Программа эколого-валеологического воспитания "Расту здоровым!"
методическая разработка по теме

Закружная Светлана Юрьевна

Цель: научить детей ответственно относиться к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 6 г. Зима

Для учащихся 2 – 4 классов

Составил:

Закружная С.Ю.

Учитель I категории

Зима 2012г.

Пояснительная записка

Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Так как наша школа является коррекционным учреждением VIII вида, то одним из направлений специального образования является забота о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться в социуме. И эколого-валеологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у детей культуру здоровья.

Цель: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью.

Задачи:

формировать у учащихся потребность в здоровье и сознательном отношении к нему;

формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

формировать практические умения и привычки  по укреплению личного здоровья;

дать элементарные знания о сохранении природных ресурсов;

формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Предполагаемый результат: Учащиеся получат элементарные знания о строении организма, приобретут знания о сохранении и укреплении своего здоровья, узнают о факторах, негативно влияющих на организм людей, приобретут навык ведения здорового образа жизни.

Формы проведения занятий:

Внеклассные занятия;

экскурсии;

наблюдения;

дидактические игры;

чтение специальной литературы;

сюжетно-ролевые игры;

простейшие физиологические опыты;

проектирование;

самостоятельное наблюдение;

викторины,

творческая и практическая деятельность.

Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должныдополняться, расширяться и  углубляться.

Разделы программы:

  1. Организм человека и охрана здоровья

Задачи: расширение знаний детей об экологии и валеологии; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно; возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.

Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Дети должны знать:

Устройство своего организма.

О пользе и вреде продуктов питания.

О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.

О правильном использовании физических упражнений.

  1. Влияние эмоций на здоровье человека

В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение.

Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Дети должны знать:

Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.

Знать самого себя и свои возможности.

  1. Природа и мы

Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

Дети должны знать:

Основные природные богатства и их роль в жизни человека.

Правила поведения в природе.

Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

Первый  год обучения

РАЗДЕЛ I

Организм человека и охрана здоровья   (2 класс)

1. “Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием"        1 час        

2. “Мои верные помощники” – органы чувств человека.        1 час        

3. Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос”        1 час        

4. Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие)        2 часа        

5. “Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.        2 часа        

6. Как мы дышим? Органы дыхания. Практическая работа – знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д.        1 час        

7. Наша кожа. Уход за кожей.        1 час        

8. Правильная осанка – путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки.        1 час        

9. Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня?         1 час        

10. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища.        1 час        

РАЗДЕЛ II

 Влияние эмоций на здоровье человека    ( 2 класс)

1.        Поведение в школе-интернате (игра-путешествие)        1 час        

2.        Для чего люди общаются? Умение общаться.        1 час        

3.        В чём состоит вежливость. Вежливая речь.        1 час        

4.        Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить)        1 час        

5.        “Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?”        1 час        

6.        Уроки доброты        1 час        

7.        Очищение души        1 час        Релаксация под музыку.

8.        “Мое настроение”        1 час        

РАЗДЕЛ III

Природа и мы        (2 класс)                

  1. Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы.        1 час        
  2. Что такое природа? Живая и неживая природа.        1 час        
  3. “Лес – наше богатство”        1 час        
  4. “В гостях у зимующих птиц”        1 час        
  5. Изготовление кормушек для птиц (практическое занятие)        1 час        
  6. “Волшебница вода. Что мы знаем о воде?”        1 час        
  7. Основы здорового образа жизни                        
  8. Человек и его здоровье. Микробы.        1 час        
  9. “Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма.        1 час        
  10. Полезные и вредные привычки.  «Денис и медвежонок Денни»        1 час        
  11. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки (практическое занятие)        1 час        
  12. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики (практическое занятие)        1 час        
  13. Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия (практическое занятие)        1 час        
  14. Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов?        1 час        

ИТОГО: 34 часа

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

части своего тела и их функции;

что такое общение и какова его роль в жизни человека;

в чём состоит вежливость;

способы выражения приветствия, прощания, благодарности;

правила для собеседников;

свой режим дня;

гигиенические требования к организации сна;

что такое осанка и почему её нужно сохранять;

правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;

для чего человеку нужна кровь;

что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

основные природные богатства и их роль в жизни человека;

правила поведения в природе;

правила закаливания;

правила поведения на воде

полезные и вредные привычки.

К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:

определять степень вежливого поведения;

слушать и слышать;

организовывать подвижные игры;

правильно умываться, чистить зубы, уши;

следить за кожей, ногтями;

выполнять правила для поддержания правильной осанки;

выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;

выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);

различать природные богатства;

правильно вести себя в природе;

противостоять вредным и опасным привычкам;

защитить себя от воздушно-капельных инфекций;

правильно ложиться спать.

