воспитательная система "Казачата"
статья по теме

Ряднова Наталья Алексеевна

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций.  Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает мне программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности.

Мы часто задаём вопрос:

«Каким должен быть человек, которому предстоит жить в этом мире?»

На этот и многие другие вопросы пытаются ответить и педагоги, и я выстраивая модель будущего выпускника: это, несомненно, информированная личность, способная к адаптации, социализации в быстро меняющемся мире, сохранившая физическое здоровье и, что не менее важно, эта личность должна иметь определённые ценностные ориентации. Одна из важнейших – любовь  к Родине, России.

Что может противопоставить нынешняя школа процессу деградации? Как спасти будущее? Как помочь юным найти своё место в жизни?

Один из возможных путей выхода из сложившейся ситуации - обращение к воспитательным возможностям истоков: культуре, традициям, духовности прошлого.

Формой обращения к воспитательным возможностям прошлого  стало создание классов казачьей направленности. Открытие таких классов именно в нашей школе неслучайно: она (школа) является старейшей в посёлке, в 2010 году отметила 145-летний юбилей, родители многих учащихся – потомки коренных казаков бывшей станицы Ахтырской.  Принимая решение об открытии классов казачьей направленности, школа не ставила перед собой задачи пополнить ряды возрождённого казачества. Речь идёт о воспитании в подрастающем поколении важных общечеловеческих ценностей через игру, через обращение к историческим и культурным истокам.

До поступления в школу 18 из 25 детей моего класса посещали  МДОУ №36. На базе этого дошкольного учреждения была на высоком уровне  организована  работа с детьми направленная на развитие гражданского и нравственного воспитания, воспитания  правовой культуры. А именно на формирование гражданственной позиции ребёнка: «Я- россиянин», «Я- казак». Формировались познавательные интересы и потребности  в изучении культурно- исторических традиций родного посёлка, края.

Поэтому я увидела необходимость продолжать эту работу и разработала авторскую программу «Казачата».

В воспитательной системе «Казачата» приоритетными задачами являются:

  1. способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
  2. сплочение классного коллектива;
  3. воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
  4. развитие навыков поискового мышления;
  5. познакомить учащихся с выдающимися людьми, как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков.
  6. развивать интерес к истории своей семьи, к её традициям;
  7. формировать чувство гордости за свой родной казачий край, способствовать развитию чувства ответственности за сохранение памятников истории и культуры;

Реализовать задачи воспитательной системы «Казачата» помогает следование заповедям юного казака:

  1. казак уважает труд других и сам трудолюбив
  2. казак честен, справедлив, дружелюбен
  3. казак любит и бережёт свой родной край, почитает традиции своих предков

Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы:

«Атаманский час»

уроки мужества

классные часы

экскурсии в музеи и посещение исторических памятников нашего края

анкетирования

внеклассные мероприятия

конкурсы

изучение истории Кубани

подготовка выставок творчества

проведение народных праздников

викторины

выставки декоративно-прикладного искусства

В классе провожу мероприятия: «Корни моей семьи»,  «Генеалогическое древо моей семьи», «История моей семьи в фотографиях», «Медали и ордена моего деда», «Традиции семьи», «Памятные даты нашей семьи», «Бабушкин сундучок», «Здоровый образ жизни»,  «Я маленький гражданин России» и другие.  Викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «Любить свой посёлок – значит быть ему полезным», турнир для любознательных «Кубань в вопросах и ответах», «Казачьему роду нет переводу» и другие.

Устраиваю открытые родительские дни, совместные праздники и развлечения. Организую выставки родителей и детей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Хозяюшка». Уроки этической грамматики : «Вся семья вместе, так и душа на месте», Регулярно провожу праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «Счастливый случай»,

Накоплен большой опыт проведения коллективных творческих дел, фольклорных праздников: «Казачьи сборы», «Казачья ярмарка», «Казачьи потехи», «Колядка», «Масленица»,Рождественские дни, Пасха объединивших школу и семью. Осенью проводится осенняя ярмарка,–цель которой – формирование целостного представления о традиционной культуре казаков. А также ежегодное участие в фестивале «Край казачий –родная земля»

Ребята активно ведут поисковую и исследовательскую работу: собран большой материал о ратных подвигах казаков, казачьих семьях, учителях и учениках.

