Путешествие в страну Вежливость
методическая разработка (1 класс) на тему
Занятие на формирование нравственных качеств, воспитание потребности употреблять в своей речи вежливые слова, привитие этических норм поведения в общественных местах,вежливого обращения с окружающими людьми.Занятие проводится в виде путешествия на поезде,по пути следования 6 станций,практическая и творческая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Вежливость
Форма проведения: Коррекционно – развивающее занятие.
Цель: Формирование представлений о нравственных качествах.
Воспитание потребности употреблять в своей речи вежливые слова.
Коррекционная: Коррекция слухового восприятия, интереса к данной теме.
Задачи: Развивать речь, интерес к речевому этикету, чувство такта.
Прививать этические нормы поведения в общественных местах, вежливое обращение с окружающими.
План занятия
1.Вводная часть
Сегодня будем говорить о вежливости:
- Как проявляется вежливость?
- В словах, а так же в тоне, которым они сказаны.
- Вежливыми рождаются или становятся?
-Становятся.
Для того чтобы стать вежливыми, нужно, как можно чаще, пользоваться вежливыми словами. От них становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Это волшебные слова.
2.Основная часть
Сегодня совершим путешествие в волшебную страну Вежливость. Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладёт» в волшебный кузовок вежливое слово.
Практическая работа: создание «банка вежливых слов».
(записи вежливых слов на отдельных лепестках).
Путешествовать будем на поезде, который называется «Чу – Чу». Наш поезд отправляется в путь.
1.СТАНЦИЯ «Волшебные слова».
1.Конкурс «Словарь вежливого человека».
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
- Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).
-- Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
- И во Франции и в Дании на прощание говорят …(до свидания).
2.Стихотворение «Вежливые слова»
Добрый день! – тебе сказали
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают: Доброго пути!-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему - ни будь.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы
Кому сказали, сколько раз.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать,
А если я всё же буду,
Простите, я больше не буду.
2.СТАНЦИЯ «Добрые поступки».
1.Стихотворение «Очень вежливый индюк».
(чтение и обсуждение)
Раз по 30 в день, не реже Только раньше бы умыла
Он кричал: «Эй вы, невежи!» Ты своё свиное рыло.
Заходите к нам в гости, Как ни бился он, однако
Поучитесь вежливости. К индюку никто не шёл:
Я и сам – кричал индюк – Ни хавронья, ни собака,
Доктор вежливых наук, Ни корова, ни осёл.
И жена моя – пример Посинел индюк от злости -
Замечательных манер. Зря пропали все труды:
Даже, когда спит она, Все они балды, балды, -
Видно, что воспитана. И добавил с высоты
Не стесняйся ты, осёл, Своего величья, -
Заходи, садись за стол, Не усвоили они
Что же ты молчишь, как рыба? Правила приличья.
Ты свиньёй не будь, свинья,
Не только слова должны быть добрыми, нужно, чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть приятным людям.
2.Стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости».
(Чтение и обсуждение).
Медведя лет пяти – шести Так мишку лет пяти - шести
Учили, как себя вести. Учили, как себя вести.
В гостях, медведь, нельзя реветь, Хоть с виду стал он вежливым,
Нельзя грубить и чваниться, Остался он медвежливым.
Знакомым надо кланяться, Он кланялся соседям,
Снимать пред ними шляпу, Знакомым и медведям.
Не наступать на лапу. Знакомым место уступал,
И не ловить зубами блох. Снимал пред ними шляпу.
И не ходить на четырёх, А не знакомым наступал
Не надо чавкать и зевать, Всей пяткою на лапу,
А, кто захочет спать, Совсем, куда не надо, совал он нос,
Тот должен лапой прикрывать Топтал траву и мял овёс.
Разинутую пасть. Наваливался брюхом На бабушку в метро,
Послушен будь и вежлив будь И старикам , старухам
И уступай прохожим путь, Грозил сломать ребро.
И старших уважай, Медведя лет пяти - шести
И бабушку медведицу Учили , как себя вести,
В туман и гололедицу Но , видно , воспитатели
До дома провожай. Напрасно время тратили!
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Вежливый сад».
Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение не вежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно):
- Поздороваться при встречи;
- на прощанье буркнуть под нос «ну пока»;
- наступить на ногу товарищу и не извиниться;
- специально толкнуть товарища;
- уступить место в автобусе пожилому человеку;
- жаловаться на всех подряд.
3.СТАНЦИЯ «Вежливый разговор».
Инсценировка отрывка из сказки «Гуси-лебеди».
Разговор девочки с яблонькой.
- Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?
- Съешь моего лесного яблочка, скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся.
Разговор девочки с печкой.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?
- Съешь моего ржаного пирожка, скажу.
- У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.
Разговор девочки с речкой.
- Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?
