«Классное государство» - модель партнерского взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.
статья по теме

Андреева Ольга Станиславовна

Данная статья опубликована в сборнике АППО СП-б, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_appo.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

           «Классное государство» - модель партнерского

                 взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.

Из опыта работы воспитателя группы продленного дня

ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петерубрга

Андреевой О.С.

Образовательный процесс в школе в современных условиях призван способствовать  развитию личности обучающихся, способной мыслить, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки,  через включение их в различные виды познавательной, социальной и творческой деятельности.  

Школа, класс – это та среда обитания, в которой ребёнок проводит значительную часть своей жизни. Поэтому важно, чтобы здесь ему было комфортно, безопасно, интересно.

Как сделать так, чтобы класс стал коллективом единомышленников, дружных и сплочённых, способных к созидательному творчеству?   Часть этой задачи можно решить в группе продленного дня, включая учащихся  в коллективную организаторскую деятельность.

    В 3 - 4 классах  у учащихся формируется социально приемлемые модели поведения. Важно создать условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности для приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Поэтому в этот период мои воспитанники становятся активными  участниками районной игры «Ее величество Геральдика», которая проходит в течение всего учебного года. Задачи игры – формирование понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности, гражданской позиции, толерантности, патриотизма, а также создание сплоченного детского коллектива в классе, готового к творческому взаимодействию,  -  как нельзя лучше отражают задачи данного этапа развития детского коллектива класса и личностного развития воспитанников.

Вот как мною была организована игра в 3 классе.  Вначале ребята распределились  по  «городам» (микроколлективам) и выбрали им названия. Совместно решили, что города у нас будут совпадать с колонками парт, тогда горожанам будет удобнее работать в своем городе, следить за его чистотой и благоустроенностью.

Далее мы обсудили «архитектурные идеи» городов. Например, какими могут быть дома в городе «Звездном» или «Радужном» или «Морском».  Далее все жители «построили» (нарисовали)  себе дома и поместили их на карты своих городов. В помещении класса, где находится моя группа, на стене нарисована замечательная карта с замком, островами, горами, радугой. Мы взяли ее за основу и разместили свои города на этой карте. В дальнейшем эта карта стала своеобразной доской почета и экраном соревнований, где мы отмечали города почетными значками и даже орденами.

 В предыдущем классе у нас не было такой карты, и ребята сами придумали и изготовили из пластилин карту  государства «Орландия».  Ребята увлеклись игрой, и еще долгое время подрисовывали на свои карты разные детали. В процессе игры я наблюдала за работой детей в группах, отмечала для себя тех , кто проявил  лидерские качества, сумел увлечь других своими идеями. В день выборов мэров городов с удовольствием заметила, что именно эти ребята стали во главе микроколлективов.

     Определяя круг обязанностей мэров, мы решили, что они отвечают за порядок и дисциплину в городе, отмечают своих горожан за хорошие  и полезные дела, принимают участие в разработке общих дел, отчитываются за свой город. Так же решили, что это будет сменная должность на определенный период.

   Такая организация детей в группы стала хорошим подспорьем в работе не только для меня, как воспитателя, позволяя быстро навести чистоту в классе, построиться на физкультуру или в столовую, провести воспитательное занятие по группам, но и для учителя, который применял  эту систему в учебное время.

     Следующий этап – создание государства. Выборы президента класса и распределение по министерствам. Обычно, мы создаем 5 министерств.

Министерства по культуре организует поздравление именинникам, проводит викторины, беседы, отвечает за изучение государственной символики. Министерство печати выпускает «Вести», «Молнии», отвечает за летопись класса. Министерство здравоохранения отвечает за порядок в столовой, проведение физкультминуток, Министерство по благоустройству – за порядок в классе, орагнизует дежурство. Министерство по спорту проводит спортивные состязания и отвечает за подготовку отряда к районному параду.

Поначалу мне, как воспитателю,  приходится довольно много работать с каждым министерством и мэрами городов. Но постепенно ребята увлекаются повседневной организаторской деятельностью. Президент класса  привыкает формировать общественное мнение, учится управлять министрами. А министерства становятся «генераторами» творческих идей...

Так, например, министерство по спорту  организовало и провело игру на местности «Дети шпионов-3» (во время прогулки ребята выполняли задания на внимание, скорость, смекалку), дружеский  матч по мини-футболу и пионерболу с параллельным классом; ребята из министерства культуры организовали замечательный конкурс песни «Будь звездой!» и отличный урок памяти «Мои родные в годы Великой Отечественной»; министерство печати придумало и изготовило  фотоколлажи к 8 марта и 23 февраля, поздравления-сюрпризы работникам школы; мэры городов провели игру-викторину «Символы нашей Родины» и по ее итогам присвоили лучшему городу звание «столицы».

 Параллельно с изучением государственных символов, ребята создают символы своего классного государства. Проводятся конкурсы на лучший герб, гимн и флаг классной республики. Для участия в районном параде государств, придумывается и изготавливается парадная  форма; проводятся тренировки по строевой подготовке.

Организуя работу таким образом, мы старались, чтобы все воспитанники были вовлечены в коллективную организаторскую и творческую деятельность. Работая в министерствах, ребята научились  совместно планировать, осуществлять замысел  и коллективно подводить итоги своей работы.

     Анализируя результаты  в конце года, я пришла к выводу, что мне удалось осуществить свою мечту – организовать детскую республику, еще больше сплотить коллектив, дать возможность проявить свои творческие способности каждому.

Этот опыт работы пригодился моим воспитанникам в основной школе.  Учителя основной и старшей школы отмечают высокий творческий потенциал моих воспитанников и умение организовать жизнь в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....

Программа развития классного коллектива 2 класса «Радуга»

Цель программы: создание условий для формирования активной, инициативной, разностороннеразвитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качеств...

Классный час "Взаимоотношения в коллективе" 3 класс

Классный час в 3 классе на тему: "Взаимоотношения в коллективе"...

Приобретение опыта активного и дружного взаимодействия в коллективе.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и...

Конспект классного часа на тему «Взаимоотношения в коллективе» - 3 класс

Цель деятельности учителя: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта, формирования навыков общения.Планируемые результаты:Личностные: проявле...

Классный час "Взаимодействие в коллективе"

Материал призван создать условия для формирования способности конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной группы по достижению общей цели,  формирования представления о за...


 

Комментарии

Прекрасная идея! Разбить класс по поручениям давно собиралась, а Вы так лаконично все рассказали, что остается только воплотить в жизнь. Спасибо.

Андреева Ольга Станиславовна

Посмотрите мою игру "Морское путешествие", которую можно провести, чтобы разбить детей на комнды.

Хорошая идея, спасибо