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.

С первого класса на уроках и внеклассных мероприятиях   даю

первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».

На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаю знакомство детей с малой Родины – станицы, где они живут, и постепенно подвожу к пониманию того, что станица- часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и обязанности. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.

На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.

Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.

Результат своей работы вижу в активном участии детей в школьных, районных, краевых, Всероссийских конкурсах . Ученики моего класса неоднократно становились победителями и лауреатами вы ставок декоративно-прикладного искусства( Таран Е., Трандафилиди Д, Баглий А., Борисова А,),  конкурсов рисунков «Пасха в моей семье», и др.

Таран Елена награждена «Почётной грамотой» «За активное участие в развитии  казачества»

В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Через уроки и  внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

Регулярно на уроках привлекаю материалы по истории, особенностям говоров, быта, нравов казачества в качестве сопровождающих основной материал.А  на уроках русского языка говорю об особенностях орфоэпии, лексики, морфологии кубанских говоров

Результаты анкетирования показывают, что дети осмысленно осознают себя частью нации, наследниками великой культуры

Работа по  этой программе помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

Учащиеся должны знать:

  1. историю края
  2. традиции своих предков
  3. обычаи своих предков

Понимать :

  1. он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

Уважать и ценить:

  1. красоту природы родного края
  2. традиции народов родного края

Стать:

  1. «Юным знатоком истории родного края»

ценителем богатств, красоты нашей природы

В классах казачьей направленности преподаётся курс «Основы православной культуры». На занятиях по православию юные казачата знакомятся с историей возникновения храмов, с церковными обрядами. Казаков нередко обвиняли в безверии, называя их «людьми, не имеющими страха Божия». Однако «Без Бога нет порога» - гласит казачья пословица, и православие всегда было основой духовности казачества, сегодня назрела необходимость использовать в воспитании подрастающего поколения и потенциал нравственных заповедей православия.

Нынешние юные казачата – это «завтра» России. Какую бы профессию они ни избрали в будущем, где бы ни жили, надеемся, что это будут настоящие Граждане своей страны. Потому что только в человеке, воспитанном на знании, памяти, любви «к родному пепелищу» и «отеческим гробам», в человеке, осознающем личную связь с прошлым, просто и естественно возникает чувство ответственности за сегодняшний день страны. И потребность её защищать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 муниципального образования Абинский район Выполнила: Классный руководитель Ряднова Наталья Алексеевна

Слайд 2

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

Слайд 3

В воспитательной системе «Казачата» приоритетными задачами являются: способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей; сплочение классного коллектива; воспитание у детей патриотических чувств гражданина России; развитие навыков поискового мышления; познакомить учащихся с выдающимися людьми, как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков. развивать интерес к истории своей семьи, к её традициям; формировать чувство гордости за свой родной казачий край, способствовать развитию чувства ответственности за сохранение памятников истории и культуры;

Слайд 4

« Атаманский час»

Слайд 5

Уроки мужества

Слайд 6

Посещение исторических памятников

Слайд 7

«Здоровым быть модно!»

Слайд 8

Изучение истории кубани

Слайд 9

Выставки декоративно - прикладного искусства

Слайд 11

Проведение народных праздников «Масленица»

Слайд 12

Участие в фестивале «Край казачий- родная земля»

Слайд 13

В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…».

Слайд 14

Учащиеся должны знать: историю края традиции своих предков обычаи своих предков Понимать : он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества; Уважать и ценить: красоту природы родного края традиции народов родного края Стать: « Юным знатоком истории родного края » ценителем богатств, красоты нашей природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....