Программа эколого-валеологического воспитания "Расту здоровым!"
методическая разработка по теме
Цель: научить детей ответственно относиться к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologo-valeologicheskogo_vospitaniya_rastu_zdorovym.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 6 г. Зима
Для учащихся 2 – 4 классов
Составил:
Закружная С.Ю.
Учитель I категории
Зима 2012г.
Пояснительная записка
Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Так как наша школа является коррекционным учреждением VIII вида, то одним из направлений специального образования является забота о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться в социуме. И эколого-валеологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у детей культуру здоровья.
Цель: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью.
Задачи:
формировать у учащихся потребность в здоровье и сознательном отношении к нему;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
дать элементарные знания о сохранении природных ресурсов;
формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
Предполагаемый результат: Учащиеся получат элементарные знания о строении организма, приобретут знания о сохранении и укреплении своего здоровья, узнают о факторах, негативно влияющих на организм людей, приобретут навык ведения здорового образа жизни.
Формы проведения занятий:
Внеклассные занятия;
экскурсии;
наблюдения;
дидактические игры;
чтение специальной литературы;
сюжетно-ролевые игры;
простейшие физиологические опыты;
проектирование;
самостоятельное наблюдение;
викторины,
творческая и практическая деятельность.
Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должныдополняться, расширяться и углубляться.
Разделы программы:
- Организм человека и охрана здоровья
Задачи: расширение знаний детей об экологии и валеологии; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно; возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.
Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.
Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.
Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Дети должны знать:
Устройство своего организма.
О пользе и вреде продуктов питания.
О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
О правильном использовании физических упражнений.
- Влияние эмоций на здоровье человека
В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение.
Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Дети должны знать:
Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
Знать самого себя и свои возможности.
- Природа и мы
Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
Дети должны знать:
Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
Правила поведения в природе.
Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
Первый год обучения
РАЗДЕЛ I
Организм человека и охрана здоровья (2 класс)
1. “Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием" 1 час
2. “Мои верные помощники” – органы чувств человека. 1 час
3. Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос” 1 час
4. Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие) 2 часа
5. “Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой. 2 часа
6. Как мы дышим? Органы дыхания. Практическая работа – знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д. 1 час
7. Наша кожа. Уход за кожей. 1 час
8. Правильная осанка – путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки. 1 час
9. Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня? 1 час
10. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища. 1 час
РАЗДЕЛ II
Влияние эмоций на здоровье человека ( 2 класс)
1. Поведение в школе-интернате (игра-путешествие) 1 час
2. Для чего люди общаются? Умение общаться. 1 час
3. В чём состоит вежливость. Вежливая речь. 1 час
4. Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить) 1 час
5. “Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?” 1 час
6. Уроки доброты 1 час
7. Очищение души 1 час Релаксация под музыку.
8. “Мое настроение” 1 час
РАЗДЕЛ III
Природа и мы (2 класс)
- Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы. 1 час
- Что такое природа? Живая и неживая природа. 1 час
- “Лес – наше богатство” 1 час
- “В гостях у зимующих птиц” 1 час
- Изготовление кормушек для птиц (практическое занятие) 1 час
- “Волшебница вода. Что мы знаем о воде?” 1 час
- Основы здорового образа жизни
- Человек и его здоровье. Микробы. 1 час
- “Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма. 1 час
- Полезные и вредные привычки. «Денис и медвежонок Денни» 1 час
- Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки (практическое занятие) 1 час
- Разучивание комплекса дыхательной гимнастики (практическое занятие) 1 час
- Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия (практическое занятие) 1 час
- Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов? 1 час
ИТОГО: 34 часа
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
части своего тела и их функции;
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
в чём состоит вежливость;
способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
правила для собеседников;
свой режим дня;
гигиенические требования к организации сна;
что такое осанка и почему её нужно сохранять;
правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
для чего человеку нужна кровь;
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
основные природные богатства и их роль в жизни человека;
правила поведения в природе;
правила закаливания;
правила поведения на воде
полезные и вредные привычки.
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
слушать и слышать;
организовывать подвижные игры;
правильно умываться, чистить зубы, уши;
следить за кожей, ногтями;
выполнять правила для поддержания правильной осанки;
выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
различать природные богатства;
правильно вести себя в природе;
противостоять вредным и опасным привычкам;
защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
правильно ложиться спать.
Второй год обучения
Организм человека и охрана здоровья (3 класс)
- Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня? 1 час
- Сон и его значение для здоровья. 1 час
- Личная гигиена. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. 1 час
- Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти. 2 часа
- Дыхание. Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций? 1 час
- Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. 1 час
- Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. 1 час
- “Путешествие по городу Здоровейску” 1 час
Влияние эмоций на здоровье человека (3 класс)
- “Волшебное путешествие” – коррекционное занятие по эмоциональному развитию 1 час
- Как люди общаются? Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям. 2 часа
- Эмоции человека. Настроение. 1 час
- Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика” – социометрия (практическое задание) 1 час
- Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка” (практическое задание) 1 час
- О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова. 1 час
Релаксация под музыку 2-3 раза в неделю перед сном
Природа и мы (3 класс)
Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье! 1 час
1. Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц. 1 час
2. “Приключение муравьишки” 1 час
3. Зачем нам нужны комнатные растения? Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.
4. Уход за комнатными растениями (практическая работа) 2 часа
5. “Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде. 2 часа
6. Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме” 1 час
7. Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека” 1 час
8. Беседа о культуре поведения в природе 1 час
9. Викторина “Знатоки природы” 1 час
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
способы выражения извинения, просьбы;
комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
правила приёма воздушных и солнечных ванн.
К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
соблюдать социальные нормы поведения;
ухаживать за растениями и животными;
самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
выполнять правила гигиены полости рта;
выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
Третий год обучения
Организм человека и охрана здоровья (4 класс)
1. Режим дня.Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правила приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня. 2 часа
2. Движение – жизнь.Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе. 1 час
3. Опорно-двигательный аппарат.Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. 1 час
4. Личная гигиена.
Гигиена полости рта. (Практическая работа) 1 час
5.Береги зрение!Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз (разучивание комплексов – практическое занятие) 1 час
6. Твоё дыхание.Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие) 1 час
7. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. 1 час
8. Органы дыхания.
- Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики. 1 час
10. Кожа – орган чувств.Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание. 1 час
11. Привычки: полезные и вредные. Реклама табака и алкоголя. 1 час
12. “Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет” 1 час
13. Инфекционные заболевания и их профилактика 1 час
14. Прививки, и как они спасают от болезней. 1 час
15. Личная и общественная гигиена 1 час
16. Летний отдых: охрана и укрепление здоровья 1 час
Влияние эмоций на здоровье человека (4 класс)
Что такое тактичность (Занятие-беседа) 1 час
3. “Правда и ложь” (занятие-беседа) 1 час
4. Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг) 1 час
Природа и мы (4 класс)
11. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру. 2 часа
12. Человек и его связь с природой.
Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе. 2 часа
13. Влияние окружающей среды на здоровье человека 1 час
14. “По следам красной книги” 1 час
15. Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?” 1 час
16. “Птицы – наши друзья. Птичья столовая” 1 час
17. Знакомство со свойствами воздуха. Практическая работа: как увидеть воздух? как услышать воздух? 1 час
18. “Бережем деревянные предметы”. 1 час
19. Праздник природы “День земли” 1 час
20. Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. 1 час
21. Лекарственные растения – средства оздоровления организма. Практическая работа: порядок сбора и применение лекарственных растений. 1 час
22. “Планета Земля в опасности”. Охрана природы. 1 час
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
причины плоскостопия и способы профилактики;
гигиенические правила сохранения зрения;
как происходит дыхание;
роль закаливания и правила его выполнения;
о вреде курения и алкоголя.
К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:
позитивно относится к себе, сопереживать другим;
регулировать труд и отдых;
выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
осознанно охранять природу.
Список литературы:
Павлова М.А. “Формирование здорового образа жизни” – Волгоград: “Учитель”, 2009.
Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.
Программа эколого-валеологического
воспитания младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
«расту Здоровым»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"
Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...
Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"
7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...
Программа по здоровьесбережению: В здоровом теле,здоровый дух.
Предлагаю вашему вниманию программу по здоровьесбережению, так как я работаю уже много лет в школе, и сталкиваюсь с тем, что в школу приходят со слабым здоровьем. Данная программа по здоровьесбережени...
Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
эколого-валеологический лекторий для детей и родителей
примерная программа лектория...