Духовно-нравственное воспитание младших школьников
материал по теме
В статье описывается работа с младшими школьниками на уроках и во внеурочное время по духовно-нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh_-nrav_statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
младших школьников.
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовно - нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа
Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося.
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:
• урочную
• внеурочную
• внешкольную
• семейную
• общественно полезную.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд;
- слушание музыки и размышление о ней.
Обращение к опыту православной педагогики и светской этики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы светской этики» учащиеся знакомятся с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет продолжать формирование:
– основ российской гражданской идентичности;
– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование ценностей многонационального общества;
– гуманистические и демократические ценностные ориентации.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести целую серию.
Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование – это курс «полезные навыки» Он имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе можно считать физкультурно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое. Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
• беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
• динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
• деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья совместно с родителями, способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
В настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая родина (родной край) дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями
Поэтому разработала программу «Юный краевед». Пензенская область и Наровчатский район дают громаднейший материал для использования на уроке и во внеурочное время, т.к. у нас разветвленная музейная сеть, значительные культурные традиции. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. В школе необходимо умело сочетать программный материал (литературове6дческий, исторический, природоведческий) с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловуече6ских ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.
При использовании краеведческого материала на уроке и во внеурочное время руководствуюсь следующими целями и задачами; а именно:
1 Всесторонние гармоническое развитие каждого ребёнка на основание комплексного подхода к воспитанию.
(При разработке сценария используются комплексный подход, включающий использование элементов народного костюма - музейного предмета, танца (как элемента народной культуры и в то же время физкультминутки), музыки, народной сказки, вовлекающий ребёнка в увлекательное действо – знакомство с людьми разных национальностей, населявших Пензенский край.)
2 Формирование творческой активности ребёнка, его эстетических чувств, вкусов, идеалов.
( Большую роль в достижении этой цели играют конкретные музейные предметы, которые помогают формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства. Это чувство воспитывается как с помощью внешнего вида предмета( его форма, цвет, размер и т.д.), так и с учетом содержательных строк, историко-культурного контекста. Развитию творческого начала ребенка служит игровой, ролевой, вопросно-ответный и метод знаний.)
3. Развитие у детей эмоций, воображения и фантазии.
(Главное здесь осознанное чувственное «переживание» их, для этого предмет должен быть помещен в то время, когда был создан или когда использовался, в ту же среду с помощью продуманной ситуации и погружаются дети участники занятия. Происходит целостное прошлого, воплощенного в свидетельствах познаваемой эпохи.
4. Формирование исторического сознания и ощущения себя в потоке времени.
(В процессе системы постоянных занятий у ребенка должно возникнуть представление о движении времени. «Изучая дедов, узнаем внуков, т.к. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и к чему должны стремиться… (В.О.Ключевский). Система занятий способствует формированию исторической памяти, которая расширяет пределы собственного бытия и помогает осознать себя продолжателем жизни свои предков.
Наша цель – воспитать гражданина России, человека высокой культуры, для которого вандализм был бы не возможен. Мы должны стремиться воздействовать на мировоззрение, на отношение человека к жизни, даже на подсознание, чтобы культурные привычки стали естественными, а отношение к сохранению памятников привычкой. Все это оказывает свое благотворное воздействие на формирующуюся у детей систему ценностей.
Использование краеведческого материала позволит ребенку с помощью движимых и недвижимых памятников приобщиться к культуре родного края. Через музейный предмет ребенок приходит к проблеме исторической психологии, к пониманию того, как жили, что чувствовали, что видели и слышали люди прошлого, какими были идеалы их красоты. Все это очень важно для понимания не только исторических закономерностей, но и своего места в потоке времени, для возникновения исследовательского интереса к предметному миру, к проблемам культуры, и не одной лишь отечественной, но и мировой. Хотя приоритет в использовании краеведческого материала отдается родной культуре, природе. Но и задач учителя вырастить не только патриота, но и гражданина Земли В основу программы по краеведению в начальной школе положены идеи духовно нравственного обучения. Дети при этом не просто получают информацию, они ее переживают, ощущают прошлое всей кожей. Только тогда это дает эффект, помогает формировать гуманистическую систему ценностей, эмоциональное поле, эстетические вирусы, будит воображение и фантазию, развивает историческое сознание. Выбираю разнообразные формы и методы ознакомления с данным курсом. Это — экскурсии, пешеходные прогулки, беседы, выставки детского творчества, конкурсы патриотической песни, выступления на концертах для ветеранов ВОВ, совместные экскурсии с ветеранами по местам славы, народные и музыкальные праздники, спортивно-оздоровительные игры.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”, «Дружим семьями»
Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.
Идет Большая работа по хореографии в свете проекта «Танцующая школа». Но начинается праздник, и мы видим радостные лица, красивые, плавные движения.
Пытаюсь возродить классный театр, руководителем которого я являюсь.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка
Посредством переживаний ребенка в ходе этических бесед и уроков – практикумов происходит духовно-нравственное развитие личности. Учителя начальной школы не случайно обратились к проблеме патриотического воспитания на уроке и во внеурочной деятельности.
Внеклассная работа является логическим продолжением учебной деятельности. Творчество является ведущей силой общечеловеческого процесса и развития каждого индивидуума. В творчестве заключены созидательные начала науки, техники, социальной и культурно-нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Формирование культурной, духовно развитой личности – одна из важных задач современного общества.
Обращаясь к народному искусству, дети узнают о традициях русской культуры, о её развитии, о быте русского народа, познают красоту Божьего мира.
Ведущая педагогическая идея опыта, заключается в следующем: если через систему урочных и внеурочных занятий, направленных на приобщение детей к народной культуре, через изучение народных промыслов, способствовать реализации индивидуальных художественных способностей в росписи глиняной игрушки или в росписи по дереву, то у детей формируются необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, большая работоспособность, преобладание духовных и интеллектуальных интересов над материальными.
Главное на моих внеклассных мероприятиях, чтобы каждый ощущал себя творцом. Ведь они все – особенные, уникальные, обладающие исключительным талантом и мир вокруг них дай бог никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. ведь человек начинается с пробуждения души. Наверное, я уловила параллель и стараюсь выявлять уникальность каждого.
Считаю, что эффективность духовно-нравственного процесса находится в прямой зависимости от активного включения в него самих учащихся, т.е. через социально значимую деятельность школьника.
Мои дети включены в разработку и реализацию социально-значимых проектов на уровне района »Моя малая родина», «Старинные здания села Наровчат», «Народные промыслы Наровчатского района»
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Шабаева Татьяна Юлиановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Наровчат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....