внеклассное мероприятие "Дети войны"
классный час (4 класс) на тему

Годунова Анна Юрьевна

сценарий внеклассного мероприятия патриотического воспитания, к сценарию прилагается презентация с фотоматериалами, к сожалению я не могу ее здесь разместить из за большого объема. возможно использование с данным сценарием других фотоматериалов о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Война- явление жестокое и страшное. Пока существует на земле злоба, ненависть, будут происходить и войны, которые уносят жизни детей и взрослых.         Долгих 1418 дней и ночей шла величайшая в истории битва за свободу и независимость Родины, за спасение народов мира от гитлеровской чумы и порабощения, за светлое будущее человечества. Миллионы людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, растили детей и внуков, радовались жизни. Около 30 миллионов людей заплатили  своей жизнью за наше   будущее. Одни  погибли на полях сражений, других замучили в концлагерях, третьи умерли в блокадном Ленинграде.

        Сегодня наш разговор пойдет о тех,  кому в начале Великой Отечественной войны было 5,8,13 лет.. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь наших поражений, и радость наших побед. Звуковым сопровождением их жизни были тогда сводки Совинформбюро, сообщавшие сначала об отступлениях, потерях нашей армии, а потом, в 1943-45 годах - о победах нашей армии, возвращенных городах, о захваченной вражеской технике.  (звучит фонограмма «Священная война»)

В 16 лет

                Было раннее летнее утро 22 июля 1941 года. Выпускники школ встречали свой первый рассвет после окончания школы. А в это время на пограничные города и поселки уже летели бомбы, сплошной стеной шли танки и пехота.

        Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость. Рядом с пограничниками были их жены, дети… Шли страшные кровопролитные бои…

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом  свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен и разбита пушка

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России,

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у парнишки он.

Вся страна встала от мала до велика, поднялась на борьбу с врагом. В те годы, многие мальчишки, которых на службу еще не брали, сами сбегали на фронт, чтобы быть в рядах защитников своей страны.

Ах война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом солдат…

До свидания мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад..

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все -таки

Постарайтесь вернуться назад…

Фашисты, имея хорошо подготовленную и вооруженную армию,  быстро захватывали города, деревни, села.

В оккупации люди не смирились с этим. Они создавали партизанские отряды и, по возможности, наносили вражеским войскам значительный урон.

        В этих отрядах повсеместно было немало юных воинов, мальчишек и девчонок. Многие из них сражались с оружием в руках, жили в землянках, а некоторым пришлось стать «бойцами невидимого фронта». Эти ребята были разведчиками, добывали для партизан необходимую информацию.

Крест- накрест синие полоски

На окнах съёжившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого то ищет

И не находит на селе..

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу- прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавший. Как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог.

Все видевший. На все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза

За эти месяцы страдания,

Которые равные годам…

Но ты, фашистская Германия,

За все сполна ответишь нам.

Детоубийцы и грабители

Вам ничего не скрыть вовек,

Он будет первым обвинителем-

Десятилетний человек.

Эта кровопролитная война оставила глубокий кровавый след, ведь среди миллионов погибших большинство составило мирное население, враг беспощадно уничтожал всех. Над городами, деревнями, поселками беспрестанно кружили вражеские самолеты и бомбили нашу землю.

 

На площади опустошенной

Разрушен вражеским огнем

Приветливый, многооконный,

С цветами в окнах детский дом.

Что в мире может быть печальней

Полуразрушенных печей

На месте прежней детской спальни,

Среди обломков кирпичей.

В золе я видел мячик детский,

А рядом школьную тетрадь.

Её  примял сапог немецкий,

Оставив грязную печать.

Нет преступления бесцельней,

Бессмысленней злодейства нет,

За детский дом, сожженный в Ельне,

В Берлине, Мюнхене и Кельне

Дадут преступники ответ.

Многие люди вынуждены были эвакуироваться. Срочно в глубь страны переводились заводы, фабрики, а вместе с ними переезжали и люди. Брали с собой только самое необходимое, ведь  зачастую беженцы передвигались пешком, под  частыми обстрелами врага, под бомбежками. Во время  бомбежек люди прятались кто куда, была страшная паника и часто дети если не погибали, то могли потеряться .

Теплушка с зябнущими стенами.

Закат.

Я помню и сейчас,

Как мама долго и растерянно

Всё пересчитывала нас.

        Лозунг «Все для фронта, все для победы» стал для нашей страны самым важным на долгие 4 года. Эвакуированные заводы  начинали работать как только устанавливали оборудование, под открытым небом. Рабочих не хватало, к станкам вставали дети. Станки были большими, поэтому переворачивали ящики и вставали на них.

