Программа курса « Первый раз, в первый класс»
методическая разработка по теме
Программа описывает действия по созданию условий для социально – психологической адаптации детей в школе, их социально – нравственного развития. Она включает в себя планирование блок-модулей, а так же полное описание каждого блок-модуля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_kl.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларионова Цырма Михайловна
МБОУ Дыренская СОШ село Алла Курумканского района республики Бурятия
Учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Существует три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в 1 класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую. Все они очень важны в становлении личности. Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30%- 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть в них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный;
-психологический;
- эмоционально – волевой.
Период адаптации ребёнка к школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного, а также от степени подготовленности ребёнка к школе.
Переход образовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт НОО предусматривает организацию образовательного процесса в новых условиях. Соблюсти все условия стандарта и обеспечить адаптацию детей к школе поможет организация деятельности детей в блоках – модулях продолжительностью от 12 до 35 мин.
Задачи этой деятельности: построить образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями и адаптировать детей к обучению в школе.
Задания каждого блока – модуля многофункциональны для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. Необходимо помнить о содержательной взаимосвязи всех блоков – модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа обучения к другому.
Программа курса « Первый раз, в первый класс» (33ч) составлена для учащихся 1 класса.
Цель программы: создание условий для социально – психологической адаптации детей в школе, их социально – нравственного развития.
Задачи:
-обеспечить психологическую адаптацию детей к школе;
-познакомить с основными школьными правилами;
- привить навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- организовать классный коллектив.
Программа содержит 5 блоков – модулей:
«Знакомство»
«Школа»
«Любимые занятия»
«Моя безопасность »
«Подвижные игры»
К концу прохождения курса у первоклассников формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки – наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Воспитание у младших школьников позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, реализуется через блок занятий , формирующих толерантность.
Также проводится комплекс диагностических методик, позволяющих оценить уровень интеллектуального, речевого и нравственного развития первоклассников.
Планирование блоков - модулей.
№ | Блок | Темы | Время |
1 | Знакомство | Оформление бейджа «Имя» Ты и твоё имя Обсуждение и установление правил поведения в школе. | 15 мин 15 мин 15 мин |
2 | Школа | Экскурсия по школе. Знакомство со знаками символами. Схема маршрута до кабинета. Я уже школьник Я в пространстве класса. (игра) Окошко Учебники Портфель Знакомство с тетрадью Пенал, карандаш Готовим руку к письму | 20 мин до 20мин в день в течение нескольких дней, не более 10 – 12 мин 15-20 мин до 15 мин в течение месяца несколько раз, 12 мин до 10 мин ежедневно, по несколько раз в день, до 20 мин |
3 | Любимые занятия | Любимая игрушка Озвучь мультфильм Сам себе режиссёр Задания на слушание Мы идём в театр Твоё настроение Мы идём в гости | В течение нескольких дней (по 10 -12 мин) до 20 мин 10 – 15 мин 20 мин 15 мин 20 мин 15 мин |
4 | Моя безопасность | Мой дом и опасности в нём Уроки бабушки Медуницы Правила поведения на улицах и дорогах Путь в страну Здоровию Полезные и вредные привычки Правила поведения на водоёме | 15 мин 15 мин несколько раз до 15 мин ежедневно, до 10 мин до 15 мин в течение месяца 15 мин |
5 | Подвижные игры | Игры на свежем воздухе Настольные игры Игры в помещении | До 30 мин |
Содержание блоков – модулей.
Блок – модуль «Знакомство»
Оформление бейджа «Имя»
Обучающиеся оформляют именные бейджи. Для этого:
- знакомятся с устройством бейджа;
-определяют его назначение;
- оформляют бейдж с помощью фломастеров или цветных карандашей;
- собирают и крепят на одежду.
Можно попросить некоторых учащихся рассказать друг другу (работа в парах) или учителю, что изображено на бейдже.
Ты и твоё имя.
Перед началом игры обучающиеся выбирают лидера. Все становятся лицом друг к другу. Каждому даётся одна минута, чтобы узнать имя соседей справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Он останавливается рядом с тем или иным обучающимся, кладёт ему руку на плечо и говорит: «право» или «лево», или «право - лево», или «лево - право». Выбранный ребёнок должен назвать имена соседей в правильной последовательности. Если ребёнок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, и проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу. ( в этом случае игра усложняется).
