Внеклассное мероприятие "М.В.Ломоносов"
классный час (4 класс) на тему

Любимова Наталья Николаевна

Данный материал возможно использовать при проведении классного часа, внеклассного мероприятия.Тема жизнь и открытия  М.В.Ломоносова. Мероприятие для учащихся 3-4 классов. особой подготовки не требуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования

с углублённым изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

«М.В.Ломоносов»

ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Любимовой

Натальи Николаевны

г. Козьмодемьянск  2012.

Паспорт занятия

  1. Класс 4
  2. Продолжительность 40 минут
  3. Занятие кружка «Введение в историю»
  4. Тема «М.В.Ломоносов»

5. Цель занятия – сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;

6. Задачи:

Образовательные: познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.

Развивающие: способствовать развитию речи детей; развивать внимание и мышление учащихся, развивать кругозор,

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах, гордость за выдающихся ученых нашей страны.

7. Планируемый результат:

познавательные УУД – формировать умения применять ранее полученные знания;

коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

личностные УУД: формировать основы гражданской позиции;

8. Основная мысль занятия: активный, творческий, трудолюбивый человек может добиться в жизни многого.

9. Основные понятия: детство, юношеские годы ученого, открытия Ломоносова.

10. Дидактические средства: историческое домино на тему «Деятельность Петра I» на партах у детей; портрет М.В.Ломоносова; даты его жизни; отрывки из произведения С.Переверзенцева; презентация по этапам жизни Ломоносова; кроссворд по теме.

11. Средства ТСО: интерактивная доска; проектор, компьютер, выход в сеть интернет.

12. Список используемой литературы;

1. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл нач. шк. В 2 ч. Ч.2/А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 160с.: ил. – (Зелёный дом)

2. М.В.Ломоносов. Классики физики/ Б.Б.Кудрявцев. – М.: Просвещение, 1955. – 125с.

3. Михайло Ломоносов. С.Перевезенцев. – Ярославль: «Белый город», 2003. – 47с.

4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «Вако», 2004. 368 с.

5.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=5&text=город%20Ломоносов&img_url=www.ras.ru%2FFStorage%2Fdownload.aspx%3Fid%3Ddbf4c4ba-b109-4ee5-86c5-692f63ff550d&type=photo

6.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=7&text=город%20Ломоносов&img_url=www.vmireinteresnogo.com%2FContent%2FArticleImages%2F864%2F2.jpg%3F9857750938293741305&type

7.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=39&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2&img_url=static1.purepeople.ru%2Farticles%2F4%2F20%2F24%2F%40%2F15939-moskovskij-0x414-1.jpg&type=photo&rpt=simage

8.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=16&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%83&img_url=www.mosgid.ru%2Fimage%2F1287656509_366.jpg&type=photo&rpt=simage

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начало мероприятия

  1. Оргмомент.

  1. Вступительная беседа.


-  Посмотрите на портрет. О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов?

- Давайте обозначим годы его жизни.  Родился Ломоносов в 18 веке, это первые две цифры. Вторые две цифры одинаковые и если их сложить, то получиться два. Назовите дату рождения Ломоносова.

Прожил на свете Михаил Васильевич 54 года. Назовите дату смерти ученого.

- Во время правления какого царя родился М.В.Ломоносов?

- Какие перемены произошли в России при Петре I?

Дети отвечают на вопросы учителя

(О Ломоносове)

(ученый)



(1711г)

(1765г)

(Петра I)

3. Игра «Историческое домино».

- На партах у вас Историческое лото. Тема «Правление Петра». Соберите его.

Приложение 1.

Проверка:

1. Самое высокое здание в России в 17 веке. (Петропавловский собор.)

  1. Первый музей. (Кунсткамера)
  2. Россия стала империей с (1721г)
  3. Первая русская газета. (Ведомости)
  4. Главная улица Петербурга. (Невский проспект)
  5. Строительство Петербурга началось с (Петропавловской крепости)
  6. Дедушка русского флота (ботик)
  7. Построена в честь Александра Невского (Александро – Невская лавра)
  8. Главная улица Петербурга (Невский проспект)


Дети собирают «Лото»

Основная часть занятия

  1. Рассказ учителя о жизни М.В.Ломоносова.

Петр I дал сильный толчок развитию страны, что уже ничего не могло остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который, будучи сыном поморского рыбака, стал величайшим русским ученым.

На партах у вас лежит текст. Прочитайте его. Приложение 2.

Найдите в тексте ответы на вопросы, которые я сейчас задам.


1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море?

- Для чего они выходили в море?

- Как вы думаете, легко ли было 10-летнему мальчику на корабле?