- У моего батюшки и сливочки-то не едятся.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Изменить разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».
Теперь давайте все вмести решим задачи:
1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие три ошибки он допустил?(Скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо).
2.Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовёт меня Галькой. – А ты его как зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».
Скажите, права ли Галя? А мальчик?
Многое зависит от того, как сказаны слова: спокойно, приветливо или грубо, не вежливо.
1.Чтение стихотворения.
Папа разбил драгоценную вазу, И мама молчит,
Бабушка с мамой нахмурились сразу. Улыбается даже.
Но папа нашёлся: Мы купим другую,
Взглянул им в глаза Есть лучше в продаже.
И ровно, и тихо простите, сказал. «Простите!»- казалось бы,
Что в нём такого, а вот ведь какое чудесное слово!
Каким тоном папа сказал слово «простите»?
2.Как можно вежливо обратиться к человеку?
- будьте добры!
- прошу вас!
- пожалуйста!
- будьте любезны!
3.Разговаривайте с людьми вежливо.
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО РАЗГОВОРА:
- Разговаривай с людьми вежливым тоном, уважай старших.
- Во время разговора – не хвастайся.
- Разговаривай с людьми вежливо.
- Во время разговора употребляй, как можно больше, «волшебные слова».
- Будь внимательным к людям!
4. СТАНЦИЯ «Весёлая полянка».
Игры:
- «Угадай вежливое слово».
Маша знала слов немало, За подарком, за обедом
Но одно из них пропало. Это слово говорят,
А оно-то, как на грех, Если вас благодарят.
Говориться чаще всех. Но молчит она, как рыба,
Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).
День был серый, непогожий, Наступила мышка
Над землёй густая тень. На ногу слону.
- Добрый день! – сказал прохожий. Две минуты с лишком
Я ответил: - … (добрый день)! Слон не мог шагнуть.
После этого мгновенья Мышка огорчилась:
До конца большого дня -Ах , какая жалость – то!
Почему – то настроение Мышка извинилась:
Было добрым у меня. -… (Простите , пожалуйста!)
Слон сказал : - Ну , что же,
Ладно уж , бывает.
Вежливость тоже от боли помогает.
2. «Вежливые прятки».
Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами – в центре. Один ребёнок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.
5.СТАНЦИЯ «Друзья».
Можно ли назвать вежливым человека, который обижает животных, не
любит их?
СТИХОТВОРЕНИЕ «Соседний щенок».
Привязали на цепь щенка,
Цепь холодная, коротка …
Говорят, уже через год
Подойди к нему – разорвёт.
А сейчас он тихонечко плачет,
Грустный хвостик под лапы прячет.
Стоит мне подойти поближ
Торопливо мне руку лижет
«Отпусти меня, отпусти».
Я глаза отвожу:
«Прости, ты не мой,
Понимаешь, не мой».
Грустный я ухожу домой.
Если б я великаном был,
Я тогда бы все цепи разбил!
Какие чувства вы испытали, прослушав это стихотворение?
6.СТАНЦИЯ «Вредные советы».
Послушайте стихи Григория Остьера и скажите, как надо поступать правильно.
Как нужно здороваться?
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Ни кому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Автор не случайно написал свои стихи в шуточной форме. Конечно, следовать им нельзя.
Вот и закончилось наше путешествие в волшебную, вежливую страну.
Запомним правила вежливого человека:
- В вежливости проявляется отношение к другим людям.
- Вежливый человек не причиняет другим неприятности.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,
И к совести не глухи, Поможете вы маме
Вы место без протеста … И помощь ей предложите …
(Уступите старухе). (Без просьбы – то есть сами).
Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду, То в разговоре с тётей,
В автобус вы поможете … И с дедушкой и с бабушкой...
(Взобраться инвалиду) (Вы их не перебьёте).
И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы, -
То, сидя на уроке, Тому, кто послабее, Не будете с товарищем… (Трещать, как две сороки). Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
А ТЕПЕРЬ ДАДИМ КЛЯТВУ:
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания!
4.ИТОГ:
Вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки необходимо в повседневной жизни.
Будьте всегда вежливы, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться! Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда ваши желания будут исполняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Вежливости. Праздник.
Стихотворения, мини - сценки, частушки, полезные советы делают праздник интересным и весёлым....
Мастер - класс "Необычное путешествие по стране вежливых слов"
Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. Формирование дружного классного коллектива и привитие уважения друг к другу. Закреплять знания школьников о правила...
"Путешествие в страну вежливости"
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующей от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома...
Беседа-игра-Путешествие в Страну Вежливости
Беседа-игра-Путешествие в Страну Вежливости...
Путешествие в Страну Вежливых
Разработка содержит стихи, инсценировки о вежливости....
Устная речь. Урок-путешествие в страну вежливости 2 класс
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.Задачи:Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, п...
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....