Мальчишеских игр атаманы,

Герои девчоночьих снов…

Вы были  и правда угланы,

Подростки военных годов,

Худы, угловаты, глазасты,

В 15 непризнанных лет

Досыта вы ели не часто,

Утрами вставали чуть свет,

В гремучих цехах на Урале,

У жарких печей, за станком,

Отцам вы своим помогали

В смертельной их битве с врагом.

Усталые руки худые,

В ожогах, в железной пыли.

И чубики ваши седые

От вьюг этой гордой земли.

Хватило вам трудного дела

С лихвой!

Тогда и потом.

Война ваши судьбы задела

И врезалась острым углом.

Огромным испытанием для нашей страны  стала  блокада Ленинграда. На протяжении 900 дней фашисты плотным кольцом окружили  и никакой помощи ленинградцы  не могли получить извне: ни продуктов, ни медицинской помощи, ни топлива…

А ещё- каждодневные налёты и бомбёжки.

О детство, нет, я в детстве не был,

Я сразу в мужество шагнул,

Я молча ненавидел небо

За черный крест, за смертный гул.

И тем блокадным днем кровавым

Мне желтый ивовый листок

Казался лишь осколком ржавым,

Вонзившимся у самых ног,

В том городе, огнем обвитом,

В два пальца  сатана  свистел..

Мне страшно было быть убитым…

Я жить и вырасти хотел..

В городе не было воды. Чтобы выжить,  жители Ленинграда вырубывали на Неве куски льда и на себе тащили их в дома, чтобы растопить и добыть хоть немного живительной влаги. В печи,  чтобы согреться, кидали куски мебели. А суп варили из остатков кожаной обуви. Люди пухли от голода, ведь суточная пайка хлеба выглядела вот так: (кусок хлеба 150 г)

Война меня кормила из помойки,

Пороешься - и что нибудь найдешь.

Как маленькая мышка землеройка,

Как некогда пронырливый Гаврош.

Зеленый сухарик, корка сыра,

Консервных банок терпкий  аромат.

В штанах колени, вставленные в дыры,

Как некие сокровища горят.

И бешеные пульки, вместо пташек,

Чирикают по- своему,

И дым, как будто знамя молодости нашей,

Встает над горизонтом золотым…

Все эти лишения вместе со взрослыми героически перенесли и дети.

Песня «Ленинградская блокада»

Эта скульптура напоминает нам о тех тяготах и лишениях, которые перенесли жители Ленинграда в годы ВОВ.

Здесь всё говорит, что такое война.

Здесь все вопрошает: А вы так смогли бы?

Взрывается, криком кричит тишина,

И кажется- плачет гранитная глыба.

Такими же скорбными памятниками усеяна и наша с вами кубанская  земля.

Зверствам фашистов не было предела. Смерть, разруха, боль, вот чем отметили они свое пребывание  здесь.

Город Краснодар.

Здесь впервые была опробована и пущена в ход автомашина для массового истребления людей, душегубка.

За один рейс в ней погибали по 60-80 человек.

Только в одной могиле, противотанковом рву на окраине города было обнаружено около 7000 погибших. За 186 дней оккупации Краснодара здесь было уничтожено 13000 стариков, женщин, детей…

Печалью и гордостью вечер налит.

Могила и Вечный огонь по соседству.

Как будто взметнувшийся ввысь монолит-

Скорбящая мать и пронзенное сердце.

Город Ейск.

В начале ВОВ в Ейск из Симферополя был эвакуирован детский дом. В нем находились дети, больные церебральным параличом.

В октябре 1942 года эсэсовцы зверски убили 214 детей этого дома в машинах душегубках.

Мостовской район.

Памятник на месте бывшего поселка Михеева Поляна.

Жизнь рассуждает беспристрастно,

Кто сеет смерть, её пожнет!

На тыщи вёрст лежит пространство

Моей страны и жив народ.

Красивы и сметливы дети-

Пошли в отцов и матерей.

Темна Поляна в звездном свете,

Приди, приди сюда скорей.

Лучем точенее кристалла

 Всем покажи лесную глушь,

Где без вины погибших душ

Людская боль гранитом стала.

Фашисты оккупировали Кубань. Партизаны вели активную борьбу против них. Местное население оказывало поддержку партизанам. Но захватчики об этом узнали. В ноябре 1942 года всем жителям поселка было приказано выйти из своих домов вместе с детьми.