Вариант игры. Делается несколько кругов, в зависимости от количества детей. Первый ребёнок говорит группе своё имя: «Я - Катя». Следующий говорит: «Катя, а я Вася». Следующий говорит: «Катя, Вася, а я Лариса»
И так до последнего ребёнка в кругу, который пытается назвать все имена. Если ребёнок не может повторить – другие дети помогают ему.
Также на занятии дети знакомятся с происхождением и значением имён.
Блок – модуль «Школа»
Проводится экскурсия по школе. На двери кабинетов прикрепляются знаки – символы, характеризующие соответствующую деятельность или учебный предмет, который в этом кабинете преподаётся. Детям нужно предложить схему маршрута, по которому они должны двигаться (найти кабинет с соответствующим знаком). Когда дети находят этот кабинет, учитель просит их по символу определить, что происходит за дверью. Если дети не догадываются, они могут заглянуть в кабинет и задать учителю дополнительный вопрос. Так дети постепенно знакомятся с тем, что находится в школе. По маршруту выполняются следующие задания:
- поверните налево, направо;
- найдите последующий или предыдущий знак на схеме;
- посчитайте количество кабинетов.
Занятие «Я уже школьник» помогает первокласснику осознать свою социальную роль, знакомит с учебными принадлежностями, развивает аналитико – синтетическое восприятие. Учитель знакомит детей с некоторыми правилами поведения в школе.
«Я в пространстве класса» учитель даёт детям задания:
- посчитай количество (стульев, столов, цветов, мальчиков, девочек и т.д);
- встань между (за, под, над, перед, после и т.д.);
-расставь по порядку;
- наведи порядок (расставь вещи по своим местам);
- сравни предметы;
- найди лишний предмет;
«Окошко»
Дети знакомятся с пространством вокруг школы.
Учитель просит их посмотреть в окно и:
- Рассказать, что они видят;
- Отвернуться и рассказать по памяти, что увидели;
- Описать погоду за окном;
- Назвать деревья, цветы за окном;
- Посчитать количество домов;
- Сравнить какой дом выше, ниже;
- Зарисовать в альбоме, что увидели из окна (по памяти).
«Учебники»
На партах лежат учебники «Букварь» и «Математика», карточки с изображением некоторых символов (букв, цифр, знаков препинания и др.). Учитель просит детей рассмотреть учебники и положить на них соответствующие карточки. После этого дети объясняют, как они определили, какую карточку надо положить на тот или иной учебник. Дополнительно учитель может задать вопрос детям о том какие знаки они встретили в учебниках; попросить их догадаться, что они обозначают.
Портфель
Дети учатся самостоятельно собирать портфель, отвечают на вопросы:
- что такое портфель;
- какие предметы должны лежать в портфеле (учитель предлагает обучающимся загадки про предмет, дети отгадывают и определяют, может ли этот предмет лежать в портфеле);
- почему нельзя класть ножницы, заточенный карандаш в портфель без чехла;
- когда нужно собирать портфель в школу;
- кто должен собирать портфель в школу, почему;
- что значит слово «порядок»?
Дети знакомятся с порядковыми числительными, у них развиваются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные универсальные действия.
Можно организовать парную работу «Помоги соседу собрать портфель»
Можно предложить детям из нескольких картинок выбрать изображения школьных предметов, которые могут находиться в портфеле, и положить их в конверт.
Знакомство с тетрадью
Дети знакомятся со строкой (узкая, широкая) и клеткой. Выполняют действия:
- обводят рисунок по контуру;
- штрихуют;
- рисуют простейшие геометрические фигуры, узоры;
- определяют в клетке центр, правый верхний, левый нижний угол;
- выполняют графический диктант.
Пенал – карандаш
Обучающиеся по заданию учителя:
● показывают
- карандашом на пенал;
- пеналом на карандаш;
●определяют, сколько карандашей может поместиться в пенал;
● кладут:
- карандаш в пенал;
- пенал на карандаш;
●меняются пеналом с соседом;
● сравнивают свой карандаш с карандашом с соседом;
● объясняют, для чего нужен каждый предмет.