Учитель читает следующий отрывок:

Когда Михайлу исполнилось 10 лет, отец сказал ему: «Весной пойдёшь со мной в море рыбачить». Далеко уплывало рыбачье судно. Много работы было у мальчика во время лова. Покрасневшими от холода руками он помогал ставить и вытаскивать сети, выбирать рыбу, солить улов. Соль разъедала пальцы, от тяжелой работы ныли руки и спина. Работа в суровом море сделала Михаила упорным, сметливым, наблюдательным.


2. Кто был первым учителем Ломоносова? Звали его Иван Шубный.

-Начало 18 века, Архангельск, как выдумаете, по каким книгам учился Ломоносов читать?

-Читать он научился достаточно поздно, лет в 11 – 12. Однажды у соседа он обнаружил 2 книги. Это были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, они стали любимыми книгами. Молодой Ломоносов выучил их наизусть.


3. Какими качествами характера обладал юный Ломоносов?

-Какие поступки говорят о том или ином качестве?




Рассказ учителя о годах учебы М.В.Ломоносова. Приложение 3. 

Рассказ сопровождается показом презентации.







Дети читают текст.

Дети находят ответы в тексте

в 10лет

ловить рыбу

Думаем, ему было не легко









Дьячок местной церкви.


По церковным





Любознательность, наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, упорство,

 смелость, решительность

5. Предварительная поисковая работа.

М.В.Ломоносов был первым великим русским ученым. Он сделал много важных открытий в физике и химии, он занимался астрономией, историей, литературой, русским языком и многими другими науками.

Некоторые из вас перед нашим уроком получили задания. Давайте послушаем, какие ответы вы нашли? Рассказ детей предваряет показ слайдов.

1. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительную трубу.)

2. Назови учебное пособие, в котором Ломоносов разработал правила грамматики русского языка? («Русская грамматика»)

3. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? (Атомов и молекул.)

4. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? (Открытие атмосферы на Венере.)

5. Назовите открытие Ломоносова в области изобразительного искусства?

6. Чем знаменита дата 25 января 1755 года?


Это лишь маленькая часть того, что изобрёл Ломоносов.

В начале марта 1765 года Ломоносов заболел. К «ломоте» в ногах прибавилась сильная простуда. Через месяц, 4 апреля 1765 года, в 5 часов вечера его не стало. Но остались после него дела, во славу России совершённые. Остались ученики – ученые, художники – те, кто продолжил его начинания. В наши дни, ученым за наиболее выдающуюся работу в области естественных наук, вручают золотую медаль имени Ломоносова.


За несколько дней до урока дети получили вопросы, на которые они искали ответы и оформляли их на отдельных листах.


Возможно распечатать текст вместе с иллюстрацией.

Итог занятия

6. Разгадывание кроссворда.

По вертикали:

1 – Город, неподалёку от которого родился М.В. Ломоносов. 2 – Название морского судна Ломоносовых. 3 – Научное учреждение в Петербурге, где трудился Ломоносов. 4 – Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел. 6 – Планета, которую изучал Ломоносов. 7 – Международный язык науки 18 века. 8 – Город, где Ломоносов учился в Славяно – греко – латинской академии.

По горизонтали:

5. Прибор для определения сторон горизонта. 9 – Выдающийся русский ученый 18 века. 10 – Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. 11 – наука, которая изучает небесные тела.


7. Итог занятия:

- Каким человеком был Ломоносов?

- Благодаря чему раскрылся талант Ломоносова?




- В чем раскрылся талант Ломоносова?



Запишите на листочках 2-4 слова, что для вас самое важное было на этом уроке.


После этого учитель выходит на сайт www.wordle.net и набирает несколько пар слов, создаёт «облако слов» и распечатывает его.



Дети работают на интерактивной доске.










Талантливым

Благодаря трудолюбию, упорству, активности, энергичности этого человека, талантливости

В том, что он сделал огромный вклад в развитие русской науки.

Дети записывают на листочках слова.

8. Вручение памятных ломоносовок.  Приложение 4. 



Предварительный просмотр:

Будущие «Атомы и молекулы»

Атомы Ломоносов называл «нечувствительными частицами» и характеризовал их как материальные (вещественные), обладающие движением и протяжённостью. Он предлагал различать как бы «два уровня» этих частиц, две их формы: элементы – мельчайшие неделимые первочастицы и корпускулы – делимые в силу того, что они являются ассоциациями элементов. Следует отметить, что это различение элемента и корпускулы можно назвать предвосхищением позднейшего открытия атома и молекулы. 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Историческое лото

Город на Неве

Главная улица Петербурга

Самое высокое здание в России в 17 веке

Построена

в честь Александра Невского

Строительство Петербурга начиналось с

Празднование Нового года

Первый музей

Первая русская газета

Дедушка русского флота

1721 год

Историческое лото

Санкт - Петербург

Невский проспект

Петропавловский собор

Александро-Невская лавра

Петропавловская крепость

1 января

Кунсткамера

Ведомости

Ботик

Россия стала империей



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Михайло Васильев сын Ломоносов. Автор Сергей Перевезенцев.

Суров русский Север. И люди на Севере природе под стать – крепкие душой, надёжные в дружбе. Одно слово – поморы. И живут они около морей Белого и Баренцева.

Зимой жизнь ведут в деревнях и сёлах, а чуток потеплеет – выходят в море. Рыбу ловят, на тюленей охотятся, грузы перевозят. И так до осени ищут они в море свою удачу. От моря-то вся жизнь их зависит.

В нынешний летний день, слава Богу, погода поморам благоприятствовала. Кормщик корабля «Святой архангел Михаил», а чаще просто «Чайка» Василий Дорофеевич Ломоносов твёрдой рукой направлял своё судно вдоль берегов в открытое море. Узкие протоки нужно пройти до прилива, а то ведь как накатит океан – батюшка, так встречные волны поднимаются до семи саженей. (сажень – около 2 м) Вот и подгоняет Василий Дорофеевич рыбаков, торопит их. А Михайло опять зазевался! С 10 лет ходит единственный сын Василия Дорофеевича с отцом в море, уж 20 лет скоро исполнится. А он всё по сторонам норовит посмотреть! О природе, видишь ли, всё знать хочет!

«Нет, - думает Василий Дорофеевич, - пора женить парня. Правильно Ирина Семёновна на него жалуется: книжки все читает, учиться хочет. А дело-то мое кто наследовать будет? Чай, не бедным его женю: и земля у меня есть, и галиот. Ремесло надежное. Права Ирина Семеновна, хоть и мачеха она Михайле, поучился маленько, и хватит...»

- Михайло! — закричал Василий Дорофеевич грозно. — Ты что опять ворон считаешь?! А ну берись со всеми!

- Берусь, тятя! — отвечает сын, а сам на берега поглядывает. И все же успевает крикнуть отцу с носа галиота, где сидел: — А ведь красиво! И занятно так! Сколько же подземных тайностей здесь, коли снаружи такая красота!

Василий Дорофеевич невольно и сам по сторонам оглянулся. И увидел он высокие берега. Иногда в тех местах, где вода берег подмоет, великие дубы и ели повисают вниз вершинами, держась за землю только кореньями. Иные деревья долгое время остаются зелены и по осени. А и вправду красиво!

- «Ох, Господи, и меня заразил Михаила!» — вздрогнул Василий Дорофеевич. И чтобы сына острастить, сказал:

- Да уж, богаты наши края! Вон, недалече от Кольского полуострова, в маленькой речке ловят раковины жемчужные в глубоких местах. Вот это да!

- А как же ловят? — спросил Михайла, не отрываясь от парусов.

- А так: один или два человека держат веревку с одного или с обоих берегов и ловца вниз помалу спускают. А раковины вынимают длинным шестиком, на конце расщепленным. В эту-то расщелинку и захватывают раковинку заострый конец.

И видит Василий Дорофеевич: разгораются у Михайлы глаза любопытством, как у дитяти малого. И опять не до работы ему, новые вопросы на языке вертятся. Да и сам Михайло как будто не на галиоте, а уже раковины ловит...

«Господи, помилуй! — восклицает в душе Василий Дорофеевич. — Ну ничего парню сказать нельзя, как чего расскажешь, только хуже!»

Парню бы в дело отцовское впрягаться, а он только об учебе мечтает. И пишет, и читает, и считает лучше всех. И учителей местных превзошел! Один из дьячков местной церкви так и вообще упал перед Михайлой на колени и сказал, что больше ничему научить его не может.



Предварительный просмотр:

Ночезрительная труба

На собрании Академии наук 13 мая 1756 года  Ломоносов показал «машину, придуманную им для усиления света». Как можно судить по краткому латинскому описанию, «машина» состояла из зрительной трубы около двух футов длиною (60 см), с объективом в три-четыре дюйма диаметром и соответственным окуляром. «Машина» предназначалась Ломоносовым для наблюдения ночью за кораблями и скалами на море. «Из опыта найдено, – говорилось в описании, – что в эту трубу в темноте видно лучше, чем без нее».

Подробнее:http://www.ng.ru/science/2011-11-23/11_tube.html



Предварительный просмотр:

Открытие атмосферы на Венере.

Одним из самых важных и известных достижений Ломоносова было его открытие атмосферы на Венере. 24 июня 1761 года Венера проходила через солнечный диск, и это явление наблюдали через телескоп десятки астрономов не только в России, но и в других странах. Ученые внимательно вглядывались в небо, стараясь не пропустить тот момент, когда произойдет контакт дисков Солнца и Венеры. Во время этого опыта астрономы предполагали уточнить расстояние от Земли до Солнца.

После того как диск планеты стал отчетливо виден на фоне солнечного, Ломоносов заметил небольшую дымку на крае солнечного диска. Когда же Венера подошла к другому краю, на нем появилась выпуклость, которая вскоре исчезла, после чего диск некоторое время имел такой вид, как будто его край был срезан.

Эти явления были замечены не только Ломоносовым, но и другими астрономами. Однако только русский ученый смог правильно объяснить их.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Рассказ о годах учебы М.В. Ломоносова

Как мы уже слышали, жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее и сильнее. 7 декабря 1730 года, Михайло тайно справил себе паспорт в Холмогорской канцелярии и стал готовиться к уходу из дома. Дома он ничего не сказал, всё равно бы не отпустили. Одолжил денег, взял свои любимые книги и тайком с рыбным обозом отправился в Москву.

Неприветливо встретила Москва молодого рыбака, жаждущего знаний. У Ломоносова здесь не было ни родных, ни знакомых, а в кармане ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но Ломоносова ничего не могло остановить! Михайло хотел поступить в Морскую навигационную школу, но попасть туда не представлялось возможным. Требовался документ о том, что он дворянин. Такого документа естественно у него не было. Тогда он отправляется по совету знакомых в Славяно – Греко – латинскую академию. Располагалась она Заиконоспасском монастыре. При поступлении назвался дворянским сыном, а знания молодого человека так поразили экзаменаторов, что он был зачислен в штат учеников с жалованьем 10 рублей в год.

А жизнь ученическая – тяжкая штука. Десять рублей в год – 3 копейки в день! Так что все годы учения жил Михайло впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся две копейки уходили на бумагу, чернила, обувь и другие нужды. Иногда, правда, деньгами земляки помогали, когда в Москве бывали. Единственное – никогда не обращался Михайло за помощью к отцу, который был против учёбы сына в Москве.

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

За год Михайло перешел и низшего класса в третий. А ещё год спустя так освоил чужеземную латынь, что мог сочинять на ней небольшие стихи. Латынь же для ученого человека – первое дело. Язык европейской науки! Но ведь Ломоносов начал и греческий учить. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир – мир книг, хранившийся в библиотеке Спасского монастыря. Тут уж не до того, чтобы слезу пускать по поводу нищеты. Время бы найти кусок хлеба проглотить в коротких перерывах между чтением! Именно в эти годы Ломоносов написал своё первое стихотворение.

Услышали мухи медовые духи,

Прилетевши, сели, в радости запели.

Егда стали ясти, попали в напасти,

Вязли бо ноги.

-Ах! – плачут убоги, -

Мёду полизали, а сами пропали.

За три года Ломоносов окончил шесть классов. Затем испросил разрешения поехать в Киев, в Киевскую Академию. Однако и в Киеве Ломоносов не смог утолить жажду познания. Изучал он там науки о природе – физику, химию, минералогию. (наука о полезных ископаемых) Вернувшись в Москву студенты узнали отличную новость – лучших учеников Спасских школ правительство направляло на учебу в Петербургскую Академию Наук. Это было лучшее научное учреждение науки в России. И здесь Ломоносов проявляет во всю мощь свои таланты. И уже через три месяца его отправляют, а Германию для изучения химии и горного дела.

Ломоносов прожил за границей около 4 лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, стал считаться одним из самых образованных людей в России. Из Германии свои стихи он послал в Россию, в Академию. Здесь все были поражены лёгкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворце императрицы. С этих пор пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России.

Пройдите землю, и пучину,

И степи, и глубокий лес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет.

После учебы в Германии устраивается Михаил Васильевич на работу в ту же Петербургскую Академию, где до этого учился.

Впоследствии, несмотря на славу и знания, которые имел ученый, Ломоносову ещё пришлось вытерпеть много горя, непонимания и издевательств со стороны профессоров иностранцев, своих недругов.



Предварительный просмотр:

Российская грамматика

"Российская грамматика" - одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приемы и четко систематизировал материал учебника.

Первое упоминание о начале работы над "Российской грамматикой" относится к 1749 году. Основная работа по написанию приходится на 1754 год, а 20 сентября 1755 года рукопись "Грамматики" была поднесена великому князю Павлу Петровичу и отпечатана к январю 1757 года.

Выход "Российской грамматики" был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом, она принесла Ломоносову вполне заслуженную славу "первейшего российского грамматиста". 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...