражданине (...)
  2. Какие из выше названных качеств присущи гражданину, а какие нет?
    (Выводы о работе класса.)
  3. Для того, чтобы лучше разобраться в качествах человека , вы с учителем должны
    заполнить кроссворд , ключевое слово в котором ОБЫВАТЕЛЬ.

-Подберите качества человека , характеризующие обывателя. Какие это будут
качества: хорошие или плохие?

0

б

ы

в

а

т

е

л

 

ь

Ответы: трусость, болтливость, стыдливость, равнодушие, жадность, хитрость,
предательство, лживость, лесть.

7. Составить азбуку ГРАЖДАНИНА - к буквам подобрать качества, характеристики
гражданина:

А, Б, В, Г, Д, И, Л, М,Ч.

(аккуратность, бережливость, вежливость, героизм, доброта, искренность, любовь,
милосердие, честность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Классный час "Азбука права. Я - гражданин"

Урок "Азбука права. Я – гражданин"(Сценарий единого классного часа, посвященного20 летию Конституции РФ)Цель:1. Ознакомить детей с Конституцией России;2. Дать первоначальные знани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...