«Классное государство» - модель партнерского взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.
статья по теме
Данная статья опубликована в сборнике АППО СП-б, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_appo.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Классное государство» - модель партнерского
взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.
Из опыта работы воспитателя группы продленного дня
ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петерубрга
Андреевой О.С.
Образовательный процесс в школе в современных условиях призван способствовать развитию личности обучающихся, способной мыслить, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки, через включение их в различные виды познавательной, социальной и творческой деятельности.
Школа, класс – это та среда обитания, в которой ребёнок проводит значительную часть своей жизни. Поэтому важно, чтобы здесь ему было комфортно, безопасно, интересно.
Как сделать так, чтобы класс стал коллективом единомышленников, дружных и сплочённых, способных к созидательному творчеству? Часть этой задачи можно решить в группе продленного дня, включая учащихся в коллективную организаторскую деятельность.
В 3 - 4 классах у учащихся формируется социально приемлемые модели поведения. Важно создать условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности для приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Поэтому в этот период мои воспитанники становятся активными участниками районной игры «Ее величество Геральдика», которая проходит в течение всего учебного года. Задачи игры – формирование понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности, гражданской позиции, толерантности, патриотизма, а также создание сплоченного детского коллектива в классе, готового к творческому взаимодействию, - как нельзя лучше отражают задачи данного этапа развития детского коллектива класса и личностного развития воспитанников.
Вот как мною была организована игра в 3 классе. Вначале ребята распределились по «городам» (микроколлективам) и выбрали им названия. Совместно решили, что города у нас будут совпадать с колонками парт, тогда горожанам будет удобнее работать в своем городе, следить за его чистотой и благоустроенностью.
Далее мы обсудили «архитектурные идеи» городов. Например, какими могут быть дома в городе «Звездном» или «Радужном» или «Морском». Далее все жители «построили» (нарисовали) себе дома и поместили их на карты своих городов. В помещении класса, где находится моя группа, на стене нарисована замечательная карта с замком, островами, горами, радугой. Мы взяли ее за основу и разместили свои города на этой карте. В дальнейшем эта карта стала своеобразной доской почета и экраном соревнований, где мы отмечали города почетными значками и даже орденами.
В предыдущем классе у нас не было такой карты, и ребята сами придумали и изготовили из пластилин карту государства «Орландия». Ребята увлеклись игрой, и еще долгое время подрисовывали на свои карты разные детали. В процессе игры я наблюдала за работой детей в группах, отмечала для себя тех , кто проявил лидерские качества, сумел увлечь других своими идеями. В день выборов мэров городов с удовольствием заметила, что именно эти ребята стали во главе микроколлективов.
Определяя круг обязанностей мэров, мы решили, что они отвечают за порядок и дисциплину в городе, отмечают своих горожан за хорошие и полезные дела, принимают участие в разработке общих дел, отчитываются за свой город. Так же решили, что это будет сменная должность на определенный период.
Такая организация детей в группы стала хорошим подспорьем в работе не только для меня, как воспитателя, позволяя быстро навести чистоту в классе, построиться на физкультуру или в столовую, провести воспитательное занятие по группам, но и для учителя, который применял эту систему в учебное время.
Следующий этап – создание государства. Выборы президента класса и распределение по министерствам. Обычно, мы создаем 5 министерств.
Министерства по культуре организует поздравление именинникам, проводит викторины, беседы, отвечает за изучение государственной символики. Министерство печати выпускает «Вести», «Молнии», отвечает за летопись класса. Министерство здравоохранения отвечает за порядок в столовой, проведение физкультминуток, Министерство по благоустройству – за порядок в классе, орагнизует дежурство. Министерство по спорту проводит спортивные состязания и отвечает за подготовку отряда к районному параду.
Поначалу мне, как воспитателю, приходится довольно много работать с каждым министерством и мэрами городов. Но постепенно ребята увлекаются повседневной организаторской деятельностью. Президент класса привыкает формировать общественное мнение, учится управлять министрами. А министерства становятся «генераторами» творческих идей...
Так, например, министерство по спорту организовало и провело игру на местности «Дети шпионов-3» (во время прогулки ребята выполняли задания на внимание, скорость, смекалку), дружеский матч по мини-футболу и пионерболу с параллельным классом; ребята из министерства культуры организовали замечательный конкурс песни «Будь звездой!» и отличный урок памяти «Мои родные в годы Великой Отечественной»; министерство печати придумало и изготовило фотоколлажи к 8 марта и 23 февраля, поздравления-сюрпризы работникам школы; мэры городов провели игру-викторину «Символы нашей Родины» и по ее итогам присвоили лучшему городу звание «столицы».
Параллельно с изучением государственных символов, ребята создают символы своего классного государства. Проводятся конкурсы на лучший герб, гимн и флаг классной республики. Для участия в районном параде государств, придумывается и изготавливается парадная форма; проводятся тренировки по строевой подготовке.
Организуя работу таким образом, мы старались, чтобы все воспитанники были вовлечены в коллективную организаторскую и творческую деятельность. Работая в министерствах, ребята научились совместно планировать, осуществлять замысел и коллективно подводить итоги своей работы.
Анализируя результаты в конце года, я пришла к выводу, что мне удалось осуществить свою мечту – организовать детскую республику, еще больше сплотить коллектив, дать возможность проявить свои творческие способности каждому.
Этот опыт работы пригодился моим воспитанникам в основной школе. Учителя основной и старшей школы отмечают высокий творческий потенциал моих воспитанников и умение организовать жизнь в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».
Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....
Программа развития классного коллектива 2 класса «Радуга»
Цель программы: создание условий для формирования активной, инициативной, разностороннеразвитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качеств...
Классный час "Взаимоотношения в коллективе" 3 класс
Классный час в 3 классе на тему: "Взаимоотношения в коллективе"...
Приобретение опыта активного и дружного взаимодействия в коллективе.
Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и...
Конспект классного часа на тему «Взаимоотношения в коллективе» - 3 класс
Цель деятельности учителя: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта, формирования навыков общения.Планируемые результаты:Личностные: проявле...
Классный час "Взаимодействие в коллективе"
Материал призван создать условия для формирования способности конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной группы по достижению общей цели, формирования представления о за...
Комментарии
Классное государство
Прекрасная идея! Разбить класс по поручениям давно собиралась, а Вы так лаконично все рассказали, что остается только воплотить в жизнь. Спасибо.
Посмотрите мою игру "Морское
Посмотрите мою игру "Морское путешествие", которую можно провести, чтобы разбить детей на комнды.
Хорошая идея, спасибо
Хорошая идея, спасибо