Готовим руку к письму
Обучающиеся по заданию учителя:
- собирают пазлы;
- выкладывают узоры из мозаики;
- складывают поделки из бумаги;
- занимаются пальчиковой гимнастикой;
- занимаются лепкой и т. Д
Блок – модуль «Любимые занятия»
Любимая игрушка
Дети приносят из дома любимые игрушки, затем:
- рассказывают, почему она любимая;
- задают вопросы одноклассникам про их игрушки;
- придумывают истории про свои игрушки;
- считают игрушки, сравнивают, группируют игрушки;
- определяют из какого материала сделана игрушка;
- для какого возраста предназначена;
- является ли игрушка травмоопасной или нет;
- если игрушка изображает животное, дети могут рассказать, что знают об этом животном, если машина, что они знают о транспорте, правилах дорожного движения.
Озвучь мультфильм
Учитель показывает небольшой отрывок из мультфильма, второй раз показывает этот отрывок без звука – дети пробуют озвучить его самостоятельно.
Сам себе режиссёр
Дети создают мультфильм: делают героев, придумывают сюжет, снимают, озвучивают. Могут самостоятельно сделать фотоотчёт по результатам работы.
Задания на слушание
Учитель выразительно читает рассказ или сказку, после этого дети:
- отвечают на вопросы учителя;
- задают друг другу вопросы;
- инсценируют произведение;
- делают рисунок.
Мы идём в театр
Занятие проводится с целью создания условий для социализации детей в обществе, воспитания понимания полоролевых различий между мальчиками и девочками. Учитель знакомит с правилами поведения в театре.
Твоё настроение
На занятии обучающиеся знакомятся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека, как способ адаптации к окружающему миру.
Мы идём в гости
Дети по вопросам учителя, по желанию рассказывают, о том как проводят выходные.
- инсценируют приём гостей;
- считают количество гостей, приборов;
- придумывают развлечения для гостей и разыгрывают их;
- оформляют блюда и т.д.
Блок – модуль «Моя безопасность»
Мой дом и опасности в нём
Дети знакомятся с бытом дома и окружающими опасностями в нём.
- определяют помещения в доме;
- определяют количество комнат в доме;
-делают схематические рисунки правил безопасности в доме;
- знакомятся с правилами поведения при пожаре в доме;
- расшифровывают правила безопасного поведения в доме по картинкам.
Уроки бабушки Медуницы
Занятие проводится с целью формирования навыков ЗОЖ, всестороннего представления о первой медицинской помощи.
Дети знакомятся с необходимыми принадлежностями оказания первой медицинской помощи.
Правила поведения на улицах и дорогах
Обучающиеся по заданию учителя:
- раскрашивают сигналы светофора;
- работают по экзаменационным карточкам;
-рисуют велосипед по элементам;
- составляют закономерность с символами ПДД.
Путь в страну Здоровию
На занятии обучающиеся знакомятся с правилами личной гигиены, с навыками ЗОЖ. Дети по карточкам сами определяют правила личной гигиены, сравнивают рисунки, находят отличия,указывают номера.
Полезные и вредные привычки
Обучающиеся по заданию учителя:
- работают по карточкам;
- распределяют на две группы (на полезные и вредные привычки);
- устанавливают соответствие по рисунку;
- отмечают свои действия;
- раскрашивают рисунки.
Правила поведения на водоёме
На занятии учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения на водоёмах.
- по карточкам анализируют поведение детей на воде;
-по инструкции учатся делать себе панаму из бумаги;
-считают порции мороженого4
- читают комиксы;
- выполняют рисунок.
Блок – модуль «Подвижные игры»
Учитель вместе с детьми выбирают разные игры, определяют правила игры.
Игры можно проводить в помещении, на свежем воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"
Первый урок для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....
Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе
Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП....
Рабочая программа образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (стартовый образовательный модуль в первом классе (сентябрь – октябрь), организация образовательного процесса в адаптационный период (переход от дошкольного к школьному обучению)
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того у...
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...