Программа воспитания "Планета дружбы"
методическая разработка на тему

Шашкова Марина Вячеславовна

Программа воспитания для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_1.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания

« Планета дружбы »

ГОУ СОШ № 918 г. Москвы ЮВАО

Программа создана Шашковой М.В.

/ учителем высшей категории, стаж работы

23 года/

Рассчитана на 4 года

2010-2011 уч.год

                                                                 «Человек не воспитывается по частям,                                                                                                                                 он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается … решающим моментом является  не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»

                                                                                    /А.С.Макаренко/

1.Пояснительная записка.

  1. Актуальность программы:

В условиях современной политико-экономической ситуации самыми незащищенными оказались дети. Коренная перестройка социально-экономических отношений поставила педагогов перед необходимостью обновления методов воспитания. Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к  унифицированным мероприятиям. Обновление системы образования, проводимое ныне, предполагает развитие личности, демократизацию и гуманизацию  воспитательного процесса.

Изучая опыт передовых педагогов, обращаю внимание на то,  что многие из них занимались вопросами воспитания коллектива. В.А. Караковский писал, что Воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива – подготовка и проведение творческих дел, имеющих нравственный смысл для учащихся. Эта работа объединит учащихся в творчески работающий дружный коллектив.

      Закон РФ «Об образовании», столичная программа развития «Столичное образование 5» дают учителю видеть перспективы развития образования в стране, определить приоритеты в организации воспитательного процесса. Я считаю, что главным средством воспитания является «разумно организованное общество», под которым понимаю содружество детей и классного руководителя, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни.

Дети не могут жить вне коллектива, им крайне необходимо общение со сверстниками, нужен дружный коллектив. Принимая первый класс, я внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, которые помогут мне организовать дружный коллектив. Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю организацию дружного коллектива основной целью своей работы. 

Для того чтобы наши ученики, наши растеньица могли стать успешными, необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием. Приступая к работе с классным коллективом, я пытаюсь определить, чем и как я буду заниматься со своими учениками, как буду воспитывать.

      На сегодняшний момент наиболее актуальным в воспитании является:

  1. Развитие умения общаться и сотрудничать
  2. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений
  3. Развитие эмоциональной и волевой сферы
  4. Формирование положительной  «Я-концепции»
  5. Сохранение здоровья ребенка

  1. Концепция воспитания:

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим реформированием общества. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции, сказывается высокая занятость родителей. Все это делает очевидной необходимостью повышения статуса  воспитательной деятельности.

  Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя я считаю воспитательную деятельность. Воспитание  личности происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий, для развития и духовных ориентаций обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, нравственном и гражданском становлении.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к самому себе ( кто я? какой я? чего я хочу? что я могу?), интерес к сверстникам ( какие мы? чего мы хотим? что мы можем?).

Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В педагогических трудах 20-х гг. коллектив понимался преимущественно как цель воспитательных усилий педагогов (Е. А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич и др.). Эти педагогические идеи наиболее плодотворно воплотились в практике С.Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь»). Большой вклад в развитие теории детского коллектива внес А.С. Макаренко, сформулировавший многие принципы и методы управления им ( сочетание доверия и требования, перспективных линий, параллельного действия, авансирования личности)  и  разрабатывавший основы методики сплочения коллектива.

Коллектив должен быть дружным, тогда воплощаются в жизнь все его дела и начинания. Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации.  От того какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит раскрытие его потенциалов.

Как считал Л.И. Усманский, самое существенное качество группы -  уровень ее социальной зрелости. Тогда эта группа превращается в коллектив.

Он выделяет три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Интеллентуальная  коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания. Нахождение общего языка, способность понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная – это межличностные связи эмоционального характера, умение радоваться и сострадать товарищу. Волевая – это способность коллектива противостоять трудностям, стрессам, экстремальным условиям.

Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений дружба обычно понимается  как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. Рост устойчивости детских дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.

Чтобы воспитать личность в дружном коллективе нужно соблюдать основные принципы воспитания:

       Принцип открытости – все ребята планируют жизнь в классе совместно со мной, вносят свои коррективы и предложения с учетом своих интересов.

Принцип деятельности – ребята моего класса переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе и в классе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах сверстников, меня и своих родителей.

Принцип свободы участия – предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, я учитываю их мнение и желание. Я даю им возможность выбора задания с учетом их интересов.

Принцип обратной связи – каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Я обязательно обсуждаю с детьми, что получилось, что не получилось в мероприятии.

Принцип сотворчества – в этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Своим детям я предоставляю право самим выбирать партнеров по делу, помогаю в организации сотрудничества детей друг с другом.

Принцип успешности – и взрослому, и ребенку необходимо быть успешным, значимым в коллективе. Степень успешности определяется его отношением к окружающим его людям, окружающему миру. Необходимо видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценивать её. Если ребенок будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен.

