классный час "О дружбе"
классный час (2 класс) по теме
Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
План:
- Вводная беседа.
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний.
- Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.
- Подведение итогов (через игру «Вспомнить всё»).
- Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
План:
- Вводная беседа.
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний.
- Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.
- Подведение итогов (через игру «Вспомнить всё»).
- Домашнее задание.
Ход урока
- Вводная беседа.
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.
Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)
- Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать?
- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, всегда сочувствую бездомным животным, их очень жалко, поэтому надо стараться не обижать их. А вы не обижаете бездомных животных?
Тема нашей сегодняшней беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
- Основная часть.
а) Введение понятия «толерантность»
- У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Итак, «сочувствие» = «толерантность».
Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать мнение других людей.)
Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Представьте себе такую ситуацию; два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
Кто, по вашему мнению, из мальчиков прав? (Никто.)
Как бы вы поступили на их месте? (Приняли бы мнение друг друга.)
Ребята, мы все разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то вышивать и т.д. и это не значит, что кто-то из хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.
Итак, толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? (Пониманием, сочувствием, уважать других людей.)
Правильно. Другими словами, толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Посмотрите на определения толерантности.
Готовность мириться с чужим мнением;
Уважение человеческого достоинства;
Принятие другого таким, какой он есть;
Способность поставить себя на место другого;
Уважение права быть иным;
Терпимость к чужим мнениям, поведению; отказ от причинения вреда и насилия.
- Давайте прочитаем и обсудим эти определения и постараемся быть такими, какими предлагают нам быть эти своеобразные правила толерантного поведения.
- Итак, вы познакомились с понятием «толерантность». Теперь посмотрите на доску. На доске написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества.
1. Терпение.
2. Чувство юмора.
3. Расположенность к другим.
4. Доверие.
5. Умение владеть собой.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других.
8. Умение слушать.
9. Любознательность.
10. Способность к сопереживанию.
- Кто предложит другие черты толерантного человека?
Итак, сочувствие, доброжелательность, взаимопонимание, толерантность – эти качества очень важные, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать в себе эти качества. Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?
Л.Н.Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». Как вы понимаете это высказывание?
- Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?
-Однако есть упражнения, которые помогут нам сделать это быстрее.
1) Упражнение «Аплодисменты».
Цель: повышать настроение и самооценку.
Процедура проведения: учитель просит встать всех тех, кто обладает определёнными качествами и умениями.
- Встаньте все те, кто умеет вышивать; умеет кататься на коньках; любит смотреть мультфильмы; умеет танцевать.
Участники - дети необходимое время аплодируют тем, кто встал.
2) Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на чёрный день.
Цель: развивать способности к самоанализу.
Процедура проведения: учитель обращается к участникам игры со словами: «У каждого из людей случаются приступы «кислого» настроения, когда, кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные есть, чем гордиться. Правда?
Я предлагаю вам заполнить таблицу (памятку) «Мои лучшие черты», в которую вы запишите свои лучшие качества, черты, способности и таланты.
3) Упражнение, «На какого сказочного героя я похож».
Цель: дать возможность ребёнку самовыразиться и самораскрыться.
Процедура проведения: учитель бросает мяч одному из участников, он ловит и бросает мяч ведущему обратно, при этом называется персонаж, с которым он себя ассоциирует.
4) Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.
Процедура проведения: учитель говорит: «Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; «Я умею прыгать через лужи». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».
- Подведение итогов.
А сейчас мы с вами подведём итоги нашего занятия и сделаем это с помощью игры «Вспомнить всё».
Цель: проверить восприятие, повторить проёденный материал.
Процедура проведения:
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие толерантному человеку. Давайте попробуем не повторять уже названные характеристики.
Итак, что же такое «толерантность»?
- А сейчас я вам раздам карточки, допишите, пожалуйста, предложения, написанные на них.
(1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …
2. Если я увижу больного престарелого человека, то …
3. Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …
4. Если бы я был волшебником то …)
Закончите, пожалуйста, предложение: «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …»
1.Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …
2. Если я увижу больного престарелого человека, то …
3.Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …
4. Если бы я был волшебником то …)
1.Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …
2. Если я увижу больного престарелого человека, то …
3.Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …
4. Если бы я был волшебником то …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"
В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....
Презентация к классному часу "Дружба- чудесное слово"
Презентация является сопроводительным материалом к разработке классного часа" Дружба-чудесное слово".Презентация соответствует возрасту обучающихся, оформлена красочно, содержит доступный материал. Пр...
Презентация к классному часу "Дружба"
Презентация к классному часу "Дружба"...
Методическая разработка Классного часа "Дружба - чудесное слово"
Программа внеурочной деятельности « Классный час» составлена на основе этико-правового курса « Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, рассчитана для учащихся начальной школы.Курс « Я и мой мир» для учащихся 1-...
Разработка классного часа: "Дружба. Какое чудесное слово!"
Разработка классного часа; "Дружба. Какое чудесное слово!"...
Конспект классного часа "Дружба"
Конспект классного часа для 1 класса по теме "Дружба"....
Конспект классного часа "Дружба крепкая не сломается"
Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Дружба крепкая не сломается». Данный конспект предназначен для 3 класса. Перед проведением классного часа учителем были поставлен...