Воспитательная система
методическая разработка (1 класс) по теме
Воспитательная система " Я и окружающий мир", для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit._sistema.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».
Цель диагностики: определить самочувствие учащихся в классе, дома, с друзьями.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне -
Диагностическая методика. Анкетирование.
Цель: определить уровень школьной мотивации, познавательной активности учащихся.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравиться в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома??
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравиться. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
нравится
не очень
не нравится
Для анализа анкеты используется следующий ключ:
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ.
Входить в столовую надо организованно.
Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок!
Перед едой всегда мой руки.
Не разговаривай во время еды.
Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
После еды убирай за собой посуду.
Уходя, скажи спасибо тем, кто тебя накормил!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В РАЗДЕВАЛКЕ.
Вешай свою одежду на определенное место.
Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
Одежду вешай аккуратно.
В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
Увидел упавшую одежду – подними.
В карманах ничего не оставляй!
Будь вежлив с товарищами, помогай другим!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ.
В библиотеке соблюдай порядок, веди себя тихо, громко не разговаривай.
Войдя, поздоровайся с библиотекарем, а получив книгу, обязательно скажи спасибо.
Книгу бери только чистыми руками.
В книге не загибай углы, пользуйся закладкой.
Если книга повреждена, «подлечи» ее.
Библиотечные книги береги особенно, т.к. они предназначены для многих людей!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В АКТОВОМ ЗАЛЕ.
На праздник приходи в парадной одежде, причесанным, в начищенной обуви.
Спокойно, не мешая окружающим, займи свое место, не толкайся!
В ожидание праздника проявляй терпение, нельзя кричать, толкаться, бегать.
Как только объявят о представлении, прекрати разговоры, внимательно смотри, слушай.
Не переходи с места на место, не уходи до окончания мероприятия.
Не смейся, если на сцене возникла какая-то неловкость.
После окончания, не толкаясь, выйди из зала спокойно. Не торопись, не забудь поаплодировать артистам.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ, СТАДИОНЕ.
Посмотри, нет ли занятий на стадионе во время твоей прогулки, не будешь ли ты мешать своим присутствием ребятам.
На спортивной площадке будь внимателен: лестница, турник могут быть опасными в случае неправильного обращения.
Не подходи к опасным сооружениям (например, трансформаторная будка).
Играй с друзьями в безопасные игры, не залезай на заборы, крыши, деревья.
С друзьями будь дружелюбен. Вместе играть веселее.
Зеленые насаждения украшают школьный двор. Не рви цветы, не ломай деревья!
Если побежал играть куда-то от дома, не забудь предупредить об этом родителей.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.
В школу следует приходить аккуратно одетым, причесанным.
Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
В школу нужно приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не надо толкаться, опережать всех. Перед входом нужно тщательно вытереть или вымыть обувь.
Мальчики при входе в школу должны снять головной убор.
Когда входишь в класс, нужно поздороваться с учителем и одноклассниками.
Если опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо постучать в класс, спросить разрешения учителя и извиниться.
Если в класс входит взрослый, все тихо и спокойно должны встать, а сесть можно только после разрешения.
Если учитель задает вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.
Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, нужно употреблять вежливые слова.
Каждый школьник должен беречь свою парту и стул, не ломать ее, не писать на ней, не царапать острыми предметами.
Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешил учитель.
В коридоре нельзя бегать и кричать.
Во время перемены играют в спокойные игры.
Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз за день, надо здороваться.
Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему дорогу. Если рядом с мальчиком идет девочка, он должен пропустить ее вперед.
Бумажки, огрызки надо бросать в урну.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ДОРОГИ.
Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть налево, затем направо, а дойдя до середины – еще раз. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
Воспитательная программа начальной школы "Первые ступеньки"
Яковлева Оксана Леонидовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Классное руководство
1 раздел: Пояснительная записка.
Воспитание один из сложнейших социальных процессов. Его сложность - в бесконечной многогранности , в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности , ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т.д.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований ,успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа- как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности , к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия , личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда.
Базовые потребности человека:
- потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;
- потребность ощущения значимости собственного Я;
Лишь тот осознает себя полноценной личностью , кто нашел свой путь к любви и самоуважению , последнее же во многом зависит от приобретенных знаний , опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места , где они могут научиться следовать этими путями - это дом и школа.
- ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
Ценность младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным:
1) для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных процессов и интересов;
2) развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться",
3) развития индивидуальных особенностей и способностей;
4) развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
5) становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
6) усвоения социальных норм, нравственного развития .
Задачи воспитательной деятельности.
Цель - формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению. Основные задачи воспитательной деятельности в начальной школе.
- Работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации.
- Продолжать работу над формированием ученического коллектива.
- Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
- Повышать уверенность в своих силах.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
- Формировать коммуникативные навыки.
2 раздел: Содержание воспитательной работы.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность , которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, осенний день здоровья, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, Масленица, чаепитие, дни рождения и др.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:
- равенство всех участников;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, библиотеки, выставки, музыкальная школа, спортивные секции, кружки.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученик- учитель-родители-другие учителя-другие классы)базируются на принципах:
- много знать- престижно;
- помогать друг другу - нормально;
- готовить дело по чужому сценарию- невозможно;
Образ ученика складывается из 5 направлений.
1. Ценностно-ориентировочная деятельность:
- воспитание этической культуры учащихся;
- формирование нравственных отношений;
- развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;
- сотрудничество с родителями , психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
- предметно-этическая обстановка.
1. Кл. часы и уроки по этике.
2. Анализ педагогических ситуаций в классе.
3. Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе.
4. Создавать потребности в выполнении правил для учащихся.
2. Познавательная деятельность:
- деятельность по развитию познавательных процессов учащихся;
- формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;
- развивать способность действовать целесообразно, рационально и эффективно;
- определить круг реальных учебных возможностей учащегося;
- определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности)
- организовывать просветительскую и консультационную помощь семье;
- добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса;
- проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, диспуты. Дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушать;
- сотрудничество с учителями -предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, декады)
- работа с одаренными детьми:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.)
2. Принцип максимального разнообразия представленных возможностей.
3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Отличительные особенности одаренных детей.
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности , восприимчивость к умению , творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
- работа психолога.
3. Коммуникативная деятельность:
- вести работу по изучению учащихся , их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении;
- развитие коммуникативных навыков осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности ;
Схема самоуправления класса.
Губернатор
министр | министр | министр | министр | министр |
- обучение умению проявлять симпатии и антипатии;
- изучение положения учащегося в классе и его проблемы во взаимоотношениях , пути коррекции;
- формирование у учащегося активной гражданской позиции;
- изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
4. Внеурочная деятельность:
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношениям к произведениям искусства.
Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
Выбор кружков, клубов, секций.
Постоянная демонстрация достижений , результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям , снисходительным к неудачам.
Защита авторских проектов.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность:
Со школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу: плановые мед. осмотры, вакцинации, консультации.
Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, профессионального становления.
Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья.
Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
Изучит влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.
Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
3 раздел: Профилактическая работа.
Работа с родителями.
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в обращении с родителями ;
- позиция сотрудничества в отношении с родителями , уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Формы работы.
Изучение условий семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья", педагогические мастерские, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
Родительские собрания. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
1. Тематика родительских собраний.
1 класс
- Знакомство с родителями учеников-первоклассников.
- Трудности адаптации первоклассников в школе.
- Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
- Итоги прошедшего учебного года-"Перелистывая страницы"
2 класс
- Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
- Наказание и поощрение в семье.
- Итоги прошедшего учебного года.
3 класс
- Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
- Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
- Воображение и его роль в жизни ребенка.
- Итоги прошедшего учебного года-музыкальный праздник "Мы и наши таланты"
4 класс
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
- Учебные способности ребенка.
- Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
- Итоги четырех лет обучения.
2. Работа с педагогами ,работающими в классе.
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
3. Индивидуальная работа с учащимися класса.
- индивидуальная работа по коррекции поведения;
- творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
- оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
- индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
Критерии эффективности программы:
- Выявление уровня сформированности ученического коллектива;
- Выявление уровня творческой активности активности;
- Определение уровня воспитанности по методике Н.П.Капустиной
Прогнозируемый результат:
- Повысить уровень ученической мотивации;
- Сформировать ученический коллектив;
- Повысить уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- Повысить уверенность в своих силах;
- Раскрыть творческий потенциал детей;
- Сформировать коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...