Чтобы воспитать достойного члена детского коллектива, следует соблюдать основные подходы гуманистического воспитания:

Личностный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть.

Деятельный подход – ребенок живет реальной жизнью и ему нужна интересная, отвечающая его особенностям деятельность: игровая. Трудовая, творческая, досуговая .

Культорологический подход – обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса.

Целостный подход – воспитание и обучение являются равноправными и взаимными компонентами.

Комплексный подход – предполагает воспитание и развитие каких-либо качеств личности в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащихся, чтобы он раскрывался со всех сторон и развивал все свои личностные качества.

В воспитании не должно быть мелочей, оно должно способствовать социализации ребенка, овладению им общечеловеческими нормами нравственности, должно быть позитивным.

Программа имеет три этапа: подготовительный ( 1 класс ), основной ( 2-3 классы), итоговый ( 4 класс).

1.Этап -  подготовительный , в ходе которого осуществлялось:

  1. становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам;
  2. формирование собственного поведения в коллективе;
  3. проявление внутренней позиции ученика;

2.Этап – основной,  в ходе этого этапа формируются:

  1. стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  2. понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
  3. снижение агрессивности в поведении детей;
  4. осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

3. Этап – итоговый, в ходе этого этапа необходимо проанализировать и обобщить работу над созданием детского коллектива.

  1. Прогнозируемый результат:

Я надеюсь, что результатом моей работы станет сформированный дружный детский коллектив. Программа реализует:

  1. вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм
  2. формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

1.4. Условия успешности реализации программы:

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. В моем классе работают специалисты:

  1. Алдошина Л.Н. /воспитатель ГПД/
  2. Вандыш Д.С. /учитель музыки/
  3. Курышева Г. С. /учитель физкультуры/
  4. Родительский комитет класса.

Взаимодействуя с этими педагогами я выполняю роль организатора и координатора педагогической и воспитательной работы с отдельными учащимися и коллективом. Совместно с учителем музыки и воспитателем ГПД готовятся и походят тематические праздники, а учитель физкультуры помогает организовать спортивные мероприятия.

Также в моем классе есть техническая база / телевизор, музыкальный центр, дивидиплеер, аудио и видиотека/ позволяющая мне реализовывать программу становления коллектива успешно.

  1. Критерии и методики изучения эффективности программы:

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики :

  1. педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  2. тестирование;
  3. микроисследования;
  4. беседы.

2. Цели и задачи воспитательной работы:

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, в моем случае – идеал детского коллектива. Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека в деятельности.

Цель: 

  1. формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
  2. формирование условий для создания дружного, сплоченного коллектива;
  3.  способствовать формированию ценности человеческого общения;
  4.  формирование коммуникативных навыков;
  5.  создание условий для приобщения к ценности познания;
  6.  формирование ценности нравственного, психического и физического здоровья;  
  7. знакомство с моральными качествами личности;
  8.  воспитание нравственно-эстетических качеств.

ЗАДАЧИ:

  1. развитие в детях вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим.
  2. Развитие индивидуальных и интеллектуальных способностей.
  3. Воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности.
  4. Работа над правильной организации режима дня, ответственного отношения к своему здоровью.
  5. Развитие творческих способностей.

3. Направления, содержание деятельности:

3.1. Программные направления:

 «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»  - физическое и психическое здоровье, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества составляют это направление.

«НАШЕ ОБЩЕНИЕ» - эмоции и чувства, сочувствие и сопереживание, традиции и обычаи общения – понятия этого направления.

«НАШ ИНТЕЛЛЕКТ» - умственное развитие, культура умственного труда, кругозор, интеллектуальный потенциал рассматриваются в этом направлении.

«НАШ ДОСУГ» - одаренность и талант, увлеченность и любознательность составляют это направление.

                                                                                                                   

     

3.2. Виды деятельности:

Основные виды деятельности я определяю содержанием плана воспитательной работы, составляя его на учебный год. В нем учитываются особенности физического и психологического развития младших школьников.

«Наше общение»

Ориентировочные мероприятия .

  1. Кл. час. «Давайте познакомимся!»
  2. Беседа «Как я провел лето.»
  3. Беседа «Что такое друзья, как их находить и дружить?»
  4. Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».»
  5. Кл.час «Что значит быть ответственным?»
  6. Организация дежурства в классе.
  7. Беседа «Твой режим дня»
  8. Проект «Портфолио»
  9. Беседа «Права и обязанности школьника»
  10. Беседа «Наш класс на перемене»
  11. Проект – самопредставление «Это Я»
  12. «День именинника»
  13. Кл. час «Что такое поручение?»
  14. Проект «Копилка добрых дел»
  15. Беседа «Что такое смелость и трусость?»
  16. Беседа «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
  17. Кл. час «Если вместе мы друзья, зла не будет никогда!»
  18. Кл. час «Мои мечты, мои желания»
  19. Беседа «Что значит уважать мнение других?»
  20. «Урок мужества»
  21. Проект «Самореклама»
  22. Графические и рисуночные тесты, анкетирование.

«Наше здоровье»

Ориентировочные мероприятия.

  1. Беседа «Как стать НЕХВОРАЙКОЙ ?»
  2. Беседа «О вредных привычках»
  3. Кл. час «В здоровом теле здоровый дух»
  4. «Межпланетные Олимпийские игры»
  5. «Веселые старты»
  6. Зарядка.
  7. Беседа «Для чего школьнику распорядок дня?»
  8. Инсценировка «В гостях у Чистюли!»
  9. День Здоровья (Спортивные мероприятия)
  10. «Папа, мама, я – спортивная семья»

«Наш интеллект»

Ориентировочные мероприятия

  1. Беседа «Чему учат в школе?»
  2. «Зеленая планета»
  3. Проект «Эти удивительные растения»
  4. Проект «Эти удивительные животные»
  5. КВН «Знатоки русского языка»
  6. Интеллектуальный марафон.
  7. Викторины.
  8. Кл. час «Мои школьные трудности»

«Наш досуг»

Ориентировочные мероприятия.

  1. «Праздник вежливости»
  2. Конкурс поделок «Золотая осень»
  3. Экскурсия в музей Матрешки.
  4. Просмотр мультфильмов в к\т «Тула»
  5. «Посвящение в ученики»
  6. «Книжкин праздник»
  7. «Новогодний калейдоскоп»
  8. «Празднуем дни рождения одноклассников»
  9. Экскурсия в музей Русской сказки.
  10. Посещение музеев, театров.
  11. Встречи с артистами цирка.
  12. Праздник «Мы знаем дорожную азбуку»
  13. Конкурс «Рукоделие Снегурочки»
  14. Конкурс чтецов «Времена года»
  15. Празднование Масленицы
  16. Посещение школьного музея «Незнакомая старина»
  17. Конкурс инсценированной сказки.
  18. Шахматно – шашечный турнир
  19. Поздравление мальчиков с Днем защитника Отечества
  20. Концерт для мам и девочек.
  21. Выставки рисунков
  22. Смотр строя и песни
  23. День птиц. (Изготовление кормушек)

4. Приложения.

 Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью  методик и диагностик.

Диагностика нравственной воспитанности.

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять»

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов:№№2,3,6,7,10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4-е, 3-й – средний уровень.

2-а – ниже среднего уровня.

  1. – низкий уровень.

Диагностика этики поведения.

Инструкция: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из них дописать сами».

Тест:

  1. Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я …
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я …
  3.  Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я …
  5. Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я …

Интерпретация: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствует равнодушие, агрессия, раздражение, легкомысленное отношение. Положительный результат – помощь, сочувствие.

Методика «Наши отношения», выявление степени удовлетворенности учащихся жизнью детского коллектива.

Инструкция: подчеркнуть  № утверждения, которое совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным его назвать нельзя.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5.  Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

                                        * * *

  1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
  2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
  3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит ученик.
  4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда просит учитель.
  5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. Мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

5. Список литературы:

  1. Закон  об образовании РФ.

  1. Программа «Столичное образование 5».

  1. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  1. Усманский Л.И. Психология организаторской деятельности вкольников – М. 1980г.

  1. Азбука классного руководителя: Начальная школа. /Дереклеева Н. И. – М.:5 за знания, 2008.

  1. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт. –сост. Н. А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Дневник классного руководителя начальной школы: Методическое пособие / Под ред. О. В. Дрюкина. – М.: ВАКО, 2007.

  1. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). / Строганова Л. В. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  1. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. Пособие / Т. А. Ратанова, н. Ф. Шляхта. – 5-е изд. – М.: Флинта :МПСИ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по авторской программе "Энциклопедия дружбы" 2 класс

Тема занятия "Город дружбы". Занятие расписано по всем требованиям ФГОС с указанием УУД, формируемых на каждом этапе занятия....

Воспитательная программа "Радуга дружбы"

Вашему вниманию представляется воспитательная программа для начальной школы " Радуга дружбы"...

Воспитательная программа "В дружбе сила"

Воспитательная программа...

Воспитательная программа «Радуга дружбы»

Основная идея: Любовь, Добро, Дружба, Познание, Саморазвитие и Самореализация – путь к социализации юных граждан, формированию общей культуры обучающихся через научно-познавательное, социальное, лично...

Воспитательная программа: "Букет дружбы"

СодержаниеМои размышления…………………………………………………………………3Паспорт программы «Букет дружбы»………………………………………….4-5Социальный паспорт класса………………………………………………………6Психолого – педагогическая характеристика классног...

Игровая тренинговая программа "Праздник Дружбы"

Праздник "Дружбы" - это  воспитательная игровая программа по сплочению  классного коллектива.   Дети  проходят "Школу дружбы" и отправляются в путешествие ...