Фашисты разбили население на 7 групп. Мужчин заставили рыть ямы, а потом по очереди каждую группу выстраивали на краю могилы и расстреливали. Раненых  докалывали штыками и пристреливали из пистолетов, детей добивали прикладами.

207 жителей поселка захватчики разрешили похоронить лишь через неделю.

Стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Г. Усть- Лабинск.

В станице был оборудован госпиталь. Сын главного  врача Муся Пинхензон часто приходил сюда и играл на скрипке для раненых.

В 1942 году в станицу ворвались фашисты.

На берег Кубани согнали 270 человек. Увидев мальчика со скрипкой офицер приказал ему играть. Раздались торжественные звуки «Интернационала», которые тут же подхватили все обреченные.

Ожесточенные выстрелы оборвали песню.

Станица Брюховецкая.

Станица Брюховецкая долгое время была оккупирована врагом. Фронт приближался. Все ближе и ближе части армии освободительницы. Все оставшиеся в живых жители станицы с нетерпением ждали прихода своих. И вот уже фашисты спешно покидают станицу, а в неё вступают первые ряды нашей армии. Но внезапно пулеметная очередь сразила наших бойцов. Брат и сестра, Лена и  Виталия Голубятниковы увидели, что огонь ведут фашисты, которые спрятались в сарае. Ребята поняли, что это засада.

Схватив красный галстук, мальчик стал им размахивать ,предупреждая наших бойцов об опасности. Но пулеметная очередь сразила мальчика. Тогда к погибшему брату подбежала сестра, выхватила у него из рук галстук и , размахивая им, указала на место засады, хотя тут же была убита. Огневая точка противника была уничтожена взрывом гранаты.

 

Ждал свободы народ в Брюховецкой,

Ждал прихода бойцов дорогих.

Ждали этого Лена и Витя

День февральский был долог, как год.

Вдруг из дома напротив- смотрите.

В щель немецкий глядит пулемет.

Их пронзила догадка –засада,

Непонятная слышалась речь.

Нам спасти наших воинов ,

Нужно наших бойцов уберечь.

Стали строгими юные лица,

На раздумье- секунды ушли.

А бойцов принимала станица,

Вот они показались вдали

И все ближе родные шинели,

И счастливее лица солдат.

Стойте, стооой, голоса зазвенели.

Но прервал их  чужой пулемет.

Нет для памяти нашей преграды,

Наступил он, торжественный миг.

Вижу сверстников ясные взгляды

И не в камне, не в бронзе – живых.

Чем дальше в историю  уходят события ВОВ, тем меньше остается людей, переживших эту войну, воевавших, совершивших подвиги во имя Победы.

Рядом со взрослыми с ненавистным врагом боролись дети. Их было много – отважных ребят. Они учились в школе, любили  читать, играть, ходить в кино. Но когда пришла беда, эти дети проявили удивительную стойкость, целеустремленность, мужество и героизм в борьбе с врагом нашей Родины.

Миллионы людей погибли в этой страшной войне. Для будущих поколений бронза и гранит памятников являются свидетельством величия ратного подвига нашего народа.

Поклонимся всем тем, кто вынес на своих плечах всю тяжесть  минувшей войны.

Пусть никогда не зарастет тропа к памятным местам. Пусть всегда на  братских могилах будут живые цветы. Вечная память павшим в боях при защите Отечества –  сыновьям,  отцам, дедам, братьям, сестрам, родным. Вечная память мальчишкам и девчонкам 40 х. Пусть всегда на планете  будет мир и спокойствие.

Замедли шаг у обелиска,

У вечного огня замри.

И поклонись им низко, низко,

До самой матушки земли.

Они такие молодые,

Не покорилась им броня.

Теперь лежат они, родные.

И за тебя. И за меня.

Они о будущем мечтали,

Но все испортила война.

И вот они  на пьедестале,

А в пьедестале вся страна,

Четыре года грохотала,

Ведь та война-  кромешный ад.

И по Европе разбросала

Пропавших без вести солдат.

Искать пропавших не устали,

Хоть и другие времена.

Мы не о всех еще сказали

Не все известны  имена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. "Отечественная война 1812 г."

Проектная деятельность учащихся 1-ого класса в рамках школьной недели краеведения, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Презентация по теме проекта.Результаты учебной и внеучебной детел...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Внеклассное мероприятие Война на Кубани

Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной тем...

Сценарий внеклассного мероприятия "Война и дети"

                        ВОЙНА И ДЕТИДанное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устн...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Внеклассное занятие "Война и музыка "

Материал может быть использован как на уроках музыки, так и во внеклассной деятельности....