Второй год обучения

Организм человека и охрана здоровья   (3 класс)

  1. Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня?        1 час        
  2. Сон и его значение для здоровья.        1 час        
  3. Личная гигиена. Ногти и уход за ними. Уход за волосами.        1 час        
  4. Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.        2 часа        
  5. Дыхание. Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций?        1 час        
  6. Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития.        1 час        
  7. Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.        1 час        
  8. “Путешествие по городу Здоровейску”        1 час        

Влияние эмоций на здоровье человека    (3 класс)

  1. “Волшебное путешествие” – коррекционное занятие по эмоциональному развитию        1 час        
  2. Как люди общаются? Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.        2 часа        
  3. Эмоции человека. Настроение.        1 час        
  4. Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика” – социометрия (практическое задание)        1 час        
  5. Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка” (практическое задание)        1 час        
  6. О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова.        1 час        

        Релаксация под музыку        2-3 раза в неделю перед сном

Природа и мы (3 класс)

Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье!        1 час        

1.        Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц.        1 час        

2.        “Приключение муравьишки”        1 час        

3.        Зачем нам нужны комнатные растения? Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

4. Уход за комнатными растениями (практическая работа)        2 часа        

5.        “Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде.        2 часа        

6.        Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме”        1 час        

7.        Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека”        1 час        

8.        Беседа о культуре поведения в природе        1 час        

9.        Викторина “Знатоки природы”        1 час        

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

способы выражения извинения, просьбы;

комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;

правила приёма воздушных и солнечных ванн.

К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:

определять степень вежливого поведения;

доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;

вступать в контакт с людьми и поддерживать его;

соблюдать социальные нормы поведения;

ухаживать за растениями и животными;

самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;

выполнять правила гигиены полости рта;

выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;

организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.

Третий год обучения

Организм человека и охрана здоровья   (4 класс)

1.        Режим дня.Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правила приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня.        2 часа        

2.        Движение – жизнь.Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.        1 час        

3.        Опорно-двигательный аппарат.Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.        1 час        

4.        Личная гигиена.

Гигиена полости рта. (Практическая работа)        1 час        

5.Береги зрение!Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз (разучивание комплексов – практическое занятие)        1 час        

6.        Твоё дыхание.Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие)        1 час        

7.        Взаимосвязь здоровья и образа жизни.        1 час        

8.        Органы дыхания.

  1. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики.        1 час        

10.        Кожа – орган чувств.Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание.        1 час        

11.        Привычки: полезные и вредные. Реклама табака и алкоголя.        1 час        

12.        “Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет”        1 час        

13.        Инфекционные заболевания и их профилактика        1 час        

14.        Прививки, и как они спасают от болезней.        1 час        

15.        Личная и общественная гигиена        1 час        

16.        Летний отдых: охрана и укрепление здоровья        1 час        

Влияние эмоций на здоровье человека    (4 класс)

Что такое тактичность (Занятие-беседа)        1 час        

3.        “Правда и ложь” (занятие-беседа)        1 час        

4.        Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг)        1 час        

Природа и мы (4 класс)

11.        Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру.        2 часа        

12.        Человек и его связь с природой.

Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе.        2 часа        

13.        Влияние окружающей среды на здоровье человека        1 час        

14.        “По следам красной книги”        1 час        

15.        Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?”        1 час        

16.        “Птицы – наши друзья. Птичья столовая”        1 час        

17.        Знакомство со свойствами воздуха. Практическая работа: как увидеть воздух? как услышать воздух?        1 час        

18.        “Бережем деревянные предметы”.        1 час        

19.        Праздник природы “День земли”        1 час        

20.        Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними.        1 час        

21.        Лекарственные растения – средства оздоровления организма. Практическая работа: порядок сбора и применение лекарственных растений.        1 час        

22.        “Планета Земля в опасности”. Охрана природы.        1 час        

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

причины плоскостопия и способы профилактики;

гигиенические правила сохранения зрения;

как происходит дыхание;

роль закаливания и правила его выполнения;

о вреде курения и алкоголя.

К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:

позитивно относится к себе, сопереживать другим;

регулировать труд и отдых;

выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;

осознанно выполнять правила гигиены полости рта;

противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;

осознанно охранять природу.

Список литературы:

Павлова М.А. “Формирование здорового образа жизни” – Волгоград: “Учитель”, 2009.

Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.

Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.

Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.

Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.

Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.

Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.

Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.

Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.

Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.

Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.

Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.

Программа эколого-валеологического

воспитания младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

«расту Здоровым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"

Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...

Программа по здоровьесбережению: В здоровом теле,здоровый дух.

Предлагаю вашему вниманию программу по здоровьесбережению, так как я работаю уже много лет в школе, и сталкиваюсь с тем, что в школу приходят со слабым здоровьем. Данная программа по здоровьесбережени...

Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...