Воспитательское занятие на тему: "Дети военных лет"
материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок мужества
«Дети военных лет»
Цель: привить патриотические чувства, понятия о чести, о совести, о мужестве.
Задачи:
- Образовательные
- Расширять кругозор, развивать и пополнять словарный запас детей.
- Прививать интерес к истории родного края.
- Развивающие
- Формировать понятия об ответственности за свои поступки
- Развивать речь учащихся, память.
- Воспитательные
- Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости к своему народу.
- Воспитывать уважение к опыту предыдущих поколений.
Оборудование: словарь, портреты героев, пословицы, муз.оформление.
Ход урока
Ведущая 1: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Ребенок 1:
Родина!
Пламя ударило в небо-
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала «Вставайте на помощь»
Родина!
(зв. муз.«Священная война»).
Ах, война, что ж ты сделала,подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
Постарайтесь вернуться назад.
Ведущая 2: Воевали не только взрослые, но и дети.
20 000 пионеров получили медаль«За оборону Москвы,
15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, расшитыми носовыми платками, кисетами для табака, работали на заводах за станком, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Ведущая 1: Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гостелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других героев – стоят имена мальчиков: юных героев Советского Союза: Володя Дубинин, Лёня Голиков, Нина Сагайда, Зина Портнава, Валя Котик, Марат Казей, Валера Волков.
Баллада о юном герое посвящается пионеру 4 класса севастопольской школы Валерию Волкову.
Ребенок 2:
«Окутано море тревогой
Огнём Севастополь объят
В разрушенной школе,
Над пыльной дорогой.
Осталась лишь горстка солдат
Всё ближе снаряды ложатся,
Осколки секут храбрецов
Нас десять! – сказал командир-
А сражаться
Мы будем, как сотня бойцов
Герой – пионер был десятым
Он числился сыном полка,
В минуты затишья читал он солдатам
Из книжки стихи Маршака
Ребенок 3:
К концу подошла передышка-
Вновь танк громыхнул вдалеке
Но вдруг перед ним в рост поднялся
Со связкой гранат в кулаке парнишка
В тельняшке своей полосатой
За Родину он воевал,
И метко с размаху метнул он гранату
Он сам был сражен на повал
А танк задышал на поляне
Бойцы подползли к храбрецу
Раскинувши руки лежал он в бурьяне,
И кровь всё текла по лицу
- Нас десять! И недругам крышка!-
Сказал командир в том бою
Он «десять сказал, потому что парнишка
Навечно остался в строю.
Ведущая 2:
Рассказ о Вите Новицком. (рассказывают дети)
Поэма Вите Новицкому
Ребенок 4:
Последний парад наступает
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».
Пощады никто не жалеет
Звучит команда «Юнга – ленту»
И стон «Перевяжи браток»
Погибших всех покрыть брезентом!
Братишка дай воды глоток …
О сколько в них святого духа
И сколько ярости в очах!
И снова дух фашистский тухнет,
Вновь жертва губит палача
Подходит вражье пополненье
Ребенок 5:
И фрицы вновь на абордаж
Свист пуль и минное шипенье
Вдруг замолчал второй этаж
Молчанье это означало
Что пробил Витькин звёздный час
Секунда скорбного молчанья.
И больше недосуг молчать
Дорогая Отчизна, прости.
В отчем доме, избитом
Было мне суждено на роду
Превратиться в костёр.
В путеводную влиться звезду
Отгрохочут победные залпы
Засияю я мирным огнём.
Ведущая 1: В Зернограде школа № 2 названа в честь Вити Новицкого. Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир.
Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник
Каждая страничка которого до сих пор обжигает наши сердца. Дыша на окоченевшие пальцы. Таня писала « Женя умерла 28 декабря 12.30 мин. утра 1945 г.Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Леха умер 17 марта в 5 утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апреля 2 ч ночи 1942 г. Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 мин утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все, осталась одна Таня. Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.
Ведущая 2: Воспоминания очевидца Лидии Владимировны о своём детстве, 13лет ей было в войну. Жила в Новороссийске, эвакуировались с родителями в Краснодарский край. (лето 1942г – осень 1943г.)
Много детей погибло в концлагерях.
В сентябре 1941г. немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла. А меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село, где дедушку расстреляли, а меня 12 летнюю, отправили в лагерь бухенвальд.
Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами.
Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием.Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом.
Ведущая 1: Война коснулась и нашего края.
30 июля 1942 года гитлеровцы захватили Зерноград. 6 месяцев была аккупация. Организовался партизанский отряд во главе Павла Колодина студент Азова – Черноморского института . (20человек).Иван Загородний,
Евгений Пекарский, Леонид Демидов, сестры Зоя и Антонина Остапенко, Елена Гордиенко, Евгений и Клавдия Суховы, Иван Дибров. Павел был инициативным, мужественным, бесстрашным, беззаветно преданным нашей Родине Человеком. Партизаны освободили из партизанского лагеря не один десяток советских военнопленных, составляли сами справки о болезни военнопленных и их освобождения.
Ведущая 2: Была пишущая машинка на немецком языке, немецкую печать сделали.
Совершали набеги на немецкие склады, доставали оружие, предотвращали увоз девушек и юношей в Германию.Ребята разминировали отдельные участки на окраине нашего города, тем самым спасли жизнь многим солдатам.При наступлении на Зерноград, которое произошло 30 января 1943 года, 34 – я гвардейская стрелковая дивизия (командир гвардии – майор в 10 часов утра освободили Зерноград.
Ведущая 1: В феврале 1943г Павел Колодин становится разведчиком штаба партизанского движения Южного фронта. Успешно выполнял боевые задания. И всё же был схвачен фашистами . Мужественно выдержал пытку истязания . Он был в застенках гестапо города Чистякова:«Дорогие товарищи я умираю без страхаМужайтесь! Боритесь с кровожадным зверем. Ещё раз прошу: уничтожайте врага. Прощайте, Павел Колодин 1 июля 1943 г.» Он был расстрелян в этот день. После войны Павел был награжден орденом первой степени 34 – я гвардейская стрелковая дивизия (командир – гвардии генерал майор И.И. Губаревич в 10 часов утра 30 января 1943 г. освободила Зерноград от немецко – фашистских захватчиков.
Ведущая 2: Люди победившие врага. Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, нам предстоит сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасы
войны.
Ведущая 1: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен,извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскимибомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк.Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто,как утренний сон. Для нас Великая Отечественнаявойна – история.Далёкая и не очень. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть.
Ведущая 2:
И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.
Люди! Пока сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие на тему: "Школа вежливости"
Воспитательское занятие на тему "Школа вежливости". На данном занятии я хочу ознакомить детей с эстетическими нормами поведения, дать ребятам представление о вежливом общении и сформировать прив...
Воспитательское занятие на тему: "Правила поведения в школе"
Воспитательское занятие на тему "Правила поведения в школе". Объяснить детям правила поведения в нашей школе и интернате....
Воспитательское занятие на тему: "Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"
Цель: упражнять детей в употреблении различных форм приветствия, прощания, благодарности,извинения. Закрепить знания о правилах культуры поведения и культуры общения. Воспитывать положительные черты х...
Презентация к логопедическому занятию по теме"Дети кормят птиц зимой. Звуки [Н ] [Н\']. Буква Н. "
Презентация к логопедическому занятию для детей 1 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, по лексической теме: "Дети кормят птиц зимой